Способ поиска: "AND" "OR"

ПУБЛИКАЦИИ

 

 

 

 

ПУБЛИКАЦИИ

Основные положения выступления на Державинских чтениях, проводимых Российской правовой академией Министерства юстиции Российской Федерации 12 октября 2005 г. студентки 6 группы 4 курса очной ф/о

ШУБУКИНОЙ ЯНЫ ВЛАДИСЛАВОВНЫ

Контактные телефоны:5226197, 89168588189

На тему: Конкуренция в российском предпринимательстве: настоящее, будущее.

Вместо предисловия…

«Как жизнь скучна, когда боренья нет»…Конечно, М. Ю. Лермонтов писал эти строки вовсе не о конкуренции. Но всё же…

Предметом настоящей работы избрано такое явление в предпринимательстве как  конкуренция, полезная и суровая; жестокая, но справедливая. Если в рамках совести, конечно. Автор считает, что это одно из интереснейших проявлений реализации конституционно закреплённых экономических прав соответствующими субъектами.

Моя цель- проанализировать конкуренцию с точки зрения понуждения предпринимателей к эффективным действиям на рынке; дать правовую оценку недобросовестности конкуренции, всесторонне продумать оптимальные меры по развитию «здоровой» конкуренции и, наконец, сделать соответствующие выводы. 

К о н к у р е н ц и я

Понятие, признаки.

Когда-то давно французский политолог и экономист Пьер Прудон дал следующее определение конкуренции: «Дуэль, происходящая на ограниченном пространстве, при которой правота борющихся устанавливается при помощи оружия».

            Как ни гиперболично подобное определение, тем не менее, в нём есть большая доля истины: конкуренция- это действительно стремление добиться превосходства над соперником с применением любых доступных и возможных средств. Она ведётся преимущественно экономическими методами с помощью цен, снижения издержек, повышения качества товаров и обслуживания, предоставления дополнительных услуг и т.п.

Преимуществами конкуренции по сравнению с другими видами состязательности является то, что она, выступая в качестве важнейшей принудительной силы, порождает высокую заинтересованность и ответственность за результаты хозяйственных решений, принуждает частных собственников под давлением страха за выживание заботиться об эффективном применении своих средств, обеспечивать повышение производительности труда, увеличивать накопления, расширять производство тем самым служит мощным двигателем экономического и социального прогресса.

В российском праве весь пласт нормативно- правовых актов, регулирующих конкуренцию и другие смежные понятия (монополистическая деятельность, доминирующее положение, антимонопольный орган.), принято называть антимонопольным регулированием. К таким актам следует относить:

1)      Парижскую Конвенцию по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.

2)      Конституцию Российской Федерации (ст.8, 34)

3)      Гражданский Кодекс Российской Федерации (ст. 10 и др.)

4)      Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (т.н. Закон о конкуренции)

5)      Федеральный Закон « О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»

      и другие.

Несмотря на существующую нормативную базу, до сих пор есть огромное количество пробелов в праве:

Особое внимание в работе хочется уделить некоторым недостаткам существующего законодательства о конкуренции.

■ Понятие конкуренции как состязательности хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, остается неизменным с 1991 г. И все это время в нем недостает указания на цель, ради достижения которой состязаются хозяйствующие субъекты.

       ■  В ст. 5 Закона просто нет упоминании. о том, что злоупотребление хозяйствующим субъектом, доминирующим положением на рынке может проявляться, в частности, в ущемлении интересов не только других хозяйствующих субъектов, но и физических лиц. Это можно объяснить тем, что интересы физических лиц (кроме индивидуальных предпринимателей, которые являются хозяйствующими субъектами) являются предметом регулирования отдельного закона. Однако Закон о защите прав потребителей не предоставляет физическим лицам в этом отношении соответствующую защиту. 

К сожалению, это лишь часть существующих в настоящее время проблем в законодательстве. 

Н е д о б р о с о в е с т н а я    к о н к у р е н ц и я. 

