Способ поиска: "AND" "OR"

 

 

 

 

 

Экономико-правовые причины повышения цен на нефть и нефтепродукты.

Нагорный Р.С.
4 курс

Рост цен на бензин связан с подорожанием бензина,

которым заправляют бензовозы.

 В настоящее время в России действительно многое зависит от цен на нефть и нефтепродукты и их влияния на отдельные сектора экономики. Из-за повышения стоимости нефти, а, следовательно, бензина и других горюче-смазочных материалов (ГСМ), дорожают жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги, наблюдается повышение цен на многие категории товаров. Ни для кого не секрет, что топливно-энергетический комплекс сегодня является своеобразным локомотивом экономики страны.

За последние два месяца тема резкого повышения цен на нефть и нефтепродукты выдвинулась на первый план: и эксперты, и политики, и экономисты, и вся общественность в целом ищут выходы из сложившейся ситуации, выявляют причины вышеупомянутого удорожания цен, пытаются найти решение проблемы. Так на совещании у министра промышленности и энергетики 19 сентября 2005 года руководители крупнейших нефтяных компаний России «ЛУКОЙЛа», ТНК-BP, «Роснефти», «Сибнефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти» заявили о намерении зафиксировать до конца года цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. Буквально не так давно Государственная Дума Российской Федерации рассмотрела и приняла постановление «О необходимых мерах в связи с резким повышением цен на моторное топливо и топочный мазут в период подготовки к зимним условиям и завершения уборочных работ в 2005 году», в котором рекомендовала Правительству России выделить дополнительные субвенции бюджетам субъектов Федерации для компенсации затрат, связанных с повышением цен на моторное топливо и топочный мазут. Также было предложено в месячный срок разработать и внести в Госдуму проект закона о порядке определения ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с целью уменьшения влияния роста размера ставки налога на формирование цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке и еще одного закона, предусматривающего порядок регулирования цен на нефть и нефтепродукты, в том числе предельного размера розничной торговой надбавки при их реализации. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации назвала причинами роста цен на топливо продолжающееся повышение цен на сырье на мировых рынках, увеличение тарифов на продукцию естественных монополий, рост (примерно на 15%) налоговой нагрузки на нефтяную отрасль в результате изменения критериев расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также индексация на 8% акцизов на нефтепродукты.

В связи с этим автору работы хотелось бы проанализировать последние события на рынке и выявить ряд причин, которые привели к столь стремительному росту цен на нефть и нефтепродукты.

 

Первой, и, наверное, самой главной причиной является то, что вся налогооблагаемая база в нефтяной отрасли стала зависеть от внешней конъюнктуры, а внутренний рынок нефтепродуктов стал также абсолютно привязан к конъюнктуре внешнего рынка. Это происходит потому, что ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) привязана к мировым ценам на нефть и является единой независимо от того, идет ли эта нефть на экспорт или используется на внутреннем рынке. Здесь уместно вспомнить вопрос депутата от фракции «Родина» Дмитрия Рогозина, адресованный министру экономического развития и торговли Российской Федерации Герману Грефу на одном из заседаний Госдумы: «Если в мире подорожают бананы, в Африке они тоже вырастут в цене?». На что Герман Оскарович ответил: «Да, процентов на 15-20.» [1]

Действительно, в соответствии со статьей 340 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

При этом статья 340 НК РФ предусматривает оценку стоимости добытых полезных ископаемых исходя из цен их реализации с учетом положений статьи 40 НК РФ, в соответствии с которой для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, и пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Статья 342 НК РФ устанавливает налоговые ставки в отношении добытых полезных ископаемых.

