Бюллетень № 4 от 26.04.2007



            5. Органы местного самоуправления не могут
              наделяться полномочиями по организации
            предоставления общедоступного и бесплатного
             дошкольного, начального общего, основного
           общего, среднего (полного) общего образования
            по основным общеобразовательным программам
          в общеобразовательных учреждениях, находящихся
          в соответствии с федеральным законодательством
              в ведении субъекта Российской Федерации

                   Определение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                 от 15 февраля 2006 г. N 53-Г05-51
                 
                           (Извлечение)


     Законодательным Собранием  Красноярского   края    25  февраля
2005 г.  принят  Закон  N  13-3154  "О  наделении  органов местного
самоуправления    некоторых    муниципальных    образований    края
государственными   полномочиями  по  решению  вопросов  организации
предоставления  общедоступного  и  бесплатного  начального  общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования по основным
образовательным   программам    в    специальных    (коррекционных)
образовательных   учреждениях,   специальных  учебно-воспитательных
учреждениях  для  обучающихся,  воспитанников  с   отклонениями   в
развитии",   согласно  положениям  которого  исполнительные  органы
местного самоуправления  муниципальных  образований  края  наделены
государственными   полномочиями   по   организации   предоставления
общедоступного и бесплатного  общего,  основного  общего,  среднего
(полного) общего образования по основным образовательным программам
в   специальных   (коррекционных)   образовательных    учреждениях,
специальных   учебно-воспитательных  учреждениях  для  обучающихся,
воспитанников с отклонениями  в  развитии.  Согласно  ст.  4  Закон
вступает  в  силу  в  день,  следующий  за  днем  его  официального
опубликования, и действует до 31 декабря 2005 г.
     Прокурор Красноярского  края  обратился в Красноярский краевой
суд с  заявлением  о  признании  названного  Закона  противоречащим
федеральному законодательству и недействующим.  В обоснование своих
требований он  ссылался  на  то,  что  Закон  принят  с  нарушением
требований  ч.  1  ст.  72,  ч.  2  ст.  76  Конституции Российской
Федерации  и  ст. 26-3  Федерального  закона от 6  октября  1999 г.
N 184-ФЗ    "Об   общих   принципах   организации   законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной  власти
субъектов   Российской   Федерации",   поскольку   органы  местного
самоуправления не  могут  наделяться  полномочиями,  отнесенными  к
ведению   органов   государственной   власти  субъектов  Российской
Федерации,   по   решению   вопросов   организации   предоставления
общедоступного  и бесплатного начального общего,  основного общего,
среднего общего образования по основным образовательным  программам
в специальных образовательных учреждениях.
     Решением Красноярского краевого суда от  28  октября  2005  г.
заявленные  требования  удовлетворены: Закон Красноярского края  от
25 февраля  2005  г.  N  13-3154  "О  наделении  органов   местного
самоуправления    некоторых    муниципальных    образований    края
государственными  полномочиями  по  решению  вопросов   организации
предоставления  общедоступного  и  бесплатного  начального  общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования по основным
образовательным    программам    в    специальных   (коррекционных)
образовательных  учреждениях,   специальных   учебно-воспитательных
учреждениях   для   обучающихся,  воспитанников  с  отклонениями  в
развитии" признан противоречащим  федеральному  законодательству  и
недействующим с момента принятия.
     Совет администрации  Красноярского  края   и   Законодательное
Собрание   Красноярского   края   в  кассационных  жалобах  просили
указанное решение суда отменить.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда РФ
15 февраля 2006 г. кассационные жалобы оставила без удовлетворения,
указав следующее.
     Согласно п.  "е" ч.  1 ст. 72 Конституции Российской Федерации
вопросы   воспитания,   образования,  науки,  культуры,  физической
культуры  и  спорта  находятся  в  совместном  ведении   Российской
Федерации   и   субъектов   Российской   Федерации.   По  предметам
совместного ведения Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
Федерации  издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии
с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации.
     В п.  6 ст.  5  Федерального  закона  от  28  августа  1995 г.
N 154-ФЗ  "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" предусмотрена возможность  наделения  органов
местного  самоуправления  законами  субъекта  Российской  Федерации
отдельными государственными полномочиями  с  передачей  необходимых
для их осуществления материальных и финансовых средств.
     При этом  в  п.  6  ст. 26-3  Федерального  закона  "Об  общих
принципах    организации   законодательных   (представительных)   и
исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
Федерации"  указано,  что  законами субъекта Российской Федерации в
порядке,  определенном федеральным законом,  устанавливающим  общие
принципы   организации   местного   самоуправления   в   Российской
Федерации,  органы   местного   самоуправления   могут   наделяться
отдельными   государственными   полномочиями   субъекта  Российской
Федерации по решению вопросов, указанных в подп. 3, 5, 7-11, 14-21,
24,  26-31  и  37  п.  2  настоящей  статьи  (в  части,  касающейся
выравнивания бюджетной обеспеченности  поселений  за  счет  средств
бюджета   субъекта   Российской  Федерации),  с  передачей  органам
местного  самоуправления  необходимых  материальных  и   финансовых
средств.
     Судом первой инстанции сделан  правильный  вывод  о  том,  что
органы   государственной   власти  субъектов  Российской  Федерации
законом могут наделять органы местного самоуправления  только  теми
полномочиями,     которые     прямо    предусмотрены    федеральным
законодательством.
     Принимая во  внимание,  что  федеральным  законодательством не
предусмотрена    возможность    передачи     полномочий     органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации в ведение
органов   местного   самоуправления   по    вопросам    организации
предоставления  общедоступного  и  бесплатного  начального  общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования по основным
образовательным    программам    в    специальных   (коррекционных)
образовательных  учреждениях,   специальных   учебно-воспитательных
учреждениях   для   обучающихся,  воспитанников  с  отклонениями  в
развитии,   судом   сделан   правильный   вывод   о    противоречии
оспариваемого Закона положениям федерального законодательства.
     Поскольку решение такого рода вопросов не отнесено  к  ведению
органов  местного  самоуправления,  вывод краевого суда о том,  что
оспариваемый Закон принят с превышением полномочий Законодательного
Собрания Красноярского края, является правильным.
     Судебная коллегия по  гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ
решение  Красноярского  краевого  суда  оставила  без изменения,  а
кассационные  жалобы  Совета  администрации  Красноярского  края  и
Законодательного Собрания Красноярского края - без удовлетворения.


                           _____________