Бюллетень № 10 от 17.10.2007



1. Субъект Российской Федерации, осуществляя правовое регулирование
   по вопросу совместного ведения, не вправе возлагать на органы
        местного самоуправления дополнительную обязанность
  по финансированию социальных выплат из средств местного бюджета

                   Определение Судебной коллегии
              по гражданским делам Верховного Суда РФ
                  от 12 июля 2006 г. N 58-Г06-22

                           (Извлечение)


     Абзацами 2 и 3 постановления губернатора Хабаровского края  от
23 января 2006 г. N 5 в постановление губернатора Хабаровского края
от 3 мая 2005 г.  N 105 "О порядке предоставления детям сотрудников
милиции  мест  в  общеобразовательных,  дошкольных  образовательных
учреждениях  и  летних  оздоровительных  лагерях,  расположенных  в
Хабаровском  крае"  внесены дополнение и изменения.  Согласно новой
редакции управлению внутренних  дел  Хабаровского  края  предписано
осуществлять  выплату  сотрудникам органов внутренних дел в размере
75 процентов стоимости  путевки  в  летние  оздоровительные  лагеря
круглогодичного  действия,  предусмотренной  федеральным  законом о
бюджете  Фонда  социального  страхования  Российской  Федерации  на
соответствующий  год  на  каждого ребенка школьного возраста (до 15
лет включительно),  в пределах средств,  предусмотренных в краевом,
муниципальных  бюджетах  на  содержание  управления  внутренних дел
Хабаровского края, сотрудников правоохранительных органов городских
округов и муниципальных районов края.
     Прокурор Хабаровского края обратился  в  суд  с  заявлением  о
признании недействующим названных положений постановления, полагая,
что они противоречат федеральному законодательству.
     В обоснование  заявления  он  сослался на то,  что изданное во
исполнение  постановления  Правительства  Российской  Федерации  от
31 декабря  2004  г.  N 911 "О порядке оказания медицинской помощи,
санаторно-курортного обеспечения и осуществления  отдельных  выплат
некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных
органов и членам их семей" постановление  губернатора  Хабаровского
края  от 23 января 2006 г.  N 5 в нарушение требований федерального
законодательства принято с превышением полномочий,  определяет иной
порядок   предоставления   и   размер  выплат  сотрудникам  органов
внутренних  дел  Хабаровского  края.  Кроме   того,   установленное
правовое    регулирование    нарушает    права   органов   местного
самоуправления как участников бюджетных правоотношений.
     Решением Хабаровского  краевого  суда  от  12  апреля  2006 г.
заявление прокурора удовлетворено:  признаны недействующими со  дня
вступления в законную силу решения суда абз.  2, 3 распорядительной
части  постановления  губернатора  Хабаровского  края  от 23 января
2006 г.  N  5  "О  внесении  дополнения и изменений в постановление
губернатора Хабаровского края от 3 мая 2005 года N 105".
     В кассационной  жалобе правительство Хабаровского края просило
решение  суда  отменить  как  постановленное  с   нарушением   норм
материального   и   процессуального   права.   Оно   считало,   что
оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции
субъекта Российской Федерации, направлен на реализацию Федерального
закона от 22 августа 2004 г.  N  122-ФЗ  "О  внесении  изменений  в
законодательные  акты  Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием  Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный  закон "Об общих принципах организации  законодательных
(представительных)  и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих  принципах  организации
местного  самоуправления  в Российской Федерации";  не противоречит
постановлению  Правительства  Российской  Федерации  от  31 декабря
2004 г.  N  911,  поскольку  устанавливает  механизм  осуществления
выплат за счет средств краевого и муниципального бюджетов, при этом
права  органов  местного  самоуправления,  как участников бюджетных
правоотношений, не нарушены.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного Суда  РФ
12 июля 2006 г.  в  удовлетворении  кассационной  жалобы  отказала,
указав следующее.
     В соответствии  с  Правилами  осуществления  отдельных  выплат
военнослужащим,   сотрудникам  органов  внутренних  дел  Российской
Федерации,  Государственной  противопожарной  службы   Министерства
Российской  Федерации  по  делам гражданской обороны,  чрезвычайным
ситуациям   и   ликвидации    последствий    стихийных    бедствий,
уголовно-исполнительной    системы,   таможенных   органов,   лицам
начальствующего состава Федеральной  фельдъегерской  связи,  лицам,
уволенным   со  службы  в  федеральных  органах  налоговой  полиции
(утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
31  декабря  2004  г.  N  911),  на  которые  ссылается суд в своем
решении,  выплаты сотрудникам  органов  внутренних  дел  Российской
Федерации,   в   том  числе  на  оплату  стоимости  путевок  детей,
производятся за счет и в  пределах  средств  федерального  бюджета,
предусмотренных  Министерством  внутренних дел Российской Федерации
на эти цели,  исключительно в случаях,  если путевки в  организации
отдыха  и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке,
установленном нормативными правовыми  актами  Российской  Федерации
для  детей  застрахованных  граждан,  с  привлечением средств Фонда
социального страхования Российской  Федерации.  В  2006  году  и  в
последующие  годы  выплаты осуществляются в размере до 75 процентов
стоимости путевки детей застрахованных граждан в детские санаторные
оздоровительные  лагеря  круглогодичного действия,  предусмотренной