Но в период с 2002 года по 2006 год при добыче нефти применяется налоговая ставка, установленная статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 126-ФЗ[2], а не статьей 342 НК РФ. Налоговая ставка является «твердой», то есть установленной в рублях за тонну нефти, и применяется с коэффициентом динамики мировых цен на нефть. Это временная методика - она предусматривает жесткую привязку по начислению НДПИ на тонну добытой нефти к мировым ценам на нее. Соответственно, чем выше мировые цены на нефть, тем больше налог и тем больше нефтяные компании повышают цены на бензоколонках, чтобы компенсировать свои убытки. В тот момент, по прогнозам, уровень мировых цен на нефть закладывался с небольшим ростом. Скачков, подобных сегодняшним, не ожидалось. А введение методики объяснялось необходимостью наполнения доходной части федерального бюджета. В тот момент росли государственный долг, социальные обязательства, и покрыть расходы Правительство России решило этими деньгами. И хотя введение новой методики взимания НДПИ было временной мерой, но она была принята на четыре года, то есть в конце 2006 года должна быть отменена. А если посмотреть на динамику темпов роста инфляции и роста цен на бензин, то четко видно: до принятия этой методики рост цен на нефть и нефтепродукты был ниже роста инфляции, а после введения методики все время опережал ее. Особенно ярко это проявилось с резким ростом мировых цен на нефть. То есть жесткая привязка НДПИ к мировым ценам играет сегодня негативную роль.

Есть два пути решения данной проблемы: либо совсем отменить, либо серьезно скорректировать временную методику по начислению налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти. Один из способов - разделить страну на так называемые «нефтяные провинции»[3], различающиеся налоговым коэффициентом. Критериев, по которым налог можно дифференцировать, очень много — выработанность запасов, глубина их залегания, географическое положение месторождений, инфраструктура, качество месторождения, трудности его разработки, транспортировки нефти и прочие составляющие процесса разведки и добычи. Дело в том, что система, существующая в настоящее время, сдерживает развитие малых добывающих предприятий, которые сидят на, мягко говоря, не самых прибыльных скважинах.

 

Отсюда возникает вторая причина – высокая налоговая нагрузка. «Та система налогообложения, которая сложилась сегодня, приведет к разорению нефтяных компаний. То, что происходит сейчас - это экономическое браконьерство» - заявил недавно глава Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Игорь Артемьев[4]. Поэтому помимо дифференциации по указанным выше критериям необходимо ввести понижающий коэффициент по НДПИ для мелкого и среднего бизнеса, что позволит учесть специфику работы этих компаний. Также следует ввести понижающий коэффициент на добычу нефти низкого качества с условием ее обязательного доведения в будущем до установленного стандарта качества или перенаправления на нефтепереработку, чтобы российские нефтяные компании смогли предложить рынку новую марку, более качественную, чем Urals. Помимо этого, определенное влияние на цены оказывают экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Рост этих сборов заставляет нефтяные компании повышать внутренние цены на нефть и нефтепродукты, дабы компенсировать упущенные выгоды.

Еще один аспект - акцизная политика. Акцизы утверждаются ежегодно, а на 2005 год их значительно подняли, что оказало свое влияние на цены. В данном случае опять же необходимо провести дифференциацию, но по отраслям и сезонам. Например, на данный момент необходимы дизельное топливо и топочный мазут для нужд сельскохозяйственных производителей и для прохождения зимнего периода, поэтому именно сейчас можно снизить акцизы на топливо, идущее для указанных целей.

 

Третья причина. В последнее время часто появляется информация, что важное для России освоение нефтяных запасов на арктическом шельфе и в Восточной Сибири находится под угрозой из-за неадекватного налогового давления. Возникла проблема с отработкой старых месторождений нефти, которые перешли на падающие объемы добычи, где затраты стали чрезвычайно высоки и в силу высокого давления налогов их рентабельность встала перед вопросом. Помимо этого есть проблемы и с новыми месторождениями, которые разрабатываются с высокой степенью риска, при отсутствии инфраструктуры, что при столь высокой налоговой нагрузке не создает достаточной мотивации для их серьезной разработки. Как один из вариантов решения указанной проблемы - применение каникулярного периода на определенный срок при вводе новых месторождений и при истощении старых, что позволит достаточно четко влиять на добычу нефти.

