Бюллетень № 2 от 21.02.2007



  9. Абзац 4 п. 2, пп. 4, 5, абз. 3 п. 6 (за исключением первого
    предложения), абз. 2 п. 9 Положения об особенностях режима
    рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных
         категорий работников железнодорожного транспорта,
   непосредственно связанных с движением поездов, утвержденного
   приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от
  5 марта 2004 г. N 7, признаны недействующими со дня вступления
                   решения суда в законную силу

                 Определение Кассационной коллегии
              Верховного Суда РФ от 16 марта 2006 г.
                            N КАС06-57

                           (Извлечение)


     Г., работающий машинистом электропоезда, обратился в Верховный
Суд РФ с заявлением о признании недействующими ряда норм  Положения
об  особенностях режима рабочего времени и времени отдыха,  условий
труда отдельных категорий работников  железнодорожного  транспорта,
непосредственно   связанных   с  движением  поездов,  утвержденного
приказом  Министерства  путей  сообщения  Российской  Федерации  от
5 марта 2004 г.  N 7 (далее - Положение), устанавливающих следующие
правила:
     в случаях,  когда технологический процесс требует оперативного
управления  эксплуатационной  работой  транспортной   сети   и   ее
корректировки, работникам железнодорожного транспорта, труд которых
непосредственно связан с  движением  поездов,  осуществляющим  свои
трудовые  обязанности  в  пути  или пределах обслуживаемых участков
инфраструктуры,  выполняющим работу,  связанную с движением поездов
при  перевозке  грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров,
обеспечивающим непрерывность перевозочного процесса и  безопасность
движения  поездов,  график сменности (без изменения его типа) может
доводиться до сведения не позднее чем за  три  дня  до  начала  его
действия (абз. 4 п. 2);
     привлечение к  сверхурочным  работам  работников,   постоянная
работа которых осуществляется в пути,  - работников поездных бригад
пассажирских   поездов,   работников   рефрижераторных   секций   и
автономных   рефрижераторных  вагонов  со  служебными  отделениями,
хоппер-дозаторных  и  думпкарных  маршрутов,  вагонов-транспортеров
сочлененного типа, служебных, багажных и сборнораздаточных вагонов,
локомотивных    бригад,    работающих    с     хозяйственными     и
восстановительными   поездами  специального  назначения,  водителей
самоходного специализированного подвижного состава,  а также других
работников,  труд  которых  непосредственно  связан  с обеспечением
безопасности  движения  поездов  и  обслуживанием   пассажиров,   в
соответствии  со  ст.  99 ТК РФ производится работодателем с учетом
мнения представительного органа работников и  письменного  согласия
работника (п. 4);
     общее количество  сверхурочных  часов   работы   для   каждого
работника  не  должно  превышать двадцати четырех часов в месяц и в
соответствии со ст. 99 ТК РФ 120 часов в год (п. 5);
     время непрерывного  отдыха  между сменами должно составлять не
менее 12 часов.  Привлечение  работника  к  работе,  независимо  от
продолжительности  использованного  отдыха  за время предшествующей
работы  (смены),  допускается   в   случаях   производства   работ,
необходимых   для   обороны  страны,  а  также  для  предотвращения
производственной     аварии     либо     устранения     последствий
производственной аварии или стихийного бедствия (снежных и песчаных
заносов,  обвалов,  оползней,  последствий ураганов, смерчей, бурь,
ливневых дождей, наводнений и землетрясений) с письменного согласия
работника (абз. 3 п. 6);
     начало и  окончание  работы  могут назначаться вне постоянного
пункта сбора (постоянного места работы),  о  чем  работнику  должно
быть   сообщено  не  позднее  окончания  предыдущего  рабочего  дня
(смены).  В этих случаях время  следования  до  назначенного  места
работы и обратно не считается рабочим временем (абз. 2 п. 9);
     на непрерывных  сменных  работах  работникам  не   разрешается
оставлять рабочее место,  не дождавшись смены.  Работодатель должен
принять все зависящие от него меры для смены  работника.  При  этом
междусменный  отдых  вызываемого  работника должен быть не менее 12
часов (п. 13).
     В обоснование  своих  требований  заявитель указал на то,  что
приведенные выше нормы противоречат  Трудовому  кодексу  Российской
Федерации,  в частности ст.ст. 5, 73, 92, 103, 329, 423, и нарушают
его трудовые права.
     Решением Судебной  коллегии  по  гражданским  делам Верховного
Суда РФ от 19 января 2006 г.  заявленные  требования  удовлетворены
частично,  оспариваемые  нормы  Положения,  за  исключением п.  13,
признаны недействующими со дня вступления решения суда  в  законную
силу.
     В кассационной  жалобе  Министерство   транспорта   Российской
Федерации  (правопреемник  Министерства  путей сообщения Российской
Федерации) просило решение суда в части  удовлетворения  заявленных
требований   отменить   и   принять   новое  решение  об  отказе  в
