Бюллетень № 3 от 26.03.2007



   2. Выплата заработной платы без учета районного коэффициента
       работникам Астраханского газового комплекса признана
                           неправомерной

                   Определение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                   от 7 июля 2006 г. N 25-В06-3

                           (Извлечение)


     Н. и  А.  обратились  с  иском  к  мировому  судье о взыскании
заработной платы с учетом коэффициента  за  работу  в  пустынной  и
безводной местности, ссылаясь на то, что они работали в лаборатории
отделения государственного учреждения - Астраханская  противочумная
станция,  расположенной  на  территории  пос.  Досанг  Ахтубинского
сельского  совета  Красноярского   района   Астраханской   области,
входящего в санитарно-защитную зону Астраханского газоконденсатного
месторождения,  отнесенного к местности,  где  к  заработной  плате
установлен  районный  коэффициент  1,35.  Однако  с  июня  2001  г.
заработная плата выплачивается без учета указанного коэффициента, в
связи с чем образовалась задолженность.
     Н. просила  суд  взыскать  в  ее   пользу   задолженность   по
заработной  плате  за  период с июня 2001 г.  по октябрь 2003 г.  с
учетом индексации в размере 68 813 руб. 26 коп.
     А. просил   суд   взыскать   в  его  пользу  задолженность  по
заработной плате за период с июня 2001 г.  по  октябрь  2003  г.  с
учетом индексации в размере 57 983 руб. 68 коп.
     Решением мирового  судьи  судебного  участка  N  3  Советского
района г. Астрахани от 26 апреля 2004 г., оставленным без изменения
апелляционным определением Советского районного суда  г.  Астрахани
от  8  июля 2004 г.,  исковые требования удовлетворены частично:  с
государственного учреждения - Астраханская противочумная станция  в
пользу  Н.  взыскана  задолженность  по  заработной  плате с учетом
индексации в  размере  60 298  руб.  60  коп.,  а  в  пользу  А.  -
задолженность  по  заработной плате с  учетом индексации  в размере
55 750 руб. 57 коп.; в остальной части иска отказано.
     Президиум Астраханского  областного  суда  17  ноября  2004 г.
решение мирового судьи судебного участка N 3 Советского  района  г.
Астрахани  и апелляционное определение Советского районного суда г.
Астрахани отменил,  вынес новое решение об отказе в  удовлетворении
исковых требований.
     В надзорной  жалобе  Н.  и  А.  ставился  вопрос   об   отмене
постановления президиума Астраханского областного суда.
     Определением судьи Верховного Суда РФ от  1  декабря  2005  г.
дело  истребовано в Верховный Суд РФ и 26 мая 2006 г.  передано для
рассмотрения по существу в Судебную коллегию по  гражданским  делам
Верховного Суда РФ.
     Судебная коллегия  по  гражданским делам  Верховного  Суда  РФ
7 июля 2006 г. удовлетворила надзорную жалобу, указав следующее.
     Отменяя решение мирового судьи  и  апелляционное  определение,
президиум сослался на Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения",  который
предусматривает,  что  на территории Российской Федерации действуют
федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие
федеральным    органом    исполнительной   власти,   уполномоченным
осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор  в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     При этом    согласно     п.     2.20     санитарных     правил
"Санитарно-защитные  зоны  и  санитарная классификация предприятий,
сооружений   и   иных    объектов.    СанПиН    2.2.1/2.1.1.984-00"
(утвержденных  Главным государственным санитарным врачом Российской
Федерации 31 июля 2000 г.)  размеры  санитарно-защитных  зон  могут
быть  изменены  для  предприятий I и II классов по решению Главного
государственного санитарного врача  Российской  Федерации  или  его
заместителя.
     В соответствии с письмом заместителя Главного государственного
санитарного  врача  Российской  Федерации  от  16  октября  2000 г.
санитарно-защитная  зона  для  Астраханского  газового   комплекса,
расположенного в пос. Аксарайский Красноярского района Астраханской
области,  составляет 5 тыс. метров от границы промплощадки. В связи
с этим президиум счел, что с октября 2000 г. пос. Досанг, в котором
работали Н.  и А., в санитарно-защитную зону Астраханского газового
комплекса не входит, а потому прекращение выплаты коэффициента к их
заработной плате правомерно.
     Между тем  данный  вывод  президиума  основан  на неправильном
толковании норм материального права.
     Согласно ст.ст.  146,  148  ТК  РФ  оплата  труда  работников,
занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями,
производится  в  повышенном  размере  в  порядке и размерах не ниже
установленных законом и иными нормативными правовыми актами.