Есть еще один важный фактор, влияющий на цену топлива на российском рынке: сегодня нет экономических стимулов развивать и модернизировать нефтепереработку в России. В Евросоюзе, например, низкокачественные виды топлива облагаются более высокими акцизами, чем высококачественные[5]. У европейских нефтяников есть прямой стимул инвестировать в производство качественного топлива. В России же все наоборот: акцизы на низкооктановый бензин ниже, чем на более качественные нефтепродукты. Поэтому инвестировать в модернизацию нефтепереработки экономически невыгодно. Тем более что сегодня нет и экологических стандартов, которые вынуждали бы автопроизводителей выпускать машины, требующие более качественного бензина. В случае же с уже переработанной нефтью в топливо хорошей идеей кажется перенос части налоговой нагрузки с НДПИ на экспортную пошлину. Это позволило бы снизить цены на нефть как сырье для внутренней переработки, а для экспортеров, платящих и налог, и пошлину, ничего не изменится. Стимулировать же модернизацию нефтепереработки можно путем уменьшения ставок акцизов для более качественного топлива. Также здесь следует упомянуть принятие закона о недрах, который предусматривает ограничения на доступ иностранцев по ряду стратегических месторождений, и от которого будут зависеть инвестиции в нефтедобывающую отрасль.

 

Четвертой причиной повышения цен на нефть и нефтепродукты можно назвать отсутствие конкуренции на российском топливном рынке и монополистический характер данного рынка. «На 80% рост цен на бензин в рознице связан, конечно, с мировой конъюнктурой, но процентов на 20 - это картельный сговор, это злоупотребление доминирующим положением», - заявил недавно глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев[6]. Надо учесть, что все российские нефтеперерабатывающие заводы и большинство автозаправочных станций входят в состав нескольких вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), в руках которых находится почти вся нефтяная отрасль государства. В результате конкуренции как таковой в этой сфере у нас нет, а ВИНКи все издержки перекладывают на плечи потребителей путем повышения цен на конечную продукцию. Рост цен является результатом картельного[7] сговора монополистов. В нем участвуют крупнейшие нефтяные компании. Используя свое доминирующее положение, участники картеля, как только стало расти сезонное потребление, начали согласованно увеличивать цены. Поэтому в настоящий момент необходимы предельно жесткие меры по борьбе с монополистами. Серьезным тормозом в решении проблемы является слабость антимонопольного законодательства в этой сфере.

Доказывать ценовые сговоры, безусловно, очень трудно. Для этого у нас существует Федеральная антимонопольная служба, в обязанности которой входит осуществлять контроль и надзор за соблюдением установленных антимонопольным законодательством требований о заключении договоров хозяйствующими субъектами и финансовыми организациями, занимающими доминирующее положение на соответствующих рынках, а также за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов и финансовых организаций[8]. Новый закон "О конкуренции" также должен в этом помочь. Например, проект закона предусматривает введение понятия коллективного доминирования, когда 2-3 компании, занимающие на рынке более 50%, могут быть признаны доминирующими, уточняет понятие соглашений и согласованных действий.

Также в настоящее время готовится проект закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях", предполагающий значительное увеличение штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства. «У нас штрафы сравнятся с теми штрафами, которые сейчас в Европе... Компания, которая платит сейчас 15 тысяч долларов, заплатит нам в бюджет 100 миллионов долларов за однократное нарушение. А из бюджета мы уж профинансируем социальные программы», - сказал глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев[9].

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации также недавно предложило внести поправку в антимонопольное законодательство, согласно которой компании должны повышать цены на топливо в пределах инфляции, а за остальным повышением обращаться с разрешением к государству (антимонопольному ведомству) с подтверждениями обоснованности повышения цен.

О государственном регулировании цен как о выходе из положения сегодня говорят много, но если регулировать цены только административными методами, то можно получить ситуацию, какая была на Украине[10], то есть к запрету на экспорт сырой нефти с терминалов нефтеперерабатывающих заводов и установлению предельного уровня цен на нефтепродукты. Безусловно, должны работать рыночные методы.

