Способ поиска: "AND" "OR"

 

 

 

 

Из истории Российской юстиции

Н.Д. Николаев 

 
http://www.k-center.ru/iwr/work.asp?ID_Publication=98


«Мы, современники,

считаем себя преемниками великих традиций,

заложенных нашими предшественниками»

Ю.Я. Чайка,

Министр юстиции Российской Федерации

Созданное Петром I в XVII - начале XVIII веков сложное здание государственного управления с его Правительствующим Сенатом и коллегиями к концу XVIII века еще сохранило в общем внешние свои очертания, но устои его были уже расшатаны, и коллегиальное начало, положенное в его основу, было заменено началом личным, бюрократическим.

Общая тенденция значения Правительствующего Сената после Петра I была направлена к снижению.

Коллегии - высшие органы, преимущественно отраслевого управления, в новых условиях уже не отвечали усложнившимся задачам. Екатерина II упразднила большинство коллегий (в том числе и Юстиц-Коллегию), оставив только три: Военную, Адмиралтейскую, Иностранных дел.

Вместе с тем, возросла роль Генерал - Прокурора - высшей контролирующей инстанции, введенной указом от 22 января 1722 года. При Павле I генерал - прокурор стал вторым после императора лицом. Он исполнял функции министров юстиции, финансов и внутренних дел, в его руках находились все ключевые отрасли внутреннего управления.

Наряду с изменившимся кругом обязанностей Генерал-Прокурора, в конце XVIII столетия возникли и другие должности, имевшие министерский характер.

Екатерина II приступила к постепенному их упразднению, но при Императоре Павле I они были снова восстановлены, так как отношения центральных коллегий к губернским не были определены законом, то означенная мера породила крайнюю запутанность в сношениях административных мест. Чтобы придать восстановленным коллегиям какое-либо значение, вначале была в значительной мере усилена власть их президентов, а затем они были подчинены главным директорам, которые имели право на непосредственный доклад у Государя, сделались фактически полновластными и бесконтрольными распорядителями отдельных ведомств. Некоторым из этих директоров было вскоре присвоено звание Министра.

Благодаря целому ряду указанных мероприятий, не связанных между собой одной общей руководящей идеей, все отрасли государственного управления к началу XIX века были приведены в крайне беспорядочное состояние.

Развитие государственного механизма России в начале XIX века, необходимость коренного переустройства центральных учреждений Империи представлялась очевидной, Император Александр I по вступлении на престол приступил к осуществлению задуманных им обширных административных преобразований - проведением некоторых реформ, необходимость которых осознавалась еще в конце XVIII века.

Создание министерств. Вопросом о реформе центрального управления, создание министерств вплотную занялся в самом начале царствования Александра I Негласный комитет, состоявший из единомышленников императора. На его заседаниях обсуждалось большинство государственных мероприятий, которые составляли программу внутренней политики Александра I, в том числе реформы Сената и образование министерств. Предполагалось ввести принцип единоначалия в управление различными ведомствами, а Сенату придать значение, какое он имел при Петре I, то есть, сосредоточить в нем “власть судебную, исполнительную и охранительную”.

При обсуждении вопроса о правах и обязанностях Сената, в Негласном комитете сложилось мнение передать отдельные отрасти государственного управления ответственным Министрам.

Основные принципы министерской реформы были изложены в проектах двух членов Негласного комитета - Чарторыйского А.Е. и Новосильцева Н.Н. В программе реформы центрального управления Чарторыйского А.Е. главное место занимала министерская реформа. Он предлагал разделить исполнительную власть между несколькими министрами, а контроль за их деятельностью возложить на Сенат. Новосильцев Н.Н. в своем проекте предлагал учредить помимо министерств, Комитет министров для решения наиболее важных и общих для министерств дел. Ответственность министров заключалась в предоставлении ими ежегодных отчетов о своей деятельности сначала в Сенат, который со своим заключением препровождал их на рассмотрение и утверждение императору. Оба проекта были одобрены Александром I и легли в основу подписанного им одновременно с указом о правах и обязанностях Сената 8 (21) сентября 1802 года манифеста “Об учреждении министерств”. Указ давал право Сенату “делать замечания” на императорские именные повеления и указы, если они противоречили действующим законам. Однако все эти “права” Сената на деле оказались декларацией.

