Бюллетень № 2 от 21.02.2007



     10. Абзац 2 п. 17 Правил регистрации автомототранспортных
       средств и прицепов к ним в Государственной инспекции
      безопасности дорожного движения Министерства внутренних
   дел Российской Федерации (утвержденных приказом Министерства
     внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г.
   N 59, в редакции от 26 марта 2005 г. N 208), в соответствии с
   которым регистрационные действия с транспортными средствами,
     имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки
     вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на
    основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного
     дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических
       подразделений органов внутренних дел об исследовании
    маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение,
      признан не противоречащим федеральному законодательству

                     Решение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                 от 5 октября 2005 г. N ГКПИ05-835

                           (Извлечение)


     В п.  17  Правил  регистрации  автомототранспортных  средств и
прицепов к ним в Государственной инспекции  безопасности  дорожного
движения   Министерства   внутренних   дел   Российской   Федерации
(утвержденных  приказом  Министерства  внутренних  дел   Российской
Федерации  от  27 января  2003 г.  N 59;  в  редакции  от  26 марта
2005 г.;  далее  -  Правила)  предусмотрено,  что  при  обнаружении
признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на
транспортных     средствах     организациями-изготовителями,     не
зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных
документов,  регистрационных  знаков,  несоответствия  транспортных
средств и номерных агрегатов сведениям,  указанным в представленных
документах,  или регистрационным данным, а также наличии сведений о
нахождении  транспортных средств,  номерных агрегатов в розыске или
представленных   документов   в   числе   утраченных   (похищенных)
регистрационные   действия   не   производятся.   Такие  документы,
регистрационные знаки задерживаются.  С документов снимаются копии,
а  их  оригиналы  (регистрационные  знаки)  вместе  с сообщением об
обнаружении признаков преступления передаются  в  орган  внутренних
дел  по  месту их обнаружения для проведения необходимых действий и
принятия  решения  в   порядке,   установленном   законодательством
Российской Федерации.
     Согласно абз. 2 того же пункта Правил регистрационные действия
с транспортными средствами,  имеющими признаки изменения нанесенной
на  них  маркировки  вследствие  естественного  износа,   коррозии,
совершаются  на  основании  постановлений  об  отказе в возбуждении
уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических
подразделений  органов внутренних дел об исследовании маркировочных
обозначений, подтверждающих данное изменение.
     М. обратился  в  Верховный  Суд РФ с заявлением об оспаривании
абз.  2 п.  17 Правил,  ссылаясь на содержащееся в нем  ограничение
категорий собственников автомобилей, имеющих право на возобновление
регистрационных  действий   с   принадлежащими   им   транспортными
средствами  после  отказа в возбуждении уголовного дела.  Заявитель
просил признать недействительным и не соответствующим закону абз. 2
п.  17  Правил в части слов "имеющими признаки изменения нанесенной
на них маркировки вследствие естественного  износа,  коррозии...  и
справок   (заключений)  экспертно-криминалистических  подразделений
органов внутренних дел об исследовании  маркировочных  обозначений,
подтверждающих данное изменение".
     Судебная  коллегия  по  гражданским делам Верховного  Суда  РФ
5 октября 2005 г.  в удовлетворении заявления М.  отказала,  указав
следующее.
     Согласно абз.  2 п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть
ограничены на основании федерального закона и только в той мере,  в
какой  это  необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности,  здоровья,  прав и законных интересов  других  лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.
     В ст.  1 Федерального  закона  от  10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ
"О безопасности   дорожного   движения"  закреплено,  что  задачами
данного Федерального закона  являются:  охрана  жизни,  здоровья  и
имущества  граждан,  защита  их прав и законных интересов,  а также
защита  интересов  общества  и  государства  путем   предупреждения
дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
     В силу п.  3 ст.  15  названного  Закона  допуск  транспортных
средств,   предназначенных  для  участия  в  дорожном  движении  на
территории  Российской  Федерации,  за   исключением   транспортных
средств,  участвующих  в  международном  движении  или  ввозимых на
территорию Российской Федерации на срок  не  более  шести  месяцев,
осуществляется   в   соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации  путем  регистрации   транспортных   средств   и   выдачи
соответствующих  документов.  Регистрация  транспортных средств без
документа,   удостоверяющего   его    соответствие    установленным
требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
     Подпунктом "з" п.  12 Положения  о  Государственной  инспекции
безопасности   дорожного   движения   Министерства  внутренних  дел
Российской Федерации (утвержденного  Указом  Президента  Российской
Федерации   от   15  июня  1998  г.  N  711),  законность  которого
подтверждена вступившим в законную силу решением Судебной  коллегии
по  гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ от 26 сентября 2003 г.
N ГКПИ03-1012,   предусмотрено,   что   Государственная   инспекция
безопасности   дорожного   движения   Министерства  внутренних  дел
Российской Федерации для выполнения возложенных на нее обязанностей
имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа
в    регистрации    и     выдаче     соответствующих     документов
автомототранспортные   средства,   имеющие   скрытые,   поддельные,
измененные   номера   узлов   и   агрегатов   или   государственные
регистрационные знаки.
     Запрет на эксплуатацию транспортных средств,  имеющих скрытые,
поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные
знаки,  установлен также абз. 5 п. 11 Основных положений по допуску
транспортных  средств  к эксплуатации и обязанности должностных лиц
по  обеспечению  безопасности  дорожного   движения,   утвержденных
постановлением   Совета   Министров   -   Правительства  Российской
Федерации от  23 октября  1993 г.  N 1090  (в ред.  от  25 сентября
2003 г.).
     С учетом норм  приведенных  правовых  актов,  имеющих  большую
юридическую силу,  Министерство внутренних дел Российской Федерации
правомерно закрепило в абз.  2 п.  17 Правил предписание о том, что
регистрационные   действия  с  транспортными  средствами,  имеющими
признаки  изменения  нанесенной  на   них   маркировки   вследствие
естественного    износа,   коррозии,   совершаются   на   основании
постановлений об отказе в возбуждении  уголовного  дела  и  справок
(заключений)   экспертно-криминалистических  подразделений  органов
внутренних   дел   об   исследовании   маркировочных   обозначений,
подтверждающих данное изменение.
     Оспариваемое предписание  Правил  не  только  не  ограничивает
права собственников транспортных средств,  а,  напротив,  позволяет
допускать к участию  в  дорожном  движении  транспортные  средства,
которые   хотя   и  имеют  признаки  изменения  нанесенной  на  них
маркировки,  но эти изменения  не  являются  результатом  чьих-либо
неправомерных действий.
     Полномочия по  разработке  и  введению  в   действие   Правил,
содержащих   оспариваемые   положения,  предоставлены  Министерству
внутренних дел Российской  Федерации  постановлением  Правительства
Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной
регистрации автомототранспортных средств и других видов  самоходной
техники  на территории Российской Федерации" (в ред.  от 12 августа
2004 г.).
     В силу  ч.  1 ст.  253 ГПК РФ суд,  признав,  что оспариваемый
нормативный правовой акт не противоречит  федеральному  закону  или
другому  нормативному  правовому акту,  имеющим большую юридическую
силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего
заявления.
     Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ М. в
удовлетворении заявления отказала.
     Решение вступило в законную силу.


                           ____________