Бюллетень № 7 от 30.07.2007



                6. Нормы закона субъекта Российской
               Федерации, регулирующего деятельность
              административных комиссий муниципальных
               образований, признаны противоречащими
                   федеральному законодательству

                   Определение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                  от 19 апреля 2006 г. N 63-Г06-6

                        (И з в л е ч е н и е)


     Прокурор Ненецкого   автономного  округа  обратился  в  суд  с
заявлением  о  признании  отдельных  положений   Закона   Ненецкого
автономного  округа  от  11  декабря  2002  г.  N 380-ОЗ "О порядке
создания  и  деятельности  административных  комиссий  в   Ненецком
автономном округе" противоречащими федеральному законодательству.
     В обоснование  своих  требований  он  ссылался  на   то,   что
оспариваемые    положения    Закона    наделяют   органы   местного
самоуправления  государственными  полномочиями,  но  без   передачи
необходимых  для  осуществления  данных  полномочий  материальных и
финансовых   средств,  а это противоречит   Федеральным законам  от
28 августа 1995 г. N 154-ФЗ и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
     Кроме того,  нормы  Закона  округа,  исключающие   возможность
рассмотрения  дела  по месту жительства лица,  в отношении которого
ведется производство по делу  об  административном  правонарушении,
противоречат ст. 29.5 КоАП РФ.
     Решением суда   Ненецкого   автономного   округа от 13 февраля
2006 г.  признаны  противоречащими  федеральному законодательству и
недействующими со дня вступления решения в законную силу  следующие
положения Закона Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2002 г.
N  380-ОЗ  "О  порядке  создания  и  деятельности  административных
комиссий  в  Ненецком  автономном  округе":  ст.  2  в  части  слов
"Административные  комиссии  муниципальных  образований   создаются
представительными   органами   местного   самоуправления,   которые
утверждают   Положения  об  этих комиссиях.", четвертое предложение
ст. 2   в   части   слов  "и  представительными  органами  местного
самоуправления", абз. 2 ст. 8 полностью.
     В кассационной жалобе Собрания депутатов Ненецкого автономного
округа ставился вопрос об отмене решения суда  ввиду  неправильного
применения норм материального права.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда РФ
19 апреля  2006  г.  в удовлетворении кассационной жалобы отказала,
указав следующее.
     Согласно ст.  2 Закона Ненецкого автономного округа "О порядке
создания  и  деятельности  административных  комиссий  в   Ненецком
автономном    округе"   административная   комиссия   администрации
Ненецкого автономного  округа  создается  администрацией  Ненецкого
автономного округа,  которая утверждает Положение об этой комиссии.
Административные  комиссии  муниципальных   образований   создаются
представительными   органами   местного   самоуправления,   которые
утверждают Положения об этих комиссиях.  Административные  комиссии
образуются   в   составе  председателя,  заместителя  председателя,
ответственного секретаря,  а также членов комиссии.  Количественный
состав комиссий,  который не может быть менее пяти человек, срок их
полномочий определяются администрацией Ненецкого автономного округа
и     представительными     органами     местного    самоуправления
самостоятельно.  В состав административной  комиссии  администрации
Ненецкого   автономного  округа  могут  входить  депутаты  Собрания
депутатов Ненецкого автономного округа,  государственные  служащие,
должностные  лица  органов  внутренних  дел,  а также представители
организаций и  общественных объединений.  В состав административных
комиссий   муниципальных   образований   могут   входить   депутаты
представительных  органов  местного  самоуправления,  муниципальные
служащие,   должностные   лица  органов  внутренних  дел,  а  также
представители   организаций   и   общественных    объединений.    В
административных   комиссиях,   за  счет  средств  соответствующего
бюджета,  может вводиться должность  освобожденного  ответственного
секретаря комиссии.
     Из содержания приведенной статьи в совокупности с  положениями
ст.ст.  1.1,  1.6,  п.  4  ч.  2  ст.  22.1 КоАП РФ и ст.ст. 17, 19
Федерального закона от  6  октября  2003  г.  N  131-ФЗ  "Об  общих
принципах   организации   местного   самоуправления   в  Российской
Федерации"   следует,   что   представительные   органы    местного
самоуправления   наделены  государственными  полномочиями  в  сфере
административного  законодательства  без  передачи  материальных  и
финансовых   средств,   необходимых  для  осуществления  переданных
полномочий.  Кроме того,  Законом округа не предусмотрены условия и
порядок контроля за осуществлением переданных полномочий.
     При таких обстоятельствах суд пришел к  правильному  выводу  о
противоречии  федеральному законодательству оспариваемых прокурором
положений ст. 2 Закона.
     Согласно абз.  2 ст. 8   Закона   Ненецкого автономного округа
"О порядке создания  и  деятельности  административных  комиссий  в
Ненецком    автономном    округе"    дело    об    административном
правонарушении,    подведомственное    административной    комиссии
муниципального    образования,   рассматривается   административной
комиссией того муниципального образования,  на территории  которого
совершено данное административное правонарушение.
     Однако нормами ст.  29.5 КоАП РФ предусмотрено,  что  дело  об
административном   правонарушении   рассматривается  по  месту  его
совершения;  по ходатайству  лица,  в  отношении  которого  ведется
производство    по   делу   об   административном   правонарушении,
допускается  рассмотрение  дела  также  и   по   месту   жительства
правонарушителя.
     Таким образом,  оспариваемая норма Закона округа  ограничивает
права гражданина по сравнению с федеральным законом, а установление
порядка производства по делам об административных правонарушениях в
силу ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ относится к ведению Российской Федерации.
     Доводы кассационной жалобы, в частности ссылка на подп. 2 п. 2
ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах
организации  местного  самоуправления  в   Российской   Федерации",
которым   предусмотрено,   что   муниципальное  образование  вправе
принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам
местного  значения  законами субъектов Российской Федерации,  и что
создание  административных  комиссий  относится   к   этим   "иным"
вопросам, основан на неправильном толковании Закона.
     Нормы п.  1 ст.  6 названного Федерального  закона  относят  к
предмету     ведения     муниципальных     образований    отдельные
государственные полномочия, которыми они могут наделяться.
     Вместе с     тем     применение     норм     административного
законодательства возложено  на  органы  государственной  власти,  а
рассмотрение дел об административных правонарушениях не относится к
вопросам местного  значения.  Передача  государственных  полномочий
органам   местного   самоуправления   возможна   лишь   в  порядке,
установленном законом.
     Экономическое обеспечение    переданных   функций   не   может
осуществляться  за  счет  собственных   материальных   ресурсов   в
соответствии   с  перспективными  планами  финансирования  согласно
положениям   Федерального   закона   "О   бюджетной   классификации
Российской    Федерации",    поскольку    финансовое    обеспечение
осуществляется за счет предоставленных местным бюджетам средств  из
бюджета округа.
     Судебная коллегия по  гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ
решение суда Ненецкого автономного округа оставила без изменения, а
кассационную   жалобу   Собрания   депутатов  Ненецкого автономного
округа - без удовлетворения.


                           _____________