Добрая совесть предоставляет владельцу

столько же, сколько истина,

поскольку закон тому не препятствует.

Павел, юрист, 1ая половина 3 в.

Есть одна мудрость: « Богатство лишь то несёт пользу, что правдивым путём нажито».

Известно, что конкуренция заставляет хозяйствующих субъектов делать то, хотят потребителей и за что они готовы платить. В результате повышается эффективность распределения ресурсов. Способствуя минимизации издержек производства товаров и услуг, конкуренция повышает эффективность производства. Вознаграждая новаторство, она стимулирует прогресс.

   Вместе с тем там, где существует конкуренция, возможны акты недобросовестной конкуренции. Особенностью российского антимонопольного законодательства является то, что его положения не только посвящены ограничению монополистической деятельности, но и специально запрещают недобросовестную конкуренцию (разд. 3 Закона о конкуренции).

   Россию можно причислить к странам, где в отличие от государств континентальной системы права отсутствует какой- либо специальный законодательный акт о пресечении недобросовестной конкуренции. К сожалению, ведь надо признать, что защита предпринимателей от нечестной конкуренции и контроль за методами ведения конкурентной борьбы составляет особую, самостоятельную область правового регулирования.

Определение понятия «недобросовестная конкуренция»:

На самом деле, проблема совести в праве является весьма дискуссионной, поскольку совесть относится к категориям с ярким нравственным наполнением. Тем не менее, законодатель попытался сформулировать дефиницию: 

недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (ст.4 Закона о конкуренции). 

Экономические последствия недобросовестной конкуренции:

            Безусловно, любое проявление недобросовестности ассоциируется в сознании  человека с негативным влиянием. Ни для кого не секрет, что недобросовестное поведение всегда принято связывать с явлением злоупотребления правом. Как же эти злоупотребления находят отражение в предпринимательской деятельности.

В экономическом состязании победителем должен быть хозяйствующий субъект, предлагающий наиболее полезную и эффективную продукцию на самых выгодных и приемлемых для потребителей условиях. Такой результат, может быть, достигнут, если хозяйствующие субъекты, как и в спорте, соблюдают определённые правила, но, как и в спортивном соревновании, может возникнуть искушение пренебречь ими.

Нарушение основных правил экономического состязания может принимать различные формы - от прямых нападок на конкурента до обмана « арбитра», функции которого обычно выполняет потребитель. . В ряде случаев недобросовестная конкуренция имеет своей целью захват монопольного положения в какой-либо сфере коммерческой деятельности или в каком-либо регионе (например, при недобросовестной дискредитации конкурента). В других случаях акты недобросовестной конкуренции, вводя потребителей в заблуждение относительно характеристик товара, оказывают негативное влияние на конкуренцию, поскольку потребитель принимает решение о покупке товара данного производителя под влиянием утверждений, которые не соответствуют действительности, а недобросовестный хозяйствующий субъект получает необоснованные преимущества перед честным конкурентом.  

Пути преодоления существующих проблем. 

Можно долго рассуждать о пробелах в законодательстве, о малоэффективности деятельности органов, уполномоченных на проведение контроля в сфере конкуренции и ограничения монополистической деятельности в РФ. 

            Я попробую предложить оптимальные меры, которые способствовали бы развитию «здоровой» конкуренции, и меры, предотвращающие недобросовестную конкуренцию.

Сразу необходимо указать, где особ необходима защита конкуренции:

            -торговая политика, включая тарифы, квоты, защитные меры и антидемпинговые процедуры.

            -промышленная политика, особенно в секторах, наиболее влияющих на состояние экономики в целом, где специфические меры государственного регулирования зачастую не поощряют, а ограничивают конкуренцию (финансовый рынок, с\х, телекоммуникации).

            -защита прав на объекты интеллектуальной собственности

            -защита прав потребителей

            -инвестиционная и налоговая политика

-политика в сфере государственного регулирования, в т. ч. лицензирования.

