Способ поиска: "AND" "OR"

 

 

 

 

 

«Правовое регулирование кредитования малого предпринимательства в РФ»

Елистратов Д.В.

4 курс


Нельзя не заметить, что проблемы кредитования предпринимательства в нашей стране стоят остро. Во-первых, это связано и с тем, что предпринимательство в современном понимании для России является еще относительно новым видом деятельности. Во-вторых, современное законодательство не универсально и не предоставляет четких и стопроцентно положительных преимуществ предпринимательству, а тем более малому. В-третьих, предпринимательская среда для экономики очень важна и очень эффективно стимулирует ее рост, а следовательно и процветание государства. В-четвертых, сейчас процветание и стабильность малого бизнеса зависит от своевременной помощи (в том числе и законодательной) малым предприятиям и частным предпринимателям.
Для начала отмечу, что в «Программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу 2003-2005 года» в пункте 2.8 говорится о развитии малого бизнеса.
И одна среди задач госполитиики по развитию МП звучит так: упрощение доступа к финансовым ресурсам, развитие кредитования и страхованиия.
Сейчас ситуацию в области банковского кредитования малого бизнеса следует расценивать как неудовлетворительную.
Во-первых, объемы кредитования малых предприятий малозаметны даже на фоне общей низкой инвестиционной активности в стране.
Во-вторых, очевиден преимущественно краткосрочный характер подавляющей части кредитов, выдаваемых банками малым предприятиям, т. е. кредитов, которые не могут решить проблем расширения деятельности заемщика
Для предприятий заемные денежные средства очень важны, так как в соответствии с кредитными ресурсами многие предприятия планируют свою финансовую деятельность. Попробуем разобраться с возможностями получения кредитных средств субъектами малого предпринимательства. И для начала заметим, что ст.3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" дает определение субъектам малого предпринимательства.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов.
Интереснее пометка далее, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Предоставление бюджетных кредитов субъектам малого предпринимательства (МП) - одна из форм государственного финансирования малого бизнеса.
Средства из государственного бюджета предпринимателям могут передаваться на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном кредитовании предпринимательской деятельности. Государственное кредитование предпринимательства представляет собой правовую форму вмешательства государства в экономику с целью поддержки необходимых видов производств, состоящую в предоставлении денежных средств в собственность хозяйствующих субъектов с обременением целевого использования и на условиях возвратности, платности и срочности. Общие условия и основные направления государственного кредитования содержатся в ежегодном законе о федеральном бюджете.
Можно выделить следующие отличительные признаки государственного кредитования:
• Льготный характер.
Данные средства предоставляются с уплатой процентов за пользование ими в размере 1/3 или 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
• Порядок его осуществления. Государственные средства выделяются в пределах финансового года равными долями и, как правило, в пределах средств, поступающих от возврата ранее выданных кредитов;
• Создание специальных фондов, аккумулирующих как выделенные средства, так и возврат ранее выданных кредитов;

Что касается форм государственного кредитования, то они бывают следующими:

Агентское государственное кредитование. В реализации государственного кредитования участвуют коммерческие банки, выступающие в роли агентов Правительства РФ.
Государственное кредитование в форме банковского кредита. В данном случае, в отличие от предыдущего, банки, участвующие в государственном кредитовании, сами сначала получают кредит в Центральном банке, а затем предоставляют его заемщикам.

