Бюллетень № 2 от 21.02.2007



             7. Действующее бюджетное законодательство
               не предоставляет субъектам Российской
               Федерации право создавать собственные
                        внебюджетные фонды

                   Определение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                  от 29 марта 2006 г. N 11-Г06-3

                           (Извлечение)


     Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с  заявлением  о
признании    противоречащим    федеральному    законодательству   и
недействующим Закона Республики Татарстан от 26 мая 1999 г.  N 2183
"О   государственных  внебюджетных  фондах  Республики  Татарстан",
ссылаясь на то,  что вышеназванный  Закон  противоречит  положениям
Бюджетного кодекса Российской Федерации, не предоставляющим органам
государственной власти  субъектов  Российской  Федерации  право  на
создание  и  определение  деятельности государственных внебюджетных
фондов, не предусмотренных федеральным бюджетным законодательством.
     Верховный Суд Республики Татарстан 13 декабря 2005 г.  отказал
в удовлетворении заявленного требования.
     В кассационном    представлении   прокурор   просил   отменить
указанное решение,  считая,  что судом  неправильно  истолкованы  и
применены нормы материального права.
     Судебная коллегия по  гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ
29 марта 2006 г. решение суда отменила по следующим основаниям.
     Принимая решение  об   отказе   в   удовлетворении   заявления
прокурора, суд согласился с доводами прокурора Республики Татарстан
о том,  что в соответствии со ст.ст.  8 и  145  Бюджетного  кодекса
Российской  Федерации (БК РФ) и подп. "е" п.  2 ст.  5 Федерального
закона   "Об   общих    принципах    организации    законодательных
(представительных)  и исполнительных органов государственной власти
субъектов  Российской  Федерации"  органы  государственной   власти
субъектов  Российской  Федерации  вправе  составлять  и  утверждать
бюджеты   территориальных   государственных   внебюджетных   фондов
одновременно  с принятием законов о бюджете на очередной финансовый
год,  но наряду с  этим  счел,  что  данные  полномочия  не  лишают
законодательные  (представительные)  органы  государственной власти
субъектов  Российской  Федерации  права  образовывать   собственные
внебюджетные  фонды.  При  этом  суд  сослался  на то,  что решение
указанного вопроса определено постановлениями Конституционного Суда
Российской  Федерации,  в  соответствии  с  которыми  осуществление
органами государственной власти субъектов Российской Федерации  мер
по  мобилизации  и  расходованию  собственных финансовых ресурсов и
установление    законодательными    (представительными)    органами
субъектов  Российской Федерации порядка образования их внебюджетных
фондов,  утверждение  соответствующих  положений   и   отчетов   об
исполнении  не  могут  квалифицироваться  как нарушение Конституции
Российской Федерации (Постановления от 18 января 1996 г.  N 2-П; от
10  декабря  1997  г.  N 19-П;  Определение от  6  декабря  2001 г.
N 228-О).
     Однако данный   вывод   сделан   судом  без  учета  того,  что
основанием для обращения прокурора в суд с вышеназванным заявлением
послужило  противоречие  оспариваемого  им Закона действовавшему на
момент обращения в суд законодательству.
     В соответствии  со ст.  7 БК РФ (в редакции,  действовавшей во
время рассмотрения дела) установление общих принципов организации и
функционирования бюджетной системы Российской Федерации находится в
исключительном ведении  федеральных  органов  власти.  Установление
порядка   составления,   рассмотрения,   утверждения  и  исполнения
бюджетов  государственных  внебюджетных   фондов   также   является
исключительной  прерогативой  федеральных  органов  государственной
власти.  Общие принципы организации и деятельности  государственных
внебюджетных фондов установлены главой 17 БК РФ.
     Перечень действующих  на   территории   Российской   Федерации
государственных внебюджетных фондов, приведенных в названной главе,
является исчерпывающим.  Наличие иных государственных  внебюджетных
фондов законодательством не предусмотрено.  Статьями 8 и 145 БК РФ,
а также подп.  "е"  п.  2  ст.  5  Федерального  закона  "Об  общих
принципах    организации   законодательных   (представительных)   и
исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
Федерации"  установлено  лишь  право органов государственной власти
субъектов Российской  Федерации  составлять  и  утверждать  бюджеты
предусмотренных  данным  Кодексом  территориальных  государственных
внебюджетных фондов одновременно с принятием законов о  бюджете  на
очередной финансовый год.
     Из анализа  приведенных  выше   норм   следует,   что   органы
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации не вправе
самостоятельно создавать и определять деятельность  государственных
внебюджетных   фондов,  не  предусмотренных  федеральным  бюджетным
законодательством.
     Ссылка суда  на  Постановления  и Определение Конституционного
Суда Российской Федерации необоснованна,  так как эти судебные акты
принимались   на   основании  Конституции  Российской  Федерации  и
действовавшего  на  тот  период  времени  федерального   бюджетного
законодательства  в  их взаимосвязи,  и последним тогда допускалась
возможность создания субъектами  Российской  Федерации  собственных
внебюджетных фондов.
     Так, на основании положений ст. 22 Закона Российской Федерации
от 15 апреля 1993 г.  N 4807-I "Об основах бюджетных прав и прав по
формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и
исполнительных  органов  государственной власти республик в составе
Российской  Федерации,  автономной  области,  автономных   округов,
краев,   областей,   городов  Москвы  и  Санкт-Петербурга,  органов
местного самоуправления" и подп. "е" п. 2 ст. 5 Федерального закона
от  6  октября  1999  г.  N  184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции,
утратившей силу 13 мая 2002 г.),  действующих на  момент  вынесения
Конституционным   Судом   Российской   Федерации   указанных   выше
Постановлений,   допускалась   возможность   создания    субъектами
Российской Федерации своих собственных внебюджетных фондов.
     Однако с принятием  Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации
Закон  Российской  Федерации от 15 апреля 1993 г.  N 4807-I утратил
силу с 1 января 2000 г. (в связи с принятием Федерального закона от
9  июля 1999 г.  N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса
Российской Федерации"),  а с 13 мая 2002 г.  была изменена редакция
подп.  "е"  п.  2  ст.  5  Федерального  закона "Об общих принципах
организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных
органов  государственной  власти  субъектов Российской Федерации" и
субъектам Российской Федерации были предоставлены права  только  по
утверждению  бюджета  территориальных  государственных внебюджетных
фондов субъекта Российской Федерации и отчета об их исполнении.
     В связи  с  указанным нельзя согласиться с выводом суда о том,
что Бюджетным кодексом Российской Федерации не регулируются вопросы
формирования иных, кроме как государственных, внебюджетных фондов и
что этот Кодекс не содержит запрета  на  формирование  в  субъектах
Российской  Федерации  своих  государственных  внебюджетных и любых
других внебюджетных фондов.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда РФ
решение Верховного Суда Республики Татарстан отменила,  вынесла  по
делу   новое   решение,   которым  заявление  прокурора  Республики
Татарстан  удовлетворила:  признала   противоречащим   федеральному
законодательству  и  недействующим  с  момента вступления решения в
законную силу (т. е. с 29 марта 2006 г.) Закон Республики Татарстан
от  26  мая  1999 г.  N 2183 "О государственных внебюджетных фондах
Республики Татарстан".


                           _____________