Бюллетень № 2 от 21.02.2007



             8. Органы исполнительной власти субъектов
            Российской Федерации не вправе осуществлять
           государственное регулирование цен на питьевую
               и минерализованную воду, реализуемую
            на территории субъекта Российской Федерации

                   Определение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                 от 19 апреля 2006 г. N 58-Г06-11

                           (Извлечение)


     Правительством Хабаровского  края  28  ноября 2005 г.  принято
постановление N 131-пр "О торговых надбавках  на  воду  питьевую  и
воду   минерализованную",   которым   в  связи  со  сложившейся  на
территории Хабаровского края  чрезвычайной  ситуацией  техногенного
характера  и  в целях защиты населения от необоснованного роста цен
на воду питьевую и  воду  минерализованную  установлена  предельная
оптовая  надбавка  к  отпускной  цене производителя или организации
оптовой  торговли  на  воду  питьевую  и   воду   минерализованную,
реализуемую  всеми  оптовыми  организациями  края  независимо от их
организационно-правовой   формы,    а     также     индивидуальными
предпринимателями.
     Прокурор Хабаровского края обратился  в  суд  с  заявлением  о
признании  данного  постановления  правительства  Хабаровского края
противоречащим федеральному законодательству.
     В обоснование  заявленных  требований  он сослался на то,  что
оспариваемое  постановление  противоречит  ст.  1  ГК  РФ,   нормам
Федерального  закона  от  6  октября  1999  г.  N  184-ФЗ "Об общих
принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
исполнительных  органов государственной власти субъектов Российской
Федерации", Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 г. N 948-I
"О  конкуренции  и  ограничении  монополистической  деятельности на
товарных рынках", Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ
"О   защите   населения   и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций
природного и техногенного характера",  постановлению  Правительства
Российской  Федерации  от  7  марта  1995  г.  N  239  "О  мерах по
упорядочению  государственного  регулирования  цен  (тарифов)",   в
соответствии  с  которыми  органы  государственной  власти субъекта
Российской Федерации не наделены полномочиями в сфере регулирования
ценообразования  на  воду,  в  том  числе  в  случаях  чрезвычайной
ситуации,  в связи с чем правительство Хабаровского края  не  могло
произвольно  вмешиваться  в  деятельность  участников  гражданского
оборота.
     В судебном  заседании представитель правительства Хабаровского
края просил  в  удовлетворении  заявленного  прокурором  требования
отказать,   утверждая,   что   оспоренное   им   постановление   не
противоречит указанным нормам  федерального  законодательства,  его
содержание  соответствует  положениям Федерального закона "О защите
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного  характера",  а  также Федерального закона от 30 марта
1999  г.  N  52-ФЗ  "О  санитарно-эпидемиологическом   благополучии
населения".
     Решением Хабаровского краевого  суда  от  19  января  2006  г.
заявление  прокурора  удовлетворено:  признано недействующим со дня
вступления в законную силу решения суда постановление правительства
Хабаровского  края  от  28  ноября  2005  г.  N  131-пр "О торговых
надбавках на воду питьевую и воду минерализованную".
     В кассационной жалобе правительства Хабаровского края ставился
вопрос об отмене решения суда как  вынесенного  с  нарушением  норм
материального и процессуального права.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного Суда  РФ
19 апреля 2006 г.  решение суда оставила без изменения по следующим
основаниям.
     В силу подп.  "е" п.  1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября
1999   г.   "Об   общих   принципах   организации   законодательных
(представительных)  и исполнительных органов государственной власти
субъектов    Российской     Федерации"     деятельность     органов
государственной     власти     субъекта     Российской    Федерации
осуществляется,  в  частности,  на  основе  принципа  разграничения
предметов  ведения  и  полномочий  между  органами  государственной
власти Российской Федерации и органами  государственной  власти  ее
субъектов.
     Частью 1 ст.  8 Конституции Российской Федерации гарантируются
единство   экономического   пространства,   свободное   перемещение
товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода
экономической деятельности в Российской Федерации.
     Согласно п.  "ж"  ст.  71  Конституции  Российской   Федерации
вопросы  установления  правовых  основ  единства  рынка  отнесены к
предмету исключительной компетенции Российской Федерации.
     В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство
основывается на  признании  равенства  участников  регулируемых  им
отношений,   неприкосновенности  собственности,  свободы  договора,
недопустимости  произвольного  вмешательства  кого-либо  в  частные
дела,  необходимости  беспрепятственного  осуществления гражданских
прав,  обеспечения  восстановления  нарушенных  прав,  их  судебной
защиты.
     Анализируя указанные положения федерального  законодательства,