федеральным  законом  о  бюджете  Фонда   социального   страхования
Российской Федерации на соответствующий год.
     Из сравнительного анализа оспариваемых положений и  названного
постановления   Правительства   Российской   Федерации  видно,  что
органами  государственной  власти  Хабаровского   края   установлен
фиксированный размер выплат (75%,  а не до 75%  стоимости путевки);
при этом исключено основание такого рода выплат,  а именно  "случай
непредставления   путевки   за   счет   средств  Фонда  социального
страхования";  кроме того,  определенные  вышеназванными  Правилами
понятия "организация   отдыха   и   оздоровления  детей",  "детские
санаторные оздоровительные   лагеря    круглогодичного    действия"
изменены   на   "летние   оздоровительные   лагеря  круглогодичного
действия".
     Однако каких-либо  норм,  предоставляющих  субъекту Российской
Федерации право изменять данные условия,  федеральный  законодатель
не предусматривает.
     Органы государственной власти субъекта Российской Федерации  и
органы  местного  самоуправления  до вступления в силу федерального
закона,   определяющего   порядок   организации   и    деятельности
федеральной  и  муниципальной  милиции,  вправе  лишь финансировать
деятельность  учреждений  Министерства  внутренних  дел  Российской
Федерации  в  соответствии  с  решениями  представительных  органов
государственной власти субъектов  Российской  Федерации  и  органов
местного  самоуправления  на  основании  положений  ст.  35  Закона
Российской Федерации от 18 апреля 1991 г.  N 1026-I "О милиции"  из
соответствующих  бюджетов  (ч. 9  ст. 154  Федерального  закона  от
22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные
акты  Российской  Федерации  и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской  Федерации  в  связи  с  принятием
Федеральных   законов   "О   внесении   изменений  и  дополнений  в
Федеральный закон "Об общих принципах  организации  законодательных
(представительных)  и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих  принципах  организации
местного самоуправления в Российской Федерации").
     Таким образом, выводы суда о превышении полномочий губернатора
Хабаровского   края   при   установлении   правового  регулирования
отдельных выплат сотрудникам внутренних дел являются правильными.
     Доводы в  кассационной  жалобе  о том,  что оспариваемые нормы
направлены  на  предоставление  дополнительных  льгот   сотрудникам
управления   внутренних   дел  Хабаровского  края,  не  могут  быть
основанием для отмены решения суда.
     Орган государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации
вправе устанавливать за счет средств субъекта Российской  Федерации
(за  исключением  финансовых средств,  передаваемых из федерального
бюджета субъекта  Российской  Федерации  на  осуществление  целевых
расходов)  дополнительные  меры  социальной  поддержки и социальной
помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в
федеральных  законах  положений,  устанавливающих  указанное  право
(ст. 26-3-1 Федерального закона  "Об  общих  принципах  организации
законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
государственной власти  субъектов  Российской  Федерации").  Однако
такая целевая направленность правового регулирования постановления,
нормы которого оспариваются прокурором, не усматривается.
     Не могут  изменить правовую судьбу вынесенного по делу решения
и доводы  кассационной  жалобы  о  том,  что  права   муниципальных
образований,  как субъектов бюджетных правоотношений,  не нарушены,
поскольку нормативный правовой акт губернатора Хабаровского края не
содержит   обязательных  к  исполнению  императивных  указаний  для
муниципальных   образований   Хабаровского   края,   а    напротив,
устанавливает  механизм  осуществления  выплат  в пределах средств,
предусмотренных в краевом, муниципальных бюджетах.
     Из смысла  оспариваемых положений следует,  что наделяя органы
местного самоуправления  полномочием  по  финансированию  выплат  в
размере  75%  стоимости  путевки  в  летние  оздоровительные лагеря
круглогодичного действия без  определения  размера  субвенций,  без
уточнения  круга сотрудников органов внутренних дел,  имеющих право
на  получение  этих  выплат,  без  принятия   специального   закона
Хабаровского  края,  содержащего  способы  (методику)  расчета  для
определения  общего  объема  субвенций,   предоставляемых   местным
бюджетам   для   осуществления   данного   полномочия,   губернатор
Хабаровского края по сути возложил  дополнительную  обязанность  на
органы   местного   самоуправления  по  финансированию  из  средств
местного  бюджета   путевок   сотрудникам   внутренних   дел,   что
противоречит ст.ст. 3, 9  Бюджетного  кодекса Российской Федерации,
ст.ст. 14, 15, 16, 49, 52  Федерального  закона "Об общих принципах
организации   местного   самоуправления  в  Российской  Федерации",
нормами   которых   определен    круг    вопросов,    финансируемых
самостоятельно  за счет средств местного бюджета,  а также принципы
их финансирования.
     Поэтому в    судебном    решении   правильно   отмечено,   что
установленное  правовое  регулирование   нарушает   права   органов
местного    самоуправления,    является    вторжением   губернатора
Хабаровского края в компетенцию этих органов.
     Судебная коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда РФ
решение  Хабаровского  краевого  суда  оставила  без  изменения,  а
кассационную   жалобу   правительства   Хабаровского   края  -  без
удовлетворения.


                          ______________