Бюллетень № 7 от 30.07.2007



 1. На лиц, проживавших с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС
      на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению,
   а на момент обращения за назначением пенсии выехавших с такой
 территории, либо проживающих в населенном пункте, исключенном из
      Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон
        радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на
    Чернобыльской АЭС, распространяются положения ст. 34 Закона
  Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся
 воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

               Определение судьи Верховного Суда РФ
                 от 8 декабря 2005 г. N 80-В05-16

                       (И з в л е ч е н и е)


     К. обратилась  в  суд  с иском к государственному учреждению -
управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (далее -  ГУ  УПФ
РФ)  по Инзенскому району Ульяновской области о назначении льготной
пенсии,  указав следующее.  С 1975  по  1988 год  она  проживала  в
с. Аргаш  Инзенского  района  Ульяновской области, а с 1988 года по
настоящее время проживает и работает в г. Инза Ульяновской области.
Данные   населенные   пункты   относились   к   зоне,  подвергшейся
радиационному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В
связи с этим К.  полагала,  что имеет право на снижение пенсионного
возраста на три года, однако в досрочном назначении трудовой пенсии
ей было отказано.
     Решением Инзенского  районного  суда  Ульяновской  области  от
16 февраля  2005  г.  иск удовлетворен:  на ГУ УПФ РФ по Инзенскому
району Ульяновской области возложена обязанность  назначить  истице
трудовую  пенсию  по  старости со снижением пенсионного возраста на
три года со дня достижения пенсионного возраста,  т. е.  с 8 января
2005 г.
     Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного
суда 22 марта 2005 г. решение оставила без изменения.
     В надзорной жалобе ГУ УПФ РФ по Инзенскому району  Ульяновской
области просило судебные постановления отменить и дело направить на
новое рассмотрение в суд первой инстанции.
     Судья Верховного   Суда  РФ,  рассмотрев  8  декабря  2005  г.
истребованное по надзорной жалобе ГУ УПФ РФ  по  Инзенскому  району
Ульяновской  области  дело,  в  передаче  его  для  рассмотрения по
существу в суд надзорной инстанции отказал, указав следующее.
     В силу  ст.  387  ГПК  РФ основаниями для отмены или изменения
судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются
существенные   нарушения  норм  материального  или  процессуального
права.
     Таких нарушений   судами  при  рассмотрении  данного  дела  не
допущено.
     Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13  Закона   Российской  Федерации   от
15 мая 1991 г.  N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию  радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к
гражданам,    подвергшимся    воздействию    радиации    вследствие
чернобыльской  катастрофы,  на  которых  распространяется  действие
Закона,  относятся граждане,  постоянно проживающие (работающие) на
территории   зоны  проживания  с  льготным  социально-экономическим
статусом.
     Гражданам, указанным  в  п. 8 ч. 1  ст. 13  названного Закона,
пенсия по возрасту назначается с  уменьшением  возраста  выхода  на
пенсию  на  1  год  и  дополнительно  на  1  год  за  каждые 4 года
проживания или работы на  территории  зоны  проживания  с  льготным
социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей
сложности (ст. 34 Закона в редакции от 24 ноября 1995 г.).
     Первоначальная величина    снижения    пенсионного   возраста,
установленная ст.ст. 32-35  Закона,  предусматривается для граждан,
проживающих    (работающих)   или   проживавших   (работавших)   на
территории,  подвергшейся радиоактивному загрязнению,  в период  от
момента  катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС  по  30  июня  1986 г.,
независимо от времени пребывания на указанной территории до момента
переселения  (выезда)  с  данной территории или до принятия решения
Правительством  Российской  Федерации  об  изменении   границ   зон
радиоактивного   загрязнения   (примечание  к  ст.  35  упомянутого
Закона).
     Довод в   надзорной   жалобе   о  том,  что  иск  удовлетворен
незаконно, так как на момент обращения за назначением пенсии истица
не проживала в зоне радиоактивного загрязнения, необоснован.
     Разрешая дело,  суд пришел к правильному выводу о том,  что К.
имеет  право на пенсию с учетом дополнительного снижения возраста в
соответствии со ст.  34 Закона Российской Федерации  "О  социальной
защите   граждан,   повергшихся   воздействию  радиации  вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку проживала на территории
зоны  проживания  с  льготным  социально-экономическим  статусом  с
момента  катастрофы  на  атомной станции до исключения с.  Аргаш  и
г. Инза  постановлением  Правительства  Российской   Федерации   от
18 декабря  1997  г.  N  1582  из   перечня   населенных   пунктов,
находящихся    в    границах    зоны    проживания    с    льготным
социально-экономическим статусом.
     Нераспространение ответчиком  ст.  34 указанного Закона на К.,
относящуюся к  числу  лиц,  проживавших  с  момента  катастрофы  на
Чернобыльской   АЭС   на  территории,  подвергшейся  радиоактивному
загрязнению,  а на момент обращения за назначением пенсии выехавших
с   такой   территории,   либо  проживающих  в  населенном  пункте,
исключенном из Перечня населенных пунктов,  находящихся в  границах
зон    радиоактивного    загрязнения   вследствие   катастрофы   на
Чернобыльской  АЭС,  нарушает  ее  право   на   возмещение   вреда,
причиненного ей проживанием в экологически неблагоприятной среде.
     Таким образом, суд обоснованно удовлетворил требования истицы.


                           _____________