удовлетворении заявления в полном объеме,  ссылаясь на неправильное
определение  судом обстоятельств,  имеющих значение для дела,  и на
нарушение норм материального права.
     Кассационная коллегия  Верховного  Суда  РФ  16  марта 2006 г.
кассационную жалобу частично удовлетворила, указав следующее.
     В соответствии с ч. 2 ст. 329 ТК РФ и п. 2 ст. 25 Федерального
закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в
Российской   Федерации"  Министерство  путей  сообщения  Российской
Федерации,  являясь федеральным  органом  исполнительной  власти  в
области   железнодорожного   транспорта,   правомочно  было  издать
нормативный  правовой  акт,  устанавливающий   особенности   режима
рабочего   времени   и  времени  отдыха,  условий  труда  отдельных
категорий  работников,  труд  которых  непосредственно   связан   с
движением транспортных средств.
     Однако в силу ч.  2 ст.  329 ТК РФ эти  особенности  не  могут
ухудшать   положение   работников  по  сравнению  с  установленными
Кодексом.
     Частью 4  ст.  103  этого  Кодекса  установлено,  что  графики
сменности доводятся до сведения работника не позднее  чем  за  один
месяц до введения их в действие.
     Приведенная норма адресована работодателю и носит императивный
характер.  Правило,  закрепленное  в  абз.  4  п.  2  Положения,  в
противоречие   с   этой   нормой    сокращает    указанный    срок,
предусматривает  возможность  доводить график сменности до сведения
работников не позднее чем  за  три  дня  до  начала  его  действия,
ухудшая  тем  самым их положение.  Сокращение срока в данном случае
изменяет порядок  исполнения  работодателем  своей  обязанности  по
уведомлению  работников  о  графиках  сменности  и  не  связано  со
спецификой труда работников,  позволяющей ухудшить их положение  по
сравнению с другими работниками.
     Довод в кассационной жалобе о том,  что абз.  4 п. 2 Положения
является исключением из общего правила,  продублированного в абз. 3
того же пункта, не свидетельствует о законности оспариваемой нормы.
Предписание,  содержащееся  в ч.  4 ст.  103 Кодекса,  не допускает
исключения,  в том числе путем уменьшения подзаконными нормативными
актами  срока уведомления отдельных категорий работников о графиках
сменности.
     Согласно ч.   1   ст.  329  ТК  РФ  работникам,  труд  которых
непосредственно  связан  с  движением  транспортных   средств,   не
разрешается    работа    за   пределами   установленной   для   них
продолжительности рабочего  времени  по  профессии  или  должности,
непосредственно связанной с движением транспортных средств, а также
работа с вредными и (или) опасными условиями труда.
     Положение, предписания  которого оспариваются,  как следует из
его названия  и  п.  1,  распространяется  на  отдельные  категории
работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с
движением поездов,  и не регулирует рабочее время  и  время  отдыха
других работников железнодорожного транспорта.
     Однако в  нарушение  прямого  запрета,  содержащегося  в ч.  1
ст. 329  указанного Кодекса,  Положение предусматривает возможность
привлечения  работников,  непосредственно  связанных  с   движением
поездов,   к  сверхурочным  работам  (п.  4),  определяет  для  них
предельное  количество  сверхурочных  работ   (п.   5),   позволяет
привлекать их  к  сверхурочной  работе в случаях,  указанных в п. 1
ч. 2 ст. 99 ТК РФ (абз. 3 п. 6).
     Ссылки в кассационной жалобе на то,  что положения ст.ст. 99 и
329 ТК РФ не исключают возможность привлечения указанных работников
транспорта к сверхурочным работам,  когда такая работа не связана с
движением транспортных средств,  а названные нормы Положения  прямо
не   предусматривают  привлечение  их  к  сверхурочным  работам  по
профессии или  должности,  непосредственно  связанной  с  движением
поездов,   поэтому   не  противоречат  трудовому  законодательству,
несостоятельны.
     Из содержания  оспариваемых  норм  видно,  что  они каких-либо
ограничений  не  содержат,  не  исключают  возможность  привлечения
указанной  категории работников к сверхурочным работам по профессии
или должности,  непосредственно  связанной с движением  поездов,  в
связи  с  чем  суд  первой  инстанции  пришел  к  верному  выводу о
противоречии этих норм требованиям ч. 1 ст. 329 ТК РФ.
     Привлечение к   иным   работам,   на   что  сделана  ссылка  в
кассационной жалобе,  рассматриваемыми положениями не охватывается,
регулируется  нормами  о  временном  переводе,  поскольку  в данном
случае речь идет о выполнении тех  работ,  которые  не  обусловлены
трудовым   договором,  заключенным  с  работником  по  определенной
профессии или  должности,  непосредственно  связанной  с  движением
поездов.
     В резолютивной части обжалуемого решения указано  о  признании
недействующим  абз.  3  п.  6  Положения в целом.  Между тем первое
предложение этого  абзаца  устанавливает,  что  время  непрерывного
отдыха   между   сменами  должно  составлять  не  менее  12  часов.