Манифест 8 сентября 1802 г. заключал в себе всего девятнадцать статей, коими определялись в общих чертах отношения Министерств к Верховной власти, к Сенату, Совету и между собой. Согласно манифесту, учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Во главе каждого министерства стоял министр. При министрах иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов и народного просвещения вводилась должность товарища министра, т.е. его заместителя (ст. 8).

Министры назначались и увольнялись императором и несли перед ним личную ответственность (ст. 1). Они имели право личного доклада императору, но вместе с тем должны были представлять и годичные отчеты в Сенат о деятельности вверенных им министерств, “исключая из них дела, особенной тайне подлежащие”. Министрам предоставлялось право законодательной инициативы (ст. 10). Все Министры по своей должности являлись членами Совета и присутствовали в Правительствующем Сенате и входили в состав Комитета министров.

Все дела судебного ведомства были вверены Министру Юстиции, причем в ст. 3 манифеста выражено, что означенная должность “имеет быть особенно определена при издании сочиняемого уложения законов, а до того времени она должна оставаться на основании инструкции Генерал-Прокурора”1.

Первым Министром Юстиции или Генерал-Прокурором был назначен Действительный Тайный Советник Г.Р. Державин.

Гавриил Романович Державин (1743-1816 гг.) - Член Государственного Совета, Действительный Тайный Советник, поэт, юрист и гражданин в течении своего тринадцатимесячного пребывания на посту Министра Юстиции проявил необыкновенную деятельность. Озаботившись правильным течением дел канцелярии министерства, он утвердил правила “Учреждение Департамента Министра Юстиции или Генерал-Прокурора”. В учреждении этом распределены дела подведомственные Министру Юстиции по трем экспедициям (направлениям) и определены обязанности главнейших из его должностных лиц - Директора, экспедиторов, юрисконсультов и др. По докладу Г.Р. Державина были приняты меры по сокращению делопроизводства в Сенате, в следствие чего было значительно ускорено прохождение дел. Несмотря на то, что Г.Р. Державин, как и все Министры Юстиции первой половины XIX века, сосредотачивал внимание больше на сенатских делах, он также стремился внести некоторые улучшения и в области судопроизводства. Он составил подробный проект правил третейского суда, который он предполагал соединить с судом совестным. Этим путем он надеялся прекратить взятки и доставить государству скорое и беспристрастное правосудие. Но не смотря на одобрение государя этот проект не был принят. Приверженец старых порядков Екатерининских времен, Державин Г.Р. относился крайне недружелюбно и к осуществившимся преобразованиям и новым советникам Государя. Проявляя необычайную настойчивость в проведении своих взглядов, Державин Г.Р. энергично отстаивал их, даже в тех случаях, когда осознавал, что идет в разрез с волей Императора, за что имел замечания. Беспорядки делопроиз-

1 ПСЗ т. XXVII.

водства в канцелярии Министерства Юстиции, когда терялись Именные указы Императора, отсутствие сведений о делах, находящихся в производстве Министерства, отказ Министра Юстиции контрасигнировать подписанный Его Императорским Величеством указы довершили решение Государя и 7 октября 1803г. последовал именной указ об отставке Г.Р.Державина.

Лопухин Петр Васильевич (1741-1827 гг.) Действительный Тайный Советник, был Министром Юстиции в 1803-1810 г.г. В 1803 году после отставки Державина Г.Р. Александр I призвал на службу Министром Юстиции Лопухина П.В., возложив на него управление комиссией составления законов. Делопроизводство было распределено между тремя экспедициями. Однако “исправление, дополнение и приспособление формы суда к настоящему времени, к законам и уставам, впоследствии изданным, к скорейшему дел течению и к лучшему действию правосудия” (задачи комиссии) далеко не продвинулось. В Сенате по докладам Министра были учреждены два департамента, а два разделены на отделения. В 1807 г. Лопухин П.В. возглавил особый Комитет (совет) сохранения общественной безопасности. Этот комитет занимался организацией политического сыска. 1 января 1810 г. Лопухин П.В. был освобожден от обязанностей Министра Юстиции и назначен председателем Департамента гражданских и духовных дел.