суд   правильно   отметил   в  решении,  что  обеспечение  единства
экономического  пространства,   свободного   перемещения   товаров,
поддержки   конкуренции,   свободы  экономической  деятельности  на
территории   Российской   Федерации   осуществляется    федеральным
законодателем  посредством правового регулирования в соответствии с
п. "ж" ст. 71 Конституции  Российской  Федерации,  что закреплено в
п. 2  ст.  1,  ст. 1-1  Закона  РСФСР  от 22 марта 1991 г.  N 948-I
"О конкуренции  и  ограничении  монополистической  деятельности  на
товарных рынках".
     Согласно п.  1 ст.  7 названного  Закона  федеральным  органам
исполнительной  власти,  органам  государственной  власти субъектов
Российской  Федерации,  органам   местного   самоуправления,   иным
наделенным  функциями  или правами указанных органов власти органам
или организациям  запрещается  принимать  акты  и  (или)  совершать
действия,   которые  ограничивают  самостоятельность  хозяйствующих
субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных
хозяйствующих  субъектов,  если  такие акты или действия имеют либо
могут иметь своим результатом недопущение,  ограничение, устранение
конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
     Во исполнение  Указа   Президента   Российской   Федерации  от
28 февраля  1995  г.  N  221  принято  постановление  Правительства
Российской Федерации  от  7  марта  1995  г.  N  239  "О  мерах  по
упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым
утверждены    Перечень    продукции    производственно-технического
назначения,  товаров  народного  потребления  и  услуг,  на которые
государственное регулирование цен  (тарифов)  на  внутреннем  рынке
Российской  Федерации  осуществляют  органы  исполнительной  власти
субъектов Российской  Федерации,  и  Перечень  услуг  транспортных,
снабженческо-сбытовых  и  торговых организаций,  по которым органам
исполнительной    власти     субъектов     Российской     Федерации
предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов
и надбавок.
     Судом правильно обращено внимание на то, что указанные Перечни
не предусматривают права органов государственной  власти  субъектов
Российской Федерации осуществлять государственное регулирование цен
на питьевую и минерализованную воду.
     В случаях    чрезвычайных    ситуаций    полномочия    органов
исполнительной власти  субъекта  Российской  Федерации  установлены
Федеральным  законом  от  21  декабря  1994  г.  N  68-ФЗ "О защите
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного  характера"  и  Законом  Хабаровского  края от 1 марта
1996 г.  N 7 "О защите населения и территории Хабаровского края  от
чрезвычайных   ситуаций   природного   и  техногенного  характера",
которыми  также  не  предусмотрены  полномочия   по   осуществлению
государственного  регулирования  цен на питьевую и минерализованную
воду.
     Правильно оценив   установленные  обстоятельства  по  делу  во
взаимосвязи с названными положениями действующего законодательства,
суд    обоснованно    указал,    что   оспариваемое   постановление
правительства  Хабаровского  края  от  28 ноября 2005 г.  N  131-пр
"О торговых  надбавках  на  воду питьевую и воду минерализованную",
которым,  как следует  из  его  содержания,  регулируется  один  из
вопросов  свободы экономической деятельности участников гражданских
правоотношений, противоречит нормам федерального законодательства.
     Данное обстоятельство  судом расценено в качестве достаточного
основания для признания упомянутого постановления недействующим  со
дня вступления решения суда в законную силу.
     Судебная коллегия согласилась с выводами Хабаровского краевого
суда.
     Относительно доводов  в  кассационной   жалобе   правительства
Хабаровского края следует учесть,  что в силу абз.  2 п. 2 ст. 1 ГК
РФ  гражданские  права   могут   быть   ограничены   на   основании
федерального  закона и только в той мере,  в какой это необходимо в
целях  защиты   основ   конституционного   строя,   нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства.
     Ссылка на п.  1 ст. 11 Федерального закона "О защите населения
и территорий от чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного
характера" как на основание издания оспариваемого нормативного акта
не  может  быть  признана   состоятельной.   Системное   толкование
указанного  Закона  не  свидетельствует  о  предоставлении  органам
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  прав  на
издание  актов  по ограничению прав и свобод как физических,  так и
юридических лиц по мотивам защиты их здоровья и прав других лиц.
     Судом также   правильно   обращено   внимание   на   то,   что
оспариваемое  постановление  принято   в   связи   со   сложившейся
чрезвычайной  ситуацией.  Между  тем  положения Закона,  на которых
основаны возражения правительства края,  прежде всего направлены на
принятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
     Судебная коллегия по  гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ
решение   Хабаровского   краевого   суда  оставила  без  изменения,
кассационную  жалобу  правительства   Хабаровского   края   -   без
удовлетворения.


                           ____________