Способ поиска: "AND" "OR"

 

 

 

 

ПУБЛИКАЦИИ

 
Интернет-конференция
Министра юстиции Российской Федерации Ю.Я.Чайки


"Министерство юстиции Российской Федерации: задачи и проблемы"


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ И РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ - ПОНЯТИЯ НЕРАЗДЕЛИМЫЕ



8 (20) сентября 1802 г. был обнародован Манифест об образовании Министерств. "Следуя великому духу преобразователя России Петра 1... Мы заблагорассудили, - отмечает император Александр 1, - разделить государственные дела на разные части сообразно естественной их связи между собой, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных Нами Министров, постановили им главные правила, коими они имеют руководствоваться в исполнение всего того, что требовать будет от них должность и чего Мы ожидали от их важности, деятельности и усердия ко благу общему".

И хотя язык этого важнейшего государственного документа эпохи для века XXI несколько тяжеловат, смысл его ясен: отныне каждый Министр лично ответствен за порученную ему "часть" государственных дел и, выражаясь уже современным языком, должен действовать в рамках закона.

Одновременно на Правительствующий Сенат была возложена "важнейшая" обязанность "рассматривать деяния Министров по всем частям, их управлению вверенным", а о результатах докладывать императору.

Так 200 лет назад в России был заложен фундамент единой системы органов исполнительной власти, действующей и поныне.

Не случайно поэтому Указ Президента Российской Федерации "О праздновании 200-летия образования единой системы органов исполнительной власти России" от 6 мая 2002 г. N 445 отмечает особую значимость учреждения 8 (20) сентября 1802 г. министерств для становления и укрепления российской государственности.

Манифест от 8 сентября 1802 г. в общих чертах установил компетенцию вновь создаваемых государственных органов. Министру юстиции были вверены "все дела судебного ведомства". Отмечалось также, что "означенная должность может быть особенно определена при издании сочиняемого уложения законов".Вновь назначенным министрам "при необходимости отмены существующих законов или издания новых" после соответствующего согласования этого вопроса с другими министрами было "предоставлено право входить с докладом" к императору.

Одновременно каждого Министра обязали ежегодно через Правительствующий Сенат представлять верховной власти "письменный отчет в управлении всех вверенных ему частей", а также заседать по должности в Правительствующем Сенате.

Не трудно представить, сколь нелегко было первому Министру юстиции Гавриилу Романовичу Державину создать Министерство и начать его работу.

Уже на первом заседании Комитета Министров, состоявшемся 9 сентября 1802 г., Г. Р. Державин предложил "немедленно составить Инструкцию для Министров, так как в противном случае каждый из них будет постоянно вторгаться" в компетенцию другого и, таким образом, "вновь образованное учреждение не принесет никакой пользы для упорядочения государственного управления".

Вот так, в неустанной заботе об интересах России, начиналась деятельность Министерства юстиции, занимавшего в государственной иерархии должное ему место.

И сегодня Министерство юстиции активно участвует в государственном строительстве, становится одним из важнейших федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих в стране демократию, федерализм, национальную безопасность, защиту прав и законных интересов личности, становление рыночной экономики.

Его задачи и функции, закрепленные в Положении о Министерстве юстиции, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями), продолжают постоянно множиться.

Так, в декабре 2001 г. на Министерство юстиции возложена обязанность ежегодной подготовки докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, исполнении актов судебных и других органов, а также уголовных наказаний и обеспечении содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охраны, этапирования и конвоирования.

С февраля 2002 г. Министр юстиции представляет Президенту страны ежемесячные доклады о ходатайствах осужденных о помиловании.

С декабря прошлого года повысился статус коллегии Министерства: теперь Президент Российской Федерации по представлению Министра юстиции утверждает членов коллегии (всего их 25), кроме входящих в нее по должности.

С 1 июля 2002 г. служба судебных приставов Министерства стала выполнять функции дознания и административной юрисдикции.

Каковы же сегодня, в преддверии 200-летнего юбилея, основные направления деятельности Министерства юстиции?

Одной из главных задач остается работа в сфере конституционного законодательства. Государственная политика в этой области касается практически всех сторон общественной и политической жизни страны: укрепления федеративных отношений, основ конституционного строя, законодательного обеспечения выборов, участия в разработке правовой основы избирательной системы, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, правового обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов, участия в формировании законодательства о природных ресурсах.