Дмитриев Иван Иванович (1760-1814 гг.) Действительный Тайный Советник, возглавлял Министерство Юстиции в 1810-1814 гг. В августе 1810 г. утвержден первый Устав Министерства Юстиции. В 1811 г. утвержден Манифест Императора о функциях и структуре всех российских министерств, позволивший более четко организовать их работу, разграничить их функции. Впервые нормативно установлено: “Все, что принадлежит к устройству судебного порядка, составляет предмет Министерства Юстиции”. Однако в полном объеме эта формула заработала только в 60-е годы. Тем не менее, общим учреждением Министерств была создана сильная и прочная организация, ставшая во главе всего административного управления Российской Империи. Дмитриев И.И. активно участвовал в принятии правил слушания дел в Сенате, в установлении порядка решения уголовных дел, в палатах по Высочайшим Указам. По его представлению было усовершенствовано гражданское законодательство, улучшено судоустройство и судопроизводство, заботился Министр и о кадрах, предлагал для подготовки судебных чиновников создать училища законоведения, в то же время принял меры к устранению из Министерства многочисленных чинов- ников, которые числились на службе, получали чины и награды, но не несли при этом никаких служебных обязанностей. В период Отечественной войны 1812 г. многие законодательные акты и оперативные решения, в подготовке которых принимал участие Дмитриев И.И., были направлены на решение оперативных вопросов военного времени. (Перевод Московского департамента Сената в Казань и обратно, создание Комитета для презрения раненых воинов, вдов и сирот...).

Трощинский Дмитрий Прокофьевич (1749-1829 гг.) - Действительный Тайный Советник. Назначение в 1814 г. Министром Юстиции было неожиданным, так как, находился в отставке. Судебная система находилась в неудовлетворительном состоянии. Произвол, невежество и взяточничество распространились до того, что об этом заговорили члены императорской семьи и сенаторы. Долгое время шло обсуждение третьей части гражданского кодекса предложенного Сперанским М.М. Боясь распространения новизны, революционности, Трощинский Д.П. убедил Императора и проект был отвергнут. Не принесли существенных изменений судебных порядков и законопроекты предложенные самим Министром Юстиции. В 1817 г., сославшись на состояние здоровья Трощинский Д.П. обратился к Императору с письмом об отставке, которая была принята 29 августа 1817 г.

Лобанов-Ростовский Дмитрий Иванович (1758-1827 гг.) - генерал от Инфантерии, князь. В 1817 г. был назначен на пост Министра Юстиции, которое все еще не сложилось, его полномочия среди прочих властных структур до конца определены не были. Уголовное и гражданское законодательство были крайне несовершенны, в таком же состоянии были судоустройство и судопроизводство. Не ставя высоких задач по реформированию, Лобанов- Ростовский Д.И. лишь попытался навести порядок в судебном ведомстве, начал борьбу с лихоимством в самом Министерстве Юстиции: последовал ряд разоблачений и отставок. По его представлению были установлены штаты для Министерства Юстиции и канцелярии Сената. Однако это никак не повлияло на общее удручающее состояние в аппарате. Нововведением стало ежемесячное представление императору губернских прокуроров, с целью ускорения окончательного разрешения дел, предусматривалось проводить два общих собрания Сената. В 1827 г. по собственному прошению Лобанов-Ростовский Д.И. вышел в отставку.

Долгорукий Алексей Алексеевич (1767-1834 гг.) Действительный Тайный Советник, князь. Назначенный в 1827 г. Министром Юстиции Долгоруков А.А., принял деятельное участие в создании Свода законов Российской Империи, начиная с Уложения царя Алексея Михайловича. В 1828 г. начато печатание Полного собрания законов, в то же время был закончен и систематический Свод законов в пятнадцати томах. В 1829 г. князь Долгоруков А.А. был назначен Членом Государственного Совета с увольнением с поста Министра Юстиции.

Дашков Дмитрий Васильевич (1784-1839 гг.) - Стас-Секретарь, Тайный (впоследствии Действительный) Советник. 20 сентября 1829г. был назначен управляющим Министерства Юстиции. Министром он был утвержден только 2 февраля 1932 г. В время пребывания Дашкова Д.В. на этом посту была окончательно завершена “монументальная” (длившаяся свыше 30 лет) работа по составлению Свода законов. Манифестом 31 января 1833 г. Свод был обнародован и вступил в силу с 1 января 1835 г. Одновременно с обнародованием Свода, Дашковым Д.В. были осуществлены ряд основополагающих мер по обеспечению Государства Российского просвещенными юристами.

Дашков Д.В. высказывался за введение гласного судопроизводства и учреждение в России адвокатуры, его доклад в части законодательных предположений, был удостоен Высочайщего одобрения, он явился первым началом к тому систематическому пересмотру наших судопроизводственных законов, который стал действительно осуществляться лишь 20 лет спустя. 14 февраля 1839 г. Дашков Д.В. был назначен членом Государственного Совета и Председателем Департамента Законов, а 26 ноября 1839 г. Дмитрий Васильевич Дашков умер.