Одно из решений этой проблемы - развитие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, повышение открытости торговли. Формирование в России биржевого рынка энергоносителей позволит в кратчайшие сроки решить задачи выявления экономически обоснованного уровня цен на энергоносители на внутреннем рынке и формирования эффективного механизма поддержки внешнеторговых операций российских нефтяных компаний, что будет способствовать комплексному развитию организованного рынка энергоносителей в Российской Федерации. В современных условиях оперативное формирование в России организованного рынка нефти и нефтепродуктов целесообразно осуществить путем создания условий для функционирования организаторов биржевых торгов, формирования ликвидности рынка и реализации комплекса мер по стимулированию операций на биржевом рынке нефти и нефтепродуктов. Создание подобных бирж обеспечит участников рынка эффективным механизмом совершения и исполнения сделок на рынке нефти и нефтепродуктов, а также в повышении эффективности, прозрачности и инвестиционной привлекательности предприятий топливно-энергетического комплекса нашего государства. С этой целью можно было бы делать скидки с акцизов для тех, кто торгует на биржевой площадке, а также снижать таможенные пошлины, если, например, экспортный контракт заключен на биржевой площадке. Между тем создание товарных бирж для закупки нефтепродуктов для государственных и муниципальных нужд - идея не новая. Теперь появилась законодательная основа. Летом этого года принят Закон о "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд", в котором особо говорится, что размещение заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд на сумму, превышающую пять миллионов рублей, может осуществляться на товарных биржах. Порядок размещения таких заказов определяет Правительство России. Второй нормативно-правовой акт - постановление - касается создания государственного резерва нефтепродуктов (своеобразный аналог Стабилизационного фонда), с помощью которого можно регулировать цены на внутреннем рынке в экстремальных обстоятельствах. Такая практика давно существует и в Европе, и в США. В результате появится возможность накопить топливо в резерве, а в период повышенного спроса и роста цен реализовать дополнительные объемы топлива, что поможет смягчить ценовые всплески.

 

Таким образом, автор работы выяснил, что остановить рост цен на нефть и нефтепродукты поможет только лишь комплексное изменение системы налогообложения нефтяной отрасли в совокупности с усовершенствованием антимонопольного законодательства. Главное звено цепочки - дифференцированный подход к взиманию налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Также следует рассмотреть вопрос о понижении налогового бремени в отношении нефтяных компаний, чтобы появился экономический стимул инвестировать в модернизацию нефтепереработки для производства более качественного топлива, а также стимул для разработки новых месторождений. Безусловно, все вышеперечисленное необходимо проводить при условии параллельного развития антимонопольного законодательства и открытой торговли нефти и нефтепродуктами, чтобы не допустить согласованного повышения цен и других негативных действий со стороны нефтяных компаний. Тем самым, автор работы проанализировал последние события на рынке нефти и нефтепродуктов и возможные изменения в законодательстве, предложил ряд мер, которые могли бы исправить сложившуюся ситуацию, а как будет решаться данная проблема в нашем государстве в будущем – покажет время.


 

[1] См.: Материалы программы «Сегодня» от 14.09.2005, НТВ.

[2] См.: Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» - «Российская газета» № 153-154 от 10.08.2001 г.

[3] См.: Чиновники придумали скидки по НДПИ. – «Ведомости» от 07.09.2005 г.

[4] См.: Система налогообложения в РФ разорит нефтяные компании. – РИА «Новости» от 04.10.2005 г.

[5] См.: Проблему дорогого бензина в России не удастся решить быстро и просто. – «Ведомости» от 16.09.2005 г.

[6] См.: ФАС нашла виновных в росте цен на бензин. – «Нефтегазовая вертикаль» от 28.09.2005 г.

[7] Картель – это своеобразная монополия, возникающая в результате соглашения между группой производителей однородной продукции о единой цене и объемах выпуска каждого участника соглашения. // См.: Микроэкономика. Г. Габиш, П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич - Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2004.

[8] См.: п.5.3.1.5 и п.5.3.1.8 Положения о Федеральной антимонопольной службе (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331).

[9] См.: Рост цен на бензин - результат картельного сговора. – «РИА Новости» от 28.09.2005 г.

[10] См.: В. Кириллов, Е. Туманова. Цены на бензин влияют на всех. – «Коммерсантъ-Деньги» от 16.05.2005 г.

 

Нагорный Родион Стасисович, 4 курс, 3 группа, РПА МЮ РФ