Важнейшей задачей и для Минюста России, и для его территориальных органов является обеспечение единства правового пространства.

За последние полтора года территориальные органы Минюста России провели юридическую экспертизу 67 925 нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. При этом 7986 актов признаны не соответствующими федеральному законодательству. Из этого числа около 75 % актов приведено в соответствие с федеральными законами на основе заключений органов юстиции без вмешательства прокуратуры и судов.

Основное направление деятельности Минюста России в области единства правового пространства и правовой информатизации - формирование и ведение Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в который включено более 115 000 актов субъектов Российской Федерации. В него включаются также экспертные заключения Минюста России, протесты прокуратуры и связанные с ними решения судов, что позволяет говорить об уникальности Федерального регистра в системе правовых баз данных, существующих в стране. При этом содержащиеся в нем сведения открыты и доступны для общественности.

Министерство юстиции не так давно приступило к регистрации соглашений о международных и внешнеэкономических связях, заключаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

К июлю 2002 г. зарегистрировано 126 таких соглашений. Не будучи нормативными правовыми актами, они внесены в Федеральный регистр, поскольку играют важную роль в обеспечении единства правового пространства страны.

В целях совершенствования этой деятельности Минюст России подготовил проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", предусматривающий вступление в силу соглашений после их государственной регистрации.

Особое внимание Министерство в последнее время уделяло законотворческой работе, направленной на укрепление основ российской государственности, защиту прав и свобод граждан.

Активно начавшееся в 90-х гг. прошлого века правовое регулирование экономической деятельности позволило законными методами воздействовать на развитие рынка в стране.

Дальнейшее формирование экономического законодательства как совокупности законов Российской Федерации, регулирующих общественные отношения в сфере экономики, происходит на основе Конституции, федерального законодательства и реалий политической и экономической жизни страны.

В условиях экономических реформ ежегодно растет количество рассматриваемых и подготавливаемых с участием Минюста России законопроектов в сфере бюджетного, налогового, банковского, таможенного, валютного законодательства, законодательства о ценных бумагах, приватизации, банкротстве. Одновременно российское законодательство приводится в соответствие с действующей правовой базой Всемирной торговой организации (ВТО).

Вторая составляющая часть обеспечения единства правового пространства - контроль за нормотворческой деятельностью федеральных органов исполнительной власти с тем, чтобы не допустить принятия нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации.

Минюст России реализует его путем проведения юридической экспертизы представленных на государственную регистрацию нормативных правовых актов, проверок в федеральных органах исполнительной власти по отбору актов и направлению их на государственную регистрацию, реагирования на запросы граждан, организаций и публикации в средствах массовой информации.

В связи с несоответствием законодательству Минюст России ежегодно отказывает в регистрации 30-40 % нормативных актов, представляемых ведомствами.

Количество поступающих на государственную регистрацию ведомственных нормативных актов постоянно растет, как, впрочем, и перечень ведомств, акты которых подлежат государственной регистрации.

Эффективность государственной регистрации подтверждается статистикой принимаемых судебных решений: всего лишь 1,4 % от общего числа зарегистрированных в Минюсте России актов частично отменены судебными решениями, причем в основном из-за несвоевременного их приведения в соответствие с вновь принятым федеральным законодательством.

Создание эффективной системы исполнительного производства остается одним из приоритетных направлений деятельности Министерства юстиции.

К 2002 году динамично развивающаяся служба судебных приставов страны насчитывает почти 30 тыс. сотрудников. В текущем году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2002 г. предельная численность службы судебных приставов будет увеличена почти на 3 тыс. человек.

Удалось также значительно повысить эффективность исполнения решений судов и актов специально уполномоченных органов.

В 2001 году из 17,4 млн.исполнительных производств судебными приставами страны окончено 78 %. В пользу взыскателей перечислено 136 млрд. руб. В среднем одним судебным приставом-исполнителем возвращено взыскателям более 8 млн. руб.

За 2,5 года в счет задолженности по налогам и сборам взыскано и перечислено в бюджеты разных уровней более 64 млрд. руб.