     Постановлением  Госкомтруда   СССР  и   секретариата  ВЦСПС от
29 июня 1990 г. N 259/10-65 "О коэффициенте за работу в пустынной и
безводной   местности   к   заработной  плате  рабочих  и  служащих
предприятий,  организаций,  расположенных в  населенных  пунктах  в
8-километровой   санитарно-защитной   зоне  Астраханского  газового
комплекса",  изданным во исполнение поручения Совета Министров СССР
от  24  мая 1990 г.,  был установлен коэффициент к заработной плате
рабочих и служащих,  работающих на предприятиях,  в организациях  и
учреждениях,  расположенных  в  населенных пунктах в 8-километровой
санитарно-защитной зоне Астраханского газового комплекса, в размере
1,35.
     Постановлением Совета Министров РСФСР  от  17 августа  1990 г.
N 309  "Об утверждении Перечня населенных пунктов,  расположенных в
8-километровой  санитарно-защитной  зоне   Астраханского   газового
комплекса"   пос.   Досанг   включен   в   санитарно-защитную  зону
Астраханского газового комплекса,  на территории которой установлен
коэффициент   за   работу  в  пустынной  и  безводной  местности  к
заработной плате рабочих и служащих в размере 1,35.
     Давая правовую    оценку   названному   постановлению   Совета
Министров РСФСР,  положенному в основу решения мирового  судьи  при
удовлетворении  требований  истцов,  президиум  областного  суда не
учел,  что данным нормативным правовым актом определены  не  только
границы  санитарно-защитной  зоны,  но  и  размеры  коэффициентов к
заработной плате,  подлежащие применению  в  конкретных  населенных
пунктах,   в   связи   с   чем   само   по  себе  изменение  границ
санитарно-защитной зоны  в  данном  случае  не  влечет  прекращение
действия указанного постановления Совета Министров РСФСР.
     В ст.  423  ТК  РФ  предусмотрено,  что  законодательные  акты
бывшего  Союза  ССР  действуют на территории Российской Федерации в
части,  не  противоречащей  Конституции  Российской   Федерации   и
Трудовому кодексу Российской Федерации.
     Следовательно, вывод мирового судьи  о  том,  что  по  вопросу
установления  коэффициента к заработной плате за работу в пустынной
и безводной местности применяется постановление Госкомтруда СССР  и
секретариата  ВЦСПС  от  29  июня  1990  г.,  является  правильным,
поскольку иного  нормативного  акта,  регулирующего  порядок  таких
выплат,   равно   как   и  акта,  отменяющего  действие  указанного
постановления   Госкомтруда   СССР   и   секретариата   ВЦСПС,    в
установленном законом порядке не издано.
     Кроме того,  в силу  Правил  подготовки  нормативных  правовых
актов    федеральных    органов    исполнительной   власти   и   их
государственной    регистрации,     утвержденных     постановлением
Правительства  Российской  Федерации от 13 августа 1997 г.  N 1009,
издание   нормативных   правовых   актов   федеральными    органами
исполнительной  власти  в  виде  писем  и телеграмм не допускается.
Нормативные  правовые  акты,   затрагивающие   права,   свободы   и
обязанности   человека   и   гражданина,  подлежат  государственной
регистрации.
     Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая
1996 г.  N 763 "О порядке опубликования и вступления в  силу  актов
Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
и нормативных правовых  актов  федеральных  органов  исполнительной
власти"    нормативные    правовые    акты    федеральных   органов
исполнительной власти,  не прошедшие государственную регистрацию, а
также  зарегистрированные,  но  не  опубликованные  в установленном
порядке,  не влекут правовых последствий и на них нельзя  ссылаться
при разрешении споров.
     Тем не менее,  отказывая в удовлетворении исковых  требований,
президиум   Астраханского   областного   суда  сослался  на  письмо
заместителя Главного государственного санитарного врача  Российской
Федерации  от  16  октября 2000 г.,  которое в Министерстве юстиции
Российской Федерации не зарегистрировано и в установленном  порядке
не опубликовано.
     Размеры санитарно-защитной   зоны   предприятия    с    учетом
предписаний  п.  2.18  санитарных правил "Санитарно-защитные зоны и
санитарная классификация предприятий,  сооружений и иных  объектов.
СанПиН  2.2.1/2.1.1.1200-03"  (введенных  в действие постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10  апреля  2003  г.  N 38,  зарегистрированных  в  Минюсте  России
29 апреля 2003 г.) могут определяться нормативным  правовым  актом,
который  подлежит принятию с соблюдением соответствующих требований
законодательства.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда РФ
постановление президиума Астраханского  областного  суда  отменила,
оставила  в силе решение мирового судьи и апелляционное определение
Советского районного суда г. Астрахани.


                           ____________