Теперь несколько слов об Условиях предоставления кредита:
В статье 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено предоставление бюджетных средств в форме бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств). Согласно ст. 6 данного Кодекса бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Бюджетный кредит может быть предоставлен малому предприятию на основании договора на условиях возмездности, возвратности и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки Министерством финансов РФ финансового состояния получателя бюджетного кредита через Главное управление федерального казначейства, территориальные органы федерального казначейства и территор-ые контрольно-ревизионные органы.
Нормы о кредитовании малого бизнеса, как уже упоминалось, содержатся и в Федеральном Законе от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г.).
Данный закон не был изъят из общего свода законов. Его удалось-таки спасти от ликвидации. Напомню, что в свое время в правительство РФ был подан целый перечень законов, якобы утративших свою актуальность, которые намеревались упразднить. В их числе был и федеральный закон N88. Но протест, поднявшийся среди предпринимательской общественности, помог отстоять его.
Пересмотрев закон, депутаты Госдумы решили его оставить, правда, изъяв из него несколько статей - статью 2, 8, 9, 10 и 22. О некоторых из этих статей защитникам малого бизнеса остается только сожалеть. Так, ст.9 в свое время рассматривалась как достижение - в ней был прописан льготный режим налогообложения для субъектов малого предпринимательства, которые существуют на рынке менее 4-х лет. Изменения в налоговом законодательстве на таких предпринимателей не распространялись.
В настоящее время согласно Статье 11 Закона кредитование субъектов МП осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки МП.
Не будем забывать, что сейчас известно как минимум 23 проблемы, которые мешают кредитовать малый бизнес в России, среди них:
- отсутствие комплексной программы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства (СМП),
- высокие процентные ставки банков, отсутствие у предпринимателей ликвидного обеспечения кредитов,
- неразвитость региональных рынков банковских услуг и другие.
Количество малых предприятий в России колеблется около 900 тыс. В 2003 году их было 950 тыс., а в 2004 году - уже 900 тыс.
Как заметил директор НИИ ЦБ РФ Игорь Бубнов, поддержка малого бизнеса не является прямой задачей Центрального банка. Если эти организации будут нормативно регулироваться, тогда Центральный банк будет совершенствовать свою нормативную базу.
В деле привлечения инвестиций при организации новых предприятий решающую роль должны сыграть банки развития.
В России такие банки нужны в каждом регионе. Банки развития должны иметь особый статус и должны регулироваться отдельным законодательством.
Как сказал опять же директор НИИ ЦБ РФ Игорь Бубнов, в малом бизнесе будет накоплен большой опыт, который могут позаимствовать и действующие коммерческие банки, имея в виду идею создания кредитных кооперативов, похожих на те, что действуют ныне в Германии, успешно участвуя в кредитовании малого бизнеса.

Если сослаться на чиновников из МинЭкономРазвития и Торговли, которые заявили, что их ведомство категорически против кредитования будущего бизнеса, так как кредитные ресурсы должны быть направлены на развитие бизнеса, а не на его старт, можно сделать вывод, что это положение и отмена статьи 9 ФЗ от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ ("О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г.) ) буквально «ставят крест» на льготах и привилегиях, а также финансировании стартующего бизнеса и предприятий, которые существуют на рынке менее четырех лет.
Но в настоящем, 2005 году, на реализацию программы кредитования малых предприятий КЭРППиТ выделило из бюджета 25 млн руб.
Специалисты полагают, что для создания эффективных механизмов кредитования малого бизнеса необходимо в короткий срок решить целый комплекс задач. В их числе – установление облегченных нормативов ЦБ для коммерческих банков, работающих с малым бизнесом. Возможен и другой вариант – общее снижение фонда обязательного резервирования. Актуальным представляется создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность кредитных союзов, агентств кредитных историй и системы регистрации залогов движимого имущества.

Закон г. Москвы от 28.06.1995 года №14 отмечает в Статье 9 что такое Фонды поддержки малого предпринимательства:
В пункте 1 сказано: Фонд поддержки малого предпринимательства - это некоммерческая организация, аккумулирующая финансовые средства и использующая их для финансирования программ, проектов и мероприятий, имеющих целью поддержку и развитие малого предпринимательства, а также оказывающая помощь отдельным субъектам малого предпринимательства на безвозмездной основе или льготных условиях.
Источником средств фонда могут служить добровольные взносы физических и юридических лиц.
Доходы, получаемые фондами поддержки малого предпринимательства, не распределяются между их учредителями.
Фонд принимает долевое участие в финансировании, не более того. Хотя фонд и является структурой некоммерческой, кредиты выдает под проценты, которые, правда, в некоторых случаях являются символическими. Такой вид государственного кредитования фактически бесплатен, что, как правило, не стимулирует эффективную работу.
Статья 11 далее говорит об Обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства.
Обществами взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества, созданные для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.
Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства самостоятельно решают все вопросы, связанные с предоставлением кредитов и оказанием финансовой помощи своим участникам.
Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства не имеют права предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются их участниками.