Требование об оспаривании  данной  нормы  Г.  не  заявлялось  и  ее
законность  судом  не проверялась,  каких-либо мотивов относительно
этой  нормы  в  мотивировочной  части  решения  не   приведено.   В
действительности   судом   признана   недействующей  только  норма,
изложенная во втором предложении абзаца.  С учетом этого из решения
суда  следует  исключить  указание о признании недействующим абз. 3
п. 6 Положения в части первого предложения.
     Решение суда  подлежит  отмене в части признания недействующим
абз.  2 п.  9 Положения,  в силу которого при назначении  начала  и
окончания  работы  вне  постоянного пункта сбора (постоянного места
работы),  если работнику было сообщено об этом не позднее окончания
предыдущего рабочего дня (смены),  время следования до назначенного
места и обратно не считается рабочим временем.
     Вывод о незаконности данной нормы суд мотивировал тем, что она
не  отражает  особенности  режима   рабочего   времени   работников
железнодорожного транспорта и позволяет работодателю в обход правил
внутреннего трудового распорядка организации изменять пункт сбора и
не включать время следования в пути в рабочее время.
     Между тем оспариваемая норма не может толковаться в отрыве  от
абз.  3 п.  9 Положения,  предусматривающего,  что в других случаях
время следования от постоянного пункта сбора до  места  предстоящей
работы  включается  в  рабочее  время  и  определяется  в  правилах
внутреннего  трудового  распорядка  с  учетом   удаленности   места
предстоящей  работы  от постоянного пункта сбора и способа доставки
работников.
     Ссылка Г.  в  обоснование  своего  заявления  в  этой части на
ст. 73 ТК РФ  является  произвольной,  поскольку  в  данном  случае
изменение   каких-либо   существенных  условий  трудового  договора
отсутствует,  абз.  2  и  3  п.  9  Положения  в   их   взаимосвязи
устанавливают для работников, непосредственно связанных с движением
поездов,  с учетом  специфики  их  труда  дополнительные  гарантии,
допускающие   в  определенном  этими  нормами  порядке  относить  к
рабочему времени время следования к месту работы.
     По смыслу  ст.  57  ТК  РФ  к  существенным условиям трудового
договора относится место работы, под которым понимается организация
или  ее  структурное подразделение,  но не место начала и окончания
работы (кроме случаев,  когда такое условие специально оговорено  в
договоре по соглашению его сторон).
     Согласно общему правилу время  следования  к  месту  работы  и
обратно не включается в рабочее время.
     В силу ст.  91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого
работник   в   соответствии   с   правилами  внутреннего  трудового
распорядка  организации  и  условиями  трудового  договора   должен
исполнять  трудовые  обязанности,  а  также  иные  периоды времени,
которые в соответствии с законами и  иными  нормативными  правовыми
актами относятся к рабочему времени.
     Таким образом,  время  следования  к  месту  начала  работы  и
обратно  может быть включено в рабочее время при условии,  если это
предусмотрено определенным нормативным правовым актом.
     Положение, как   сказано   выше,  распространяется  только  на
работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с
движением  поездов,  что  само  по  себе предполагает наличие такой
особенности,  как возможность изменения,  исходя из  складывающейся
ситуации  в  движении поездов,  места начала и окончания работы.  В
абз.  2 и 3 п. 9 Положения определяются общие критерии, позволяющие
с  учетом  этой  особенности  установить  условия отнесения времени
следования к месту работы к рабочему времени в правилах внутреннего
трудового  распорядка,  утверждаемых  работодателем с учетом мнения
представительного органа работников организации.
     Данное   правовое   регулирование   соответствует  требованиям
ст.ст. 5,  8,  57,  91,  189,  190 ТК РФ,  в связи с чем у суда  не
имелось   оснований   для  признания  недействующим  абз.  2  п.  9
Положения.
     Кассационная коллегия  Верховного  Суда  РФ  решение  Судебной
коллегии  по  гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ от 19 января
2006 г.  отменила  в  части  признания  недействующим абз.  2 п.  9
Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха,
условий   труда  отдельных  категорий  работников  железнодорожного
транспорта,  непосредственно   связанных   с   движением   поездов,
утвержденного  приказом  Министерства  путей  сообщения  Российской
Федерации от 5 марта 2004 г.  N 7,  в удовлетворении заявления Г. в
этой  части  отказала.  В  остальной части решение суда о признании
недействующими  со  дня  вступления  в  законную  силу решения суда
абз. 4 п.  2, пп. 4, 5, абз. 3 п. 6, абз. 2 п. 9 Положения оставила
без изменения,  исключив из него указание о признании недействующим
абз.  3  п.  6 названного Положения в части первого предложения,  а
кассационную жалобу Министерства транспорта Российской Федерации  -
без удовлетворения.


                           ____________