 

Стратегические меры по развитию конкуренции в Российской Федерации:

 

Поставленные задачи могут быть представлены так:

 

►Совершенствование системы конкурентного права, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования

 

►Противодействие созданию новых монопольных структур, усиление контроля за отраслевой экономической концентрацией

 

►Разработка и реализация государственной политики демонополизации

 

►Преодоление ведомственно-бюрократического характера монополизма

 

М о н о п о л и с т и ч е с к а я   к о н к у р е н ц и я. 

Выбор данного вопроса не случаен. Автору показалось, что это тоже возможно отнести к альтернативной мере воздействия на недобросовестное поведение субъектов предпринимательства.

Совершенная конкуренция и чистая монополия - два крайних случая рыночной структуры. И то и другое бывает чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция. Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее: 

1.Товар каждой фирмы, торгующей на рынке ,является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами.

2.На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых

удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.

3.Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников ,когда выбирают ,какую

установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых

продаж.

4.На рынке есть условия для свободного входа и выхода

В заключении  мне бы хотелось обратить внимание читателя на следующее.

Говоря о конкуренции, о недобросовестном поведении, мы не должны забывать о том, кто стоит за фигурой субъекта предпринимательской деятельности.

В ходе проведенного в рамках проекта всероссийского опроса взрослого населения (1756 чел.) было получено 237 анкет от респондентов, которые рассматривают возможность начать собственное дело, но по тем или иным причинам еще не сделали последний шаг в этом направлении. Таким образом, примерно 10,5 % респондентов можно рассматривать как протопредпринимательский слой в самом широком смысле этого слова – в отличие от более узкого, предполагающего наличие не только желания, но и соответствующих способностей и возможностей.

Примерно половина желающих начать свой бизнес полагают, что обладают для этого необходимыми знаниями, навыками и опытом. Иными словами, подумывающих начать собственное дело вдвое больше, нежели те, кто уверен в том, что располагает для этого требуемым социальным и культурным капиталом. Кроме того, еще примерно 40% желающих открыть собственного дело (5,8% от общего числа опрошенных) удерживает боязнь неуспеха.

Но кто же, по самооценке, реально обладает знаниями, навыками, опытом, необходимыми при создании нового бизнеса? Чаще всего это бывалые – представители высокодоходной группы, самозанятые и действующие предприниматели, обладающие опытом руководства крупными самостоятельными хозяйственными единицами, мужчины, лица с высшим образованием, причем пенсионного возраста. Несколько чаще среди них встречаются жители села, чем представители других типов поселений.

            Кого удерживает от открытия собственного бизнеса боязнь неудачи? Заметно чаще среди сомневающихся можно встретить служащих и самозанятых, женщин и представителей возрастных групп 27-30 лет и 41-50 лет, со средним специальным образованием, работников приватизированных предприятий, имеющих опыт руководства малым коллективом (10-50 чел.), проживающих в районных центрах.

Из числа протопредпринимателей около 40% руководствуются вполне прагматическими суждениями; примерно 1/5 – «предприниматели поневоле», т. е. вынужденные искать в предпринимательстве решение материальных проблем, но не имеющие особой склонности к предпринимательской деятельности; остальных можно охарактеризовать как «романтики» (молодёжь до 21 года).

Из вышеуказанного напрашивается вопрос: может быть отсюда и недобросовестность поведения субъектов предпринимательского права. Бесспорно, что совокупность личностных качеств, склад ума оставляет след на поведении предпринимателей. Но важно и другое. На вопрос: «Если Вы в прошлом начинали собственный бизнес, но неудачно, в чём главные причины этого?», опрашиваемые отвечали так:(5 самых популярных по значимости ответов)

Не хватило финансовых средств на раскрутку бизнеса

Давление проверяющих, контролирующих органов ( пожарная, СЭС)

Не оказалось нужных связей в органах власти

Не видели перспектив

Не хватило специальных знаний в области управления предприятием, персоналом,    маркетинга, финансового планирования.

 

ТАК ЧТО САМИ ДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ, УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ.

 

 

 

 
 
на Державинских чтениях