Блудов Дмитрий Николаевич (1785-1864 гг.) - Стас-Секретарь, Тайный, впоследствии Действительный Советник. На Блудова Д.Н. (как в свое время и на Дашкова Д.В.), способного и достойного деятеля Николаю I указал Карамзин. Однако управление Блудова Д.Н. Министерством Юстиции, ввиду кратковременности (с февраля по декабрь 1839 г. - 11 месяцев), не могло оставить заметных следов. Были приняты некоторые меры к правильному распределению дел между Департаментами Правительствующего Сената и по представлению Министра Юстиции был принят Высочайший Указ 1939 г. “О продлении действия приуготовительных мер к специальному межеванию” (утверждению границ владений их владельцами), срок полюбовных (добровольных) соглашений между владельцами был продлен на два года, расширен размер льгот, учреждены посреднические комиссии и должности посредников. В ноябре того же года, после кончины Дашкова Д.В., Блудов Д.Н. был назначен на его место - Главноуправляющим Вторым Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и Председателем Департамента Законов в Государственном Совете.

Панин Виктор Никитич (1801-1874 гг.) - Стас-Секретарь, Действительный Тайный Советник, граф. Один из молодых министров, пребывавший на этом посту бессменно более других - с декабря 1839 г. по октябрь 1862 г. - 23 года. Судебная система России того времени находилась в жалком состоянии. Низкие оклады чиновников не позволяли принять на должность знающих, образованных, честных людей. Нередко судьи были неграмотны и ответственность за правильное принимаемое постановление такого судьи всецело лежала на секретаре. Дело отправления правосудия находилось в удручающем положении, в столичных судах невозможно было определить даже приблизительно количество неисполненных решений, тысячи дел ждали своего рассмотрения. Другим бедствием была волокита. Крайне запутано было уголовное законодательство. Все эти беспорядки Панин В.Н. пытался устранить административными мерами - введением строгой отчетности и усилением надзора за деятельностью судебных установлении, но особых успехов не добился. Бумажный контроль приводил к результатам совершенно не соответствующим намерениям Министра Юстиции. Чиновники в конце года рассылали в различные места для ненужного дополнения нерешенные дела - отчетность показывала положительный результат, а течение судебного дела замедлялось, усложнялось, запутывалось.

Судебная реформа 60-х годов XIX века. В этот период инициатором судебных реформ стал Блудов Д.В. Вначале он не ставил вопрос о реформе, а стремился путем некоторых частных изменений исправить, прогнившее правосудие. С вступлением на престол Императора Александра II, и его воли “чтобы правда и милость царствовала в судах”, ранее созданная, особая комиссия под председательством Блудова Д.В. с новой энергией принялась за дело судебного преобразования. В объяснительной записке к проектам, представленным в Государственный Совет устава гражданского судопроизводства, положения о присяжных поверенных, устава уголовного судопроизводства, устава судоустройства Блудов Д.В. заявил, что он отказался от мысли частичных исправлений, при полной несостоятельности всего порядка судопроизводства. С отменой крепостного права в 1861 г. была отменена и судебная власть, принадлежавшая помещикам. Необходимо было в скорейшее время действующие судебные места (суды) хотя бы приспособить к изменившимся условиям. Из проектов Блудова Д.В. были выделены и разработаны “основные начала”, которые были утверждены 29 сентября 1862 г. Важнейшие из руководящих начал заключались в следующем: полное отделение власти судебной от исполнительной, административной и законодательной, совершенное изъятие из ведения полиции производство следствия с возложением этой обязанности на судебных следователей, для исполнения судебных решений был образован особый исполнительный орган - судебные приставы, создавалась адвокатура, обеспечившая право обвиняемого на защиту, устанавливалась презумпция невиновности. Из 6 судебных инстанций: уездный суд, судебная палата, подлежащий Департамент Сената, Общее Собрание Сената, Департамент Духовных и Гражданских Дел Государственного Совета, Общее Собрание Государственного Совета, каждая из которых могла рассматривать дело по существу устанавливалось что дело по существу может быть рассмотрено не более чем в 2 инстанциях: общих и мировых судах. Департамент Сената преобразовывался в высший кассационный суд, обсуждающий правильность обжалованных решений с точки зрения правильного соблюдения процессуальных норм и применения закона. Устанавливался единый равный для всех сословий суд. Для разбора малозначительных дел, учреждались мировые судьи - первая инстанция, второй инстанцией для них были окружные суды и судебные палаты. Более важные уголовные дела рассматривались в общих судах в составе судьи и присяжных заседателей, обеспечивающий реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия. Вводилась широкая гласность и устность судебного процесса. Розыскные начала суда заменялись обвинительными, функции обвинения возлагались на прокурорские чины, а функции защиты поручались присяжным поверенным (адвокатам). Судопроизводство по гражданским делам предполагалось организовать на началах состязательности процесса. Тема судебной реформы 60-х годов XIX века особая и интересная тема, возможно мы на ней в следующих номерах журнала остановимся более подробно.