С 1 июля 2002 г. служба судебных приставов стала осуществлять функции дознания и административной юрисдикции, т. е. проводить дознание по пяти составам уголовных преступлений в сфере правосудия и административное производство - по 11 составам административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти и порядок управления. В основном сформирован аппарат дознания, подобраны кадры. Многие будущие дознаватели прошли стажировку в органах внутренних дел.

Продолжается реформирование уголовно-исполнительной системы Минюста России. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 636 утверждена Федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (2000-2006 годы)", выполнение которой позволит дополнительно ввести 45,7 тыс. мест для арестованных, 215 тыс. кв. м жилой площади для сотрудников, 1863 места в исправительных учреждениях и привлечь к труду не менее 40 тыс. неработающих осужденных.

Производственный потенциал УИС составляют 750 различных предприятий, в том числе 50 сельскохозяйственных. Ежегодный объем производства превышает 10 млрд. руб. УИС стремится к самообеспечению своих учреждений продуктами питания, имуществом, строительными материалами, продукцией коммунально-бытового назначения.

Правительство Российской Федерации много внимания уделяет вопросам социальной реабилитации как осужденных, так и граждан, освобождаемых из мест лишения свободы.

Принятый 9 марта 2001 г.Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" предусмотрел существенное смягчение карательной политики по отношению к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, более широкое применение мер пресечения и наказания, альтернативных лишению свободы и содержанию под стражей.

Продолжается процесс гуманизации условий отбывания наказания, соблюдения прав человека, лишенного свободы, а также предупреждения распространения туберкулеза и других инфекционных заболеваний в местах лишения свободы.

Минюст России предложил внести 59 поправок в УК РФ, предусматривающих приведение санкций ряда его статей в соответствие с характером и степенью общественной опасности совершенных преступлений. Принятие такого федерального закона позволило бы снизить максимальные сроки лишения свободы за некоторые уголовно-наказуемые деяния и одновременно ужесточить санкции за терроризм, вплоть до пожизненного лишения свободы.

Минюст России активно реализует обязательства, взятые на себя нашей страной при вступлении в Совет Европы.

В целях безусловного исполнения федерального законодательства, гарантирующего соблюдение конституционных, гражданских, экономических и иных прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Минюстом России создана система ведомственного контроля. В нее входят Управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы центрального аппарата, отдел по правам человека в ГУИН Минюста России, отделы по соблюдению законодательства в федеральных управлениях Минюста России по федеральным округам, а также помощники начальников территориальных органов УИС по правам человека.

Основная задача системы - осуществление ведомственного контроля за соблюдением в деятельности учреждений и органов УИС внутреннего законодательства, международных правовых норм в области прав человека, конституционных прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также сотрудников УИС.

Управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России играет при этом организующую и координирующую роль.

Решение Минюста России о создании системы ведомственного контроля позитивно воспринято и поддержано Советом Европы.

Поскольку проводимая государством уголовная политика направлена на сокращение применения лишения свободы и развитие института наказаний без изоляции от общества, предполагается усиление ведомственного контроля за применением таких наказаний и их исполнением.

Повышенное внимание международных организаций, правительственных и парламентских структур к проблеме соблюдения прав наиболее социально уязвимых категорий граждан определяет необходимость тщательного контроля за обеспечением интересов несовершеннолетних и женщин, содержащихся в УИС.

Важным направлением дальнейшей работы станет конструктивное взаимодействие с государственными и негосударственными структурами, занятыми защитой прав человека: Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

В целях оперативного взаимодействия с российскими и международными правозащитными организациями будет активно использоваться Интернет-сайт Минюста, а в перспективе будет организована "горячая линия", на которую родственники и законные представители лиц, содержащихся под стражей, и осужденных, правозащитники смогут направить информацию о нарушениях законности и прав человека в деятельности УИС.

Развитие и укрепление института ведомственного контроля за соблюдением законности и прав человека в УИС обусловит повышение эффективности деятельности пенитенциарной системы и авторитета Минюста России в стране и за ее пределами.

Министерством юстиции Российской Федерации многое делается в сфере адвокатуры, нотариата и регистрации записи актов гражданского состояния.Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", вступивший в силу 1 июля 2002 г. и призванный способствовать соблюдению конституционных прав граждан на получение юридической помощи в уголовном и гражданском процессах, внес изменения в многие жизненно важные области ее деятельности. Теперь и адвокатам, и работникам юстиции предстоит сообща оперативно и безболезненно для правосудия и граждан провести эти изменения в жизнь.

