Бюллетень № 10 от 27.10.2006



           1. Военнослужащий, предупрежденный о неполном
              служебном соответствии и не доказавший
                в течение года своего исправления,
                   может быть снижен в должности

            Решение Военной коллегии Верховного Суда РФ
                  от 30 марта 2005 г. N ВКПИ05-17

                           (Извлечение)


     X. обратился  в  Верховный  Суд  РФ  с  заявлением,  в котором
оспаривал законность подп.  "д" п.  17 ст.  11 Положения о  порядке
прохождения   военной   службы,   утвержденного  Указом  Президента
Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
     11 февраля 2004 г.  по  приказу  командования X. (на  которого
30 сентября  2002  г.  было   наложено   дисциплинарное   взыскание
"предупреждение  о  неполном служебном соответствии") освобожден от
занимаемой должности,  для которой  штатом  предусмотрено  воинское
звание "майор",  и назначен на другую должность со штатным воинским
званием "капитан". Основанием для такого назначения в представлении
указан  подп.  "д"  п.  17  ст.  11 Положения о порядке прохождения
военной службы.
     Обосновывая свои  требования,  заявитель утверждал,  что сроки
снятия  взыскания  в  виде  предупреждения  о  неполном   служебном
соответствии  нормативными  документами  не  определены  и в случае
назначения  военнослужащего  на  низшую  воинскую   должность   это
взыскание  в  силу  подп.  "д"  п.  17  ст.  11 Положения о порядке
прохождения    военной    службы    является    "пожизненным",    и
военнослужащий,   на  которого  наложено  указанное  дисциплинарное
взыскание, может быть понижен в должности не только в течение года,
но  и  в  последующем  в  любое  время,  поскольку  в этом Указе не
установлены конкретные сроки, по окончании которых данное наказание
не приводится в исполнение.
     По мнению  X.,  данная  правовая  норма  в   названной   части
ограничивает  право  военнослужащего,  сниженного  в дисциплинарном
порядке  в  должности,  на  назначение  на  вышестоящую  должность,
ущемляет другие права военнослужащих и противоречит ст.ст. 95 и 102
Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
     Военная коллегия  Верховного Суда РФ 30 марта 2005 г.  отказал
X. в удовлетворении его требований по следующим основаниям.
     Порядок и  условия  прохождения  военной  службы  определяются
Федеральными законами  "О воинской обязанности  и  военной службе",
"О статусе    военнослужащих",   другими   федеральными   законами,
Положением  о  порядке  прохождения  военной  службы,  утвержденным
Указом  Президента  Российской  Федерации от 16  сентября  1999  г.
N 1237, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     Как следует из ст.  102 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил
Российской Федерации,  дисциплинарное взыскание - предупреждение  о
неполном  служебном  соответствии  -  применяется один раз за время
пребывания прапорщика или офицера на занимаемой штатной  должности.
Если  в  течение года после наложения этого взыскания прапорщик или
офицер не исправил свое поведение образцовым выполнением  воинского
долга  и  взыскание  не  сыграло  своей воспитательной роли,  то он
представляется в установленном порядке к снижению в должности или к
досрочному увольнению с военной службы в запас.
     В подп.  "д" п.  17 ст.  11 Положения также  установлено,  что
назначение    военнослужащего    на   низшую   воинскую   должность
производится  в  порядке   реализации   дисциплинарного   взыскания
"снижение  в  должности"  или  "снижение  в воинском звании на одну
ступень с переводом на низшую должность",  а также в случае, если в
течение  одного  года  после  наложения дисциплинарного взыскания о
неполном служебном соответствии прапорщик (мичман)  или  офицер  не
исправил  своего поведения образцовым выполнением воинского долга и
взыскание не сыграло своей воспитательной роли.
     Следовательно, в   данной   норме  Положения  закреплены  лишь
случаи,  а не порядок назначения военнослужащего на низшую воинскую
должность.
     Анализ оспариваемой правовой нормы и ст.  102  Дисциплинарного
устава  Вооруженных  Сил Российской Федерации,  на которую ссылался
заявитель,  позволяет  сделать  вывод   о   том,   что   назначение
военнослужащего  на  низшую  должность  может  быть  реализовано по
истечении года после наложения на него дисциплинарного взыскания  в
виде  предупреждения  о неполном служебном соответствии,  поскольку
указание годичного  срока  относится  исключительно  к  периоду,  в
течение  которого  подлежит  оценке исполнение военнослужащим своих
служебных обязанностей,  в ходе чего он должен исправить  поведение
образцовым выполнением воинского долга,  а дисциплинарное взыскание
должно сыграть свою воспитательную роль.  На основании этой  оценки
командир   должен   принять  решение  о  снятии  взыскания  либо  о
представлении военнослужащего к снижению в должности.
     Таким образом,   в   названных   нормативных   правовых  актах
определено,  что неблагоприятные последствия  применения  взыскания
"предупреждение  о  неполном  служебном соответствии" наступают для
виновного по истечении года с момента его наложения.  При  этом,  в
сравнении  с  дисциплинарным взысканием в виде снижения в должности
или  досрочного  увольнения  в  запас,  предупреждение  о  неполном
служебном   соответствии   является   наказанием,   предоставляющим
возможность  военнослужащему  своим  добросовестным  отношением   к
службе  избежать  применения к нему упомянутых санкций по истечении
года.
     К тому  же право военнослужащего,  сниженного в дисциплинарном
порядке  в  должности,  на  назначение  на  вышестоящую  должность,
вопреки  утверждению заявителя,  не ограничивается.  В соответствии
с  п. 18  ст. 11   Положения    после    снятия   этого   взыскания
военнослужащий  может  быть  назначен  на  более  высокую  воинскую
должность.
     Довод заявителя о том,  что отсутствие в Положении  конкретных
сроков  для  представления  к  назначению  на  низшую  должность по
истечении года военнослужащего,  имеющего взыскание "предупреждение
о   неполном   служебном   соответствии",  якобы  дает  возможность
командованию решать вопрос о применении  этого  наказания  в  любой
момент прохождения военной службы, несостоятелен.
     Сроки наложения   и   порядок    приведения    в    исполнение
дисциплинарных  взысканий указаны в ст.ст.  88 и 95 Дисциплинарного
устава Вооруженных  Сил  Российской  Федерации.  Несоблюдение  этих
сроков    командованием    при    привлечении    военнослужащих   к
дисциплинарной ответственности, так же как и обоснованность решения
о  снижении  в должности,  является поводом для обращения в суд для
восстановления нарушенного права и не может быть предметом  данного
спора.


                           ____________