В статье 21 идет речь об обеспечении финансирования городских программ развития и поддержки малого предпринимательства
Финансовое обеспечение городских программ развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет бюджетных ассигнований, средств, принадлежащих фондам поддержки малого предпринимательства и уполномоченному органу, ответственному за проведение единой политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства в городе, добровольных взносов юридических и физических лиц.
А объем ежегодных бюджетных ассигнований на цели развития и поддержки малого предпринимательства устанавливается Законом о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год.

В настоящее время за всеми трудностями, стоящими перед малыми предприятиями при получении банковских кредитов осваиваются и используются некоторые другие формы возможного кредитования.
Так, например, для малого предпринимательства интересен лизинг, который урегулирован Главой 34 ГК и ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998года № 164-ФЗ. Лизинг имеет ряд преимуществ для субъекта МП, т.к.:
1. Во-первых, он обеспечивает получение оборудования без его полной оплаты.

2. Во-вторых, лизиногополучатель решает вопросы приобретения оборудования и его финансирования почти одновременно.

3. В-третьих, банки предпочитают финансировать приобретение основных средств через лизинговую компанию.
Тем не менее, в процессе подготовки и проведения лизинговых операций с субъектами МП выявился ряд особенностей и сложностей, тормозящих развитие этого вида бизнеса, а именно:
1. Не хватает подготовленных профессионалов.
2. Лизинговая компания часто рассматривается как лишний посредник
(во взаимоотношениях между субъектом МП, производителем оборудования и банком).
3. Многие потенциальные лизингополучатели – субъекты МП не располагают достаточными залоговыми возможностями.
4. Несовершенство законодательной базы. Оно проявляется, в частности, в том, что субъекты МП ограничены в получении в лизинг малоценных (до 100 МрОТ) и быстроизнашивающихся предметов.

Следующим способом финансовой поддержки для малых предприятий является франчайзинг.
Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малого предпринимательства можно использовать получившую широкое распространение на Западе и дающую значительный экономический эффект систему контрактных отношений крупных и мелких фирм (франчайзинг).
Отдельное законодательство по франчайзингу принято лишь в некоторых странах мира. По мнению экспертов Всемирной организации Интел. Собственности, с правовой точки зрения франчайзинг в достаточной мере регулируется договорным правом, поэтому не требуются специальные законы.
В российском законодательстве отношения франчайзинга регламентируются Главой 54 ГК РФ «Коммерчская концессия».
Кроме возможностей, установленных ст.1027 ГК РФ (действовать под фирменным наименованием, пользоваться охраняемой информацией правообладателя),
франчайзинг дает возможность МП взяь кредит у крупной организации на льготных условиях, получить различного рода консультационные услуги или получить в аренду оборудование.
Но, к сожалению, франчайзинг с трудом прививается на российской почве. Тому есть 4 причины:
1. традиционное уклонение от уплаты взносов (платежей) филиальными предприятиями (франчайзи)
2. несоблюдение технологии
3. ухудшение качества продукта
4. мизерное количество известных отечественных марок продукта (товара).


И конечно же, активному развитию МП в России может способствовать привлечение венчурного (рискового) капитала. Венчурное финансирование отличается от кредитования тем, что денежные средства предоставляются без условия возврата их через заранее установленный срок и без выплаты процентов.
Оно, как правило, осуществляется в малые и средние частные предприятия без требования от них какого-либо залога или заклада в отличие, например, от банковского кредитования. Цели и условия предоставления средств фирмами рискового капитала отличаются от мотивов деятельности других, традиционных инвесторов.
Банки и другие финансово-кредитные институты при кредитовании анализируют ближайшие перспективы финансируемой компании исходя из показателей ее финансового состояния за предыдущий период. Венчурные же финансисты исследуют долгосрочную перспективу финансового состояния на основе детального изучения особенностей предполагаемой новой продукции, технологии и прогнозируют размеры будущих рынков.