В настоящее время в стране насчитывается почти 50 тыс. адвокатов.

Органы юстиции серьезное внимание уделяют надлежащему исполнению адвокатскими объединениями своих обязанностей, уменьшению жалоб на срывы следственных действий и судебных процессов по вине адвокатов.

В последние годы в абсолютном большинстве регионов ликвидирован дефицит нотариальной помощи, достигнут достаточно высокий уровень нотариального обслуживания, материально-технического обеспечения нотариусов. Соотношение числа нотариусов (6700) и населения в Российской Федерации в настоящее время достигло сопоставимой с европейскими странами величины.

После принятия 29 апреля 2002 г. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" продолжилась работа по совершенствованию законодательства об актах гражданского состояния, в частности по предоставлению субъектам Российской Федерации права передачи полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния органам местного самоуправления всех уровней.

В будущем Министерству юстиции Российской Федерации, его федеральным управлениям по федеральным округам, территориальным органам и учреждениям юстиции предстоит повысить эффективность деятельности в сфере защиты законных прав и интересов граждан.

Минюст России активно участвовал в подготовке Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, других важнейших федеральных законов.

В наших планах - дальнейшее совершенствование действующего законодательства в сфере ювенальной и административной юстиции, уточнение полномочий территориальных органов юстиции при работе с ходатайствами осужденных о помиловании.

Министерство юстиции Российской Федерации - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, формирование которой закончилось 1 января 2000 г.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют 89 учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, около 1800 их филиалов и представительств. В системе государственной регистрации прав работает около 20 тыс. человек, из них более 3700 регистраторов прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

За 2,5 года работы учреждениями юстиции по регистрации прав зарегистрировано более 30 млн. прав, ограничений (обременений) прав и сделок с недвижимостью, в том числе за 6 месяцев текущего года - более 6 млн. Ежегодные темпы прироста регистрационных действий составляют 35 %.

Дальнейшие перспективы развития системы государственной регистрации прав определены утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. N 273 Федеральной программой поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним до 2006 г. Ожидается, что созданный в ходе ее реализации правовой и организационный механизм функционирования единой системы регистрации прав будет стимулировать экономическое развитие России, полноту сбора налогов, борьбу с преступностью, охранять интересы юридических и физических лиц, гарантировать их права на недвижимость.

Накануне федеральных выборов, выборов депутатов Государственной Думы основное внимание уделяется практической реализации Федерального закона "О политических партиях", созданию эффективно работающей политической системы.

К августу нынешнего года Минюстом России зарегистрированы 23 политические партии; 49 организационных комитетов уведомили о намерении их создать.

В соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" при их регистрации соблюдается федеральное законодательство о запрете на создание и деятельность общественных и религиозных объединений, цели и действия которых направлены на совершение противоправных деяний, в том числе различных форм политического и религиозного экстремизма. Немаловажно, что принятый наконец Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" предусмотрел правовые и организационные основы борьбы с экстремизмом.

Его позитивное значение активно проявляется и в процессе противодействия Минюста России образованию и деятельности религиозных объединений экстремистской направленности.

В связи с принятием Федерального закона "О регистрации юридических лиц" изменился порядок регистрации общественных объединений, религиозных организаций: теперь Минюст России принимает решения об их государственной регистрации (в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий), осуществляет контроль за соответствием их деятельности действующему законодательству, уставным целям и задачам, ведет ведомственный реестр названных юридических лиц. Единый государственный реестр будет вести Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Реализация государственных задач, возложенных на Министерство юстиции, невозможна без современных информационных технологий.

Приказом Министерства от 21 января 2000 г. N 10 утверждена Концепция правовой информатизации, подтвердившая открытость системы правовой информатизации, интеграцию формируемых им информационных ресурсов в различные международные информационные системы.

В настоящее время Министерство юстиции Российской Федерации совместно с Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) занимается созданием единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения, т. е. интегрированной иерархической трехуровневой системы, открытой для взаимодействия с другими автоматизированными системами в рамках единого информационного пространства органов государственной власти.