Одновременно с обнародованием этих “основных положений”, в 1860 г. временно покинул пост Министра Юстиции Панин В.Н., в связи с назначением Председателем Редакционных Комиссий, а в 1862 г. Управляющим Министерством Юстиции был назначен Замятин Д.Н.

Замятин Дмитрий Николаевич (1805-1881 гг.) - Сенатор, Действительный Тайный Советник был утвержден в должности Министра Юстиции 1 января 1864 г. Он был полной противоположностью своего предшественника. Простота и ровность в общении с подчиненными, скромность и отсутствие мелкого самолюбия главные черты его характера. Он объединил около себя целую команду грамотных деятелей, всецело преданных началам новой судебной реформы, которая была для него важнейшей заботой, упростил делопроизводство, подобрал необходимый персонал, лично подыскал подходящие здания судов в Санкт-Петербурге. Замятин Д.Н. добился, чтобы назначение губернских и уездных стряпчих (судей) зависело только от Министерства Юстиции. В 1866 г. из 1598 должностных лиц по представлению Министра было назначено 821 лицо с высшим образованием, 426 со средним образованием и 351 воспитывавшихся в низших школах. Таким образом, был значительно улучшен состав судебного ведомства. Замятин Д.Н. принимал самые радикальные меры, чтобы судебная реформа распространялась повсеместно, однако это было довольно сложное дело. Первые окружные суды открылись только в 1866 г. Одновременно Министерство поставило задачу тщательного пересмотра гражданского и уголовного судопроизводства в прежних судебных установлениях. Дополнения были приняты уже в 1867 г. Результаты оказались более чем убедительными: в течение первого года работы число рассмотренных дела в судебных палатах почти удвоилось. В обязанности Министра входило и наблюдение за составлением списков лиц имеющих право быть избранными мировыми судьями, присяжными заседателями, открытие комитетов для принятия прошений, снабжение судебных мест Полным Собранием законов. Министр принимал деятельное участие в составлении и рассмотрении всех законодательных работ имеющих соотношение с судебной реформой. В 1866 г. торжественно были открыты Кассационный Департамент Правительствующего Сената, судебные установления в Санкт-Петербурге и в Москве. Переход от прежних порядков, когда суд составлял лишь особую отрасль администрации, к самостоятельному и независимому положению суда, был слишком резок и не мог не вызвать отрицательной реакции. Исход нескольких процессов, не оправдавших надежды администрации Государя, вызвал нарекания на деятельность суда, что поколебало положение Министерства Юстиции и в начале 1867г. Замятин Д.Н. оставил пост Министра.

Урусов Сергей Николаевич (1816-1883 гг.) - Стас-Секретарь, Действительный Тайный Советник, князь. Управлял Министерством Юстиции с апреля по октябрь 1867 г. За этот период он предложил план и порядок введения судебных уставов сначала в Харьковском, а затем в других округах России. Урусов С.Н. образовал особую комиссию, которая предложила командирование на некоторое время до введения реформы в конкретной местности ревизующего Сенатора, с широкими полномочиями относительно судебных чинов, предназначенных для замещения различных должностей в новом судебных установлениях. Такой порядок оказался положительным и значительная часть дел была разрешена. Одновременно продолжал временно действовать и старый порядок разрешения дел. В Московскую судебную палату был откомандирован Товарищ Министра Юстиции граф Пален К.И. По представлении отчета о выполненной работе, он был призван в управление Министерством Юстиции.

