Бюллетень № 9 от 28.09.2007



           4. Пункт 10.2 Правил международных воздушных
              перевозок пассажиров, багажа и грузов,
              утвержденных Министерством гражданской
               авиации СССР 3 января 1986 г. N 1/И,
               признан частично недействующим со дня
              вступления решения суда в законную силу

                     Решение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                   от 17 мая 2006 г. ГКПИ06-498

                           (Извлечение)


     Н. обратился в Верховный  Суд  РФ  с  заявлением  о  признании
недействующими   пп.   1.4,  10.1.2  и  10.2  Правил  международных
воздушных  перевозок  пассажиров,  багажа  и  грузов,  утвержденных
Министерством гражданской авиации СССР 3 января 1986 г. N 1/И.
     Как указывал заявитель,  оспариваемые  положения  нормативного
правового   акта   противоречат   Гражданскому  кодексу  Российской
Федерации,  Воздушному   кодексу   Российской   Федерации,   Закону
Российской  Федерации "О защите прав потребителей" и нарушают права
граждан.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного Суда РФ,
рассмотрев 17 мая 2006 г.  дело по первой инстанции,  удовлетворила
заявленные требования частично, указав следующее.
     Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и
грузов  утверждены  Министерством гражданской авиации СССР 3 января
1986 г.  в соответствии со ст. 131 Воздушного кодекса СССР (утратил
силу  в  связи с введением в действие Воздушного кодекса Российской
Федерации (ВК РФ).
     В Воздушном кодексе Российской Федерации, введенном в действие
с 1 апреля 1997 г.,  в ст.  102  определено,  что  перевозчики  при
выполнении  воздушных  перевозок  обязаны  соблюдать  общие правила
воздушных перевозок пассажиров,  багажа и  грузов  и  требования  к
обслуживанию   пассажиров,   грузоотправителей,   грузополучателей,
устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
     Согласно п.  3  ст.  136  ВК РФ впредь до приведения законов и
иных нормативных правовых актов,  регулирующих отношения в  области
авиации   и  действующих  на  территории  Российской  Федерации,  в
соответствие с данным Кодексом законы и иные  нормативные  правовые
акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР,
действующие  на  территории   Российской   Федерации   в   порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются
постольку,  поскольку  они  не  противоречат   Воздушному   кодексу
Российской Федерации.
     Как видно из объяснений  представителей  Минтранса  России,  в
настоящее  время  эти  правила не установлены и применяются Правила
международных воздушных  перевозок  пассажиров,  багажа  и  грузов,
утвержденные Министерством гражданской авиации СССР.
     В силу  п.  1.4  Правил  они   применяются   к   международным
перевозкам,  выполняемым чартерными рейсами Аэрофлота во исполнение
договора  фрахтования  (чартера)  воздушных   судов,   заключенного
Аэрофлотом  или  от  его  имени с фрахтователем,  поскольку иное не
установлено таким договором либо специальными  правилами  чартерных
перевозок.    Ответственность    фрахтовщика   перед   пассажирами,
отправителями и получателями должна  в  любом  случае  определяться
названными Правилами. Согласие пассажира следовать чартерным рейсом
или  согласие  отправителя   отправлять   груз   чартерным   рейсом
рассматривается   как  их  согласие  со  всеми  условиями  договора
фрахтования (чартера)  воздушных  судов,  относящимися  к  условиям
перевозки,    независимо    от    того,   заключен   этот   договор
непосредственно с пассажиром, отправителем или с иным лицом.
     Из содержания    данного    пункта    следует,   что   Правила
международных  воздушных  перевозок  пассажиров,  багажа  и  грузов
являются  обязательными  для  перевозчиков при выполнении воздушных
перевозок  пассажиров  как  на  регулярных  рейсах,  так  и  рейсах
чартерных.
     Закон Российской  Федерации  "О  защите   прав   потребителей"
предоставляет   потребителю   право   на  получение  информации  по
перевозке.
     Положения абз.  3 п.  1.4 Правил о том, что согласие пассажира
следовать чартерным рейсом или согласие отправителя отправлять груз
чартерным рейсом рассматривается как их согласие со всеми условиями
договора фрахтования  (чартера)  воздушных  судов,  относящимися  к
условиям  перевозки,  независимо  от  того,  заключен  этот договор
непосредственно с пассажиром,  отправителем или с  иным  лицом,  не
запрещают  пассажиру  получить информацию об условиях осуществления
рейса воздушного судна,  выполняемого в  соответствии  с  договором
фрахтования   воздушного   судна,   и,   следовательно,   не  могут
рассматриваться как нарушающие права граждан.
     В п.  2  ст.  784  ГК РФ предусматривается,  что общие условия
перевозки определяются транспортными уставами  и  кодексами,  иными
законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
     В силу ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира
перевозчик  обязуется  перевезти пассажира воздушного судна в пункт
назначения  с  предоставлением  ему  места  на   воздушном   судне,
совершающем   рейс,  указанный  в  билете,  а  в  случае  воздушной
перевозки пассажиром багажа также  этот  багаж  доставить  в  пункт
назначения  и  выдать  пассажиру  или  управомоченному на получение
багажа  лицу.  Срок  доставки  пассажира  и   багажа   определяется
установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир
воздушного судна обязуется  оплатить  воздушную  перевозку,  а  при
наличии  у  него  багажа  сверх  установленной  перевозчиком  нормы
бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
     Пункт 10.1.2 Правил регламентирует деятельность перевозчика по
соблюдению  расписания  и  не  регулирует  вопросы  ответственности
перевозчика за просрочку доставки пассажира.
     Так, в п.  10.1.2 Правил предусмотрено,  что расписание  может
быть изменено без предупреждения. Аэрофлот может, если того требуют
обстоятельства,  изменить  маршрут,   пропустить   пункт   посадки,
указанный   в   билете   или   в  расписании.  Аэрофлот  может  без
предупреждения  заменить  тип   воздушного   судна,   указанный   в
расписании.
     Представитель Минтранса  России  объясняла,   что   расписание
включает в себя рейс, дату убытия и прибытия, его регулярность.
     Предусмотренная в п.  10.1.2 возможность изменения  расписания
без  предупреждения относится к организации осуществления воздушной
перевозки и не может рассматриваться как условие договора,  которое
требуется согласовывать с пассажиром.
     Установленная данным  пунктом  Правил  возможность   изменения
перевозчиком маршрута, пропуска пункта посадки, указанного в билете
или в расписании, допускается, если того требуют обстоятельства.
     Продавая билет на определенный рейс,  перевозчик берет на себя
обязательство доставить пассажира в пункт назначения в соответствии
с  расписанием  при  отсутствии  обстоятельств  непреодолимой силы,
устранения неисправности воздушного  судна,  угрожающей  жизни  или
здоровью  пассажиров,  либо  иных  обстоятельств,  не  зависящих от
перевозчика.
     Положения п.   10.2  Правил  регулируют  права  и  обязанности
перевозчика при отмене и переносе рейса.
     Так, согласно    п.    10.2    Правил,   если   того   требуют
обстоятельства,  Аэрофлот  может   без   предупреждения   отменить,
прервать,  перенести,  задержать выполнение любого своего рейса.  В
этих случаях по согласованию с  пассажиром  Аэрофлот,  принимая  во
внимание   уважительные   причины   и  интересы  пассажира,  должен
выполнить перевозку  такого  пассажира  другим  своим  рейсом,  или
передать   его   для   перевозки   иностранному   перевозчику,  или
организовать перевозку  другим  видом  транспорта,  или  произвести
возврат   сумм   в  соответствии  с  правилами  применения  тарифов
Аэрофлота. Никакой другой обязанности в этих случаях Аэрофлот перед
пассажиром не несет.
     Из содержания названного пункта видно,  какие  действия,  если
того требуют обстоятельства,  должен совершить перевозчик, выполняя
перевозку пассажиров при отмене или переносе рейса.  В этих случаях
по  согласованию с пассажиром перевозчик должен выполнить перевозку
пассажира другим своим  рейсом,  или  передать  его  для  перевозки
иностранному  перевозчику,  или организовать перевозку другим видом
транспорта, или произвести возврат сумм.
     Данные положения   Правил   не   противоречат  ни  требованиям
Гражданского кодекса Российской Федерации, ни положениям Воздушного
кодекса  Российской Федерации и направлены на надлежащее исполнение
перевозчиком  обязательства  по   перевозке   пассажира   в   пункт
назначения.
     Перевозчик, осуществляющий международную  воздушную  перевозку
пассажиров, обязан обеспечить безопасность полета воздушного судна.
     В этих   целях   Воздушный   кодекс    Российской    Федерации
предоставляет    право   командиру   воздушного   судна   принимать
окончательные решения о взлете,  полете и посадке воздушного судна,
а  также  о  прекращении  полета  и  возвращении  на аэродром или о
вынужденной посадке  в  случае  явной  угрозы  безопасности  полета
воздушного  судна  в  целях  спасения  жизни людей,  предотвращения
нанесения ущерба окружающей среде. Такие решения могут быть приняты
в   связи   с   отступлением   от   плана   полета,   от   указаний
соответствующего  органа  единой  системы  организации   воздушного
движения   и   задания   на   полет,  с  обязательным  уведомлением
соответствующего   органа    обслуживания    воздушного    движения
(управления  полетами)  и  по  возможности  согласно  установленным
правилам полетов.
     Положения пп. 10.1.2 и 10.2 Правил не допускают одностороннего
отказа  перевозчика  от  исполнения  обязательства,  возникшего  из
договора воздушной перевозки пассажира.
     Что касается последнего предложения п.  10.2 Правил, то оно не
соответствует действующему законодательству.
     Вопрос об ответственности перевозчика  за  просрочку  доставки
пассажира разрешен Воздушным кодексом Российской Федерации.
     В ст.  120  ВК  РФ  определено,  что  за  просрочку   доставки
пассажира,   багажа   или   груза  в  пункт  назначения  перевозчик
уплачивает штраф в размере двадцати пяти  процентов  установленного
федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час
просрочки,  но не более чем пятьдесят  процентов  провозной  платы,
если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой
силы,  устранения неисправности воздушного судна,  угрожающей жизни
или здоровью пассажиров воздушного судна,  либо иных обстоятельств,
не зависящих от перевозчика.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда РФ
заявление  Н.  удовлетворила   частично:   признала   недействующим
последнее   предложение  п.  10.2  Правил  международных  воздушных
перевозок пассажиров,  багажа и грузов,  утвержденных Министерством
гражданской авиации СССР 3 января 1986 г.  N 1/И, со дня вступления
решения  суда  в  законную  силу;  в  остальной  части   заявленные
требования оставила без удовлетворения.
     Кассационная коллегия Верховного Суда РФ  8  августа  2006  г.
оставила решение суда без изменения.


                           ____________