На принципах демократии, верховенства закона и защиты прав человека воссоздается правовое поле в Чеченской Республике. Многое в этом отношении сделало и продолжает делать Министерство юстиции. Успешно работает Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике. Обеспечению полноценной деятельности десяти судов общей юрисдикции способствует служба судебных приставов, занятая к тому же и в сфере исполнительного производства. Действует Управление исполнения наказаний, два СИЗО и одна колония.

В республике работают 20 юридических консультаций, 19 отделов загс, 29 нотариальных контор. В настоящее время в Чечне эффективно действуют все учреждения юстиции, о чем неоднократно публично заявляли руководители Совета Европы.

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к значительному расширению и углублению участия Минюста России в международном сотрудничестве.

Одно из основных его направлений - расширение и модернизация договорно-правовой базы взаимоотношений России с иностранными государствами в вопросах оказания правовой помощи. За последние годы с учетом региональных конвенций, заключенных в рамках СНГ и Совета Европы, Россия установила договорные отношения в этой сфере почти с 80 государствами.

Ежегодно проводится правовая экспертиза сотен проектов международных договоров Российской Федерации, в том числе по вопросам, непосредственно не относящимся к компетенции Минюста.

Много внимания уделяется правовому обеспечению интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества и Союзного государства России и Беларуси.

Активно развивается сотрудничество в сфере юстиции с Советом Европы и Европейским союзом. Состоявшаяся в Москве 3-5 октября 2001 г. 24-я Конференция европейских министров юстиции приняла важные резолюции по вопросам борьбы с международным терроризмом и исполнению судебных решений.

25 апреля 2002 г. в Люксембурге на первом совещании министров юстиции и внутренних дел России и Европейского союза (в формате 30+2) обсуждена судебно-правовая реформа в Российской Федерации и правовое обеспечение борьбы с международным терроризмом.

Большие перспективы имеет сотрудничество в правовой сфере в рамках "восьмерки", прежде всего в сфере международного режима выдачи и правовой помощи по уголовным делам. Принятые в Монтреблане (Канада) в мае 2002 г. обновленные Рекомендации "Группы восьми" по транснациональной преступности восприняли в качестве ориентира как члены этого форума, так и другие государства мира.

Поступательно развивается межведомственное взаимодействие с зарубежными партнерами на двусторонней основе. К середине 2002 г. Минюст России имеет 26 межведомственных соглашений о сотрудничестве и 14 иных договоренностей о взаимодействии с министерствами юстиции зарубежных стран. В стадии проработки и согласования находятся проекты соглашений о сотрудничестве с органами юстиции еще 12 государств.

Выполняется огромная работа по исполнению запросов о правовой помощи, поступающих в нашу страну из-за рубежа, а также направляемых российскими учреждениями за границей. Только в 2001 г. исполнено свыше 30 тыс. таких документов.

Широкое участие Российской Федерации, ее субъектов, организаций и граждан в различных международных отношениях обусловило потребность в более целенаправленном системном определении приоритетов на ближайшую и среднесрочную перспективы, а также в осуществлении комплекса мер по повышению эффективности участия подразделений Минюста России в международном сотрудничестве.

В связи с этим коллегия Министерства в 2001 г. одобрила Концепцию развития международных связей органов и учреждений юстиции на период до 2005 г., высший приоритет которой - защита интересов личности, общества и государства.


***

Итак, функции Министерства юстиции в канун его юбилея широки и разнообразны. В их реализации участвуют свыше 500 тыс. сотрудников Министерства юстиции, его территориальных органов и учреждений.

С удовлетворением констатирую, что все звенья системы юстиции постарались достойно встретить наш юбилей. Каждый сотрудник воспринял его как свой личный праздник.

Изучая нашу историю, мы поняли, что ее не отделить от российской, что у нас есть кем и чем гордиться, что преемственность поколений по-прежнему жива.

С оптимизмом смотрю в будущее. Уверен, что в XXI в. престиж Министерства юстиции будет неуклонно возрастать и оно будет активно участвовать в строительстве в нашей стране гражданского общества, основанного на общечеловеческих ценностях - принципах демократии, гуманизма, законности и справедливости.



Ю. Я. Чайка Министр, государственный советник юстиции Российской Федерации, 9, стр. 16-23, Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации
30/09/2002