Пален Константин Иванович (1830-1912 гг.) - Стас-Секретарь, Тайный (впоследствии Действительный) Советник, граф. Наиболее заметный след в российской истории он оставил как Министр Юстиции (октябрь 1867 г. - май 1878 г). Личность неоднозначная, по разному его деятельность была оценена и современниками и потомками. Главным в своей деятельности Пален К.И. считал дальнейшее распространение в России судебной реформы. В годы его правления были выработаны меры по переходу страны от старого к новому суду: безотлагательному введению мировых судебных установлений там, где еще невозможно было немедленное введение судебной реформы в полном объеме. В 1969 г. - в 5 губерниях, в 1870 г. - в 8, в 1873 г. -в 2 и т.д. В 1865 г. через Министерство Юстиции прошло около 700 тысяч дел, в 1878 г. - более 2 миллионов. В 1860 г. Министерство назначило 197 судейских чиновников в губерниях, в 1878 г. - более 4 тысяч. При этом Министерство Юстиции придерживалось требования наличия обязательного юридического образования, вместе с тем, оно обращало внимание на предшествующую деятельность и выбирало таких кандидатов, которые заявили уже на деле свою опытность, способности и усердие. Пален К.И реорганизовал и прочно поставил дело судебной отчетности. Стал издаваться сборник о судимости, первый такой свод вышел в 1873 г., и до 1878 г. вышло еще 4 тома. Это позволило устанавливать рецидив преступлений, обусловливающего самую тяжесть того наказания, которому подлежал преступник. Ревизии судебных учреждений стали регулярными. В результате ревизий Министерство установило единые правила внутреннего распорядка и делопроизводства в мировых учреждениях. В то же время, Пален К.И. ввел назначение исполняющих должности судебных следователей, вместо утверждающих в должности, прекратил открытие советов присяжных поверенных, предоставил право прокурорскому надзору пользоваться корпусом жандармов. Все эти отступления от судебных уставов делались с благой целью их улучшения. На Министерство Юстиции были возложены новые обязанности: заведование личным составом судебных установлении, наблюдение за производством судебных дел, по хозяйственной и распорядительной части, по ведению судебной отчетности, по проведению и рассмотрению ревизий судебных установлении, по общему надзору за судебным ведомством, Министр Юстиции получил возможность руководить деятельностью прокурорского надзора с самого момента возникновения уголовного дела и до окончательного его разрешения. По представлению Палена К.И. в 1877 г. надзор за личным составом судебных установлении, за точным выполнением судебными чинами своих обязанностей, нравственной чистотой их действий был передан в образованное в Сенате Особое Соединенное присутствие 1-го и Кассационных Департаментов. Революционная пропаганда делала успехи. Назревали грозные явления: заявившие о себе народники с их “хождением в народ”, перешли к терактами. Пален К.И., чувствуя растущую революционную опасность, 30 мая 1878 г., согласно прошению, был уволен от должности Министра Юстиции.

Набоков Дмитрий Николаевич (1827-1904 гг.) - Стас-Секретарь, Действительный Тайный Советник, Сенатор. Окончил курс в Императорском училище правоведения. Возглавлял Министерство Юстиции в 1878-1885 гг., продвигал судебную реформу, сумел уберечь новый суд, “его душу” - несменяемость судей, гласность судопроизводства, суд присяжных. Судебные уставы продолжали укореняться, успешно вводились в действие, охватывая все большую территорию государства. В 1883 г. судебная реформа проводилась в 6 северо-западных губерниях. На Кавказе и Закавказье “судебная часть” была выведена из управления наместника и передана Министерству Юстиции. Набокову Д.Н. приходилось предпринимать меры к усилению штатов судебных чинов и одновременно финансовой экономии. В результате 184 старейших по службе членам окружных судов были установлены добавочные оклады, в 1885 г. было принято решение об эмеритальной кассе (специальной страховой кассе чиновников - пенсионное обеспечение). Много внимания уделял Министр совершенствованию самих законов Судебных установлении: он добился установления права отвода 3 присяжных, вместо 6, упорядочил составление списков присяжных заседателей. Были внесены изменения в постановления о наказаниях: для несовершеннолетних, ужесточено наказания за растрату и за присвоение служащими кредитных учреждений, исполнение смертной казни перестало быть публичной, в области гражданского права - укрепление прав на недвижимое имущество, составлен проект нового гражданского уложения. На Министерство Юстиции была возложена обязанность давать заключения по законопроектам других ведомств с юридической стороны, их соответствия существующим законам. В 1883 г. Набоков Д.Н. представил проект положения о несменяемости судей, и после длительного рассмотрения в 1885г. Положение было принято. Суть его заключалась в том, что рассмотрение должностных нарушений судьями должна была происходить в специальном учреждении - Высшем дисциплинарном суде. Таким образом, участь судей решалась не административным порядком, а высшей судебной коллегией в составе 13 сенаторов. За 9 лет (1886-1894 гг.) было освобождено всего 2 судьи. В то же время, борьба с революционным терроризмом была изъята из юрисдикции Министерства Юстиции и передана полиции, жандармам, военным судам. Однако главное было в том, что во время наступления реакции Набоков Д.Н., давая различные обещания в правительстве, обеспечивал работу Министерства Юстиции в режиме 1864 г. Но это не могло продолжаться бесконечно. Сам Александр III был очень недоволен судом — первым оружием государственной власти и 6 ноября 1885г. Набоков Д.Н. получил отставку.

Манасеин Николай Авксентьевич (1834-1895 гг.) - Сенатор, Действительный Тайный Советник. В 1854 г. окончил курс наук в Императорском училище правоведения, получив высшее юридическое образование. В своих сотрудниках ценил ум, преданность делу, энергию, При назначении на пост Министра Юстиции в ноябре 1885 г. ему объявили о необходимости уничтожить судебные уставы. Главная заслуга Манасеина Н.А. в том, что ему удалось не только сохранить основное содержание и сущность реформ 1860 гг., но и распространить судебные уставы на прибалтийские и северные губернии в Туркестанском крае. Было запрещено (ставшее правилом) заочное разбирательство некоторых уголовных дел, введено прохождение службы кандидатами на судебные должности, не допускалось приведение во исполнение решений судов до истечения сроков на подачу кассационной жалобы, присяжным было представлено право участия в постановке вопросов, отменены телесные наказания ссыльных женщин, установлены карательные меры за нарушения правил о работе малолетних, установлена наказуемость ростовщичества, ответственность за шпионство иностранцев в мирное время. Департамент Министерства Юстиции был разделен на два: заведование делами законодательного, распорядительного, счетного, бухгалтерского, статистического характера и производство судебных дел, судебный надзор и другие. В дальнейшем законодательное отделение было преобразовано в особую Юрисконсультскую Часть. Указом от 13 декабря 1885 г. к Министерству Юстиции было присоединено, находившееся в Министерстве Внутренних Дел, Главное Тюремное Управление и Министру Юстиции присвоено звание Президента Общества Попечительного о тюрьмах. В то же время, сузился круг дел, подлежащих рассмотрению судом присяжных, повысился имущественный и образовательный ценз присяжных заседателей, ограничена гласность судебных процессов. Орудием реакции стало принятие Александром III, вопреки решению Госсовета, “Положения о земских участковых начальниках” В лице земских начальников устанавливались особые органы управления сосредоточившие в своем ведении все важнейшие интересы сельского населения на подведомственных территориях. Им были предостав- лены судебно-административные полномочия на все дела, как крестьянского управления, так и судебные дела, возникавшие из ежедневных бытовых отношений сельских жителей. Самоличным волеизъявлением императора были введены и другие ограничения судебных уставов. Император “охладел” к своему Министру Юстиции, это чувствовали все, это чувствовал и сам Манасеин Н.А. - человек далекий от честолюбия и смотревший на свое звание не как на ступеньку к материальному или властному возвышению, а как на тяжелое служение. Путь реформ оказался закрытым. 1 января 1894 г. Манасеин Н.А. был освобожден от должности Министра по болезни и в 1895 г. умер. История России периода Александра III — потерянное для развития реформ 60-70 гг. время, оно обернулось последующими революциями и войнами.

Муравьев Николай Валерианович (1850-1908 гг.) - Стас-секретарь. Действительный Тайный Советник. В 1870 г. успешно выдержал экзамены по юридическому факультету Императорского Санкт-Петербургского Университета на степень кандидата права. 1 января 1894 г. по Высочайшей воле был призван в управление Министерством Юстиции и безотлагательно приступил к введению судебных уставов Императора Александра II в тех местностях, в которых не коснулась еще судебная реформа. В год 30-летия обнародования судебных уставов (1894 г.) они были введены в Олонецкой, Оренбургской, Уфимской и Астраханской губерниях, Министр сам выезжал на их открытия. Для введения уставов в Сибири и Туркестанском крае была создана особая комиссия. По результатам её работы Муравьев Н.В. приготовил Императору доклад об изменениях основных положений судебной реформы. Суть этих положений сводился к утверждению государственного характера и правительственного направления суда и судебного ведомства, а именно: изменение действующих правил о судейской несменяемости, упрощение и разграничение подсудности судебных мест, улучшение материального положения судебных чинов, ограничение суда присяжных и вообще участие в суде общественного элемента, устранение от занятия адвокатской практикой неблагонадежных, соединение в одном лице судебного следователя и судьи и ряд других. Предложения Министра были одобрены Госсоветом и утверждены Государем (Николаем II) 15 мая 1896 г., а 2 июля 1897 г. Министр присутствовал на открытии Судебной Палаты в Иркутске. В последующих годах судебные преобразования коснулись Туркестанского края, Степных, Закаспийской и Вологодской областей. Основная задача Министерства Юстиции повсеместного завершения судебной реформы и полного пересмотра судебных уставов была завершена. Одновременно работала и комиссия по проектированию новой редакции уставов гражданского и уголовного судопроизводства, включавшего около 4,5 тысяч статей. Министр Юстиции - Генерал-Прокурор Муравьев Н.В. издал “Наказ” обязательный для чинов прокуратуры всех рангов, в котором были изложены общий порядок и приемы всех действий лиц прокурорского надзора при исполнении своих обязанностей. Улучшалось материальное положение судейских чинов. С 1894 г. был возобновлен (приостановлен в 1870 г.) выпуск журнала Министерства Юстиции. Министром Юстиции Муравьев Н.В. был 11 лет, его ведомство было образцом собранности, организованности, деловитости. Политические события времени накладывали свой отпечаток, надвигалась революция 1905 г. и русско-японская война, правительство усиливало репрессивные меры, в коих не желал принимать участие Министр Юстиции. В конце 1904 г. Муравьев Н.В. подал в отставку, которая была принята 14 января 1905 г.

Манухин Сергей Сергеевич (1845-1921 гг.) Действительный Тайный Советник, Сенатор - Министр Юстиции Российской империи с 21 января 1905 г. по 24 апреля 1906 г. В 1879 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Его министерский пост совпал с первой русской революцией, когда Николай II и правительство судорожно искало выходы из создавшейся ситуации. Высокопринципиальному и высоконравственному Манухину С.С. были чужды их реакционные изыскания, ему пришлось больше заниматься политикой нежели Министерством. Царь требовал эффективно бороться с революцией, совместной деятельности местных административных и судебных чинов, но для Манухина С. С. закон был превыше всего. Такой Министр не мог устроить царя. На заседании Совета Министров в ноябре 1905 г. на юстицию нападал Министр Внутренних Дел П.Н. Дурново, указывая на слабость репрессий. Манухин С.С. защищал свое министерство. Но исход был предрешен и Министр Юстиции подал прошение об отставке. 24 апреля 1906 г. отставка была принята. Однако репутация Манухина С.С. была достаточно высокой, в 1906 г. он назначается Членом Государственного Совета, в 1912 г. расследовал забастовку на Ленских золотых приисках, после октября 1917 г. работал консультантом Наркомфина, принимал участие в выработке договора Советской республики с Финляндией в 1917-1918 гг. В период разгрома “Таганцевского заговора” в Петрограде был арестован и осужден, по состоянию здоровья в ноябре 1921 г. был освобожден и вскоре умер.

Щегловитов Иван Григорьевич (1861-1918 гг.) - Стас-Секретарь, Тайный Советник, выпускник Императорского училища правоведения. С 24 апреля 1906 г. по 6 июля 1915 г. был Министром Юстиции. В своих выступлениях он говорил: “Я приложил все усилия к тому, чтобы российский суд устоял перед соблазном политической борьбы и чтобы в нем были люди сильные волей и твердые в неукоснительном исполнении и применении закона”, несменяемость судей - это “необходимая и неотвратимая принадлежность всякой правильной судебной власти”. В годы, когда Министром Юстиции был Щегловитов И.Г. оно оставалось одним из наиболее влиятельных в Империи. В 1907 г. была введена вторая должность Товарища (заместителя) Министра, увеличен штат Министерства. На должности подбирались люди “твердые, монархически настроенные”, которые могли бы стать хранителями существующего строя. В 1906 г. принят закон о сокращении сроков следствия и судебного разбирательства по делам о государственных преступлениях, утверждено (по идее Щегловитова И.Г.) Положение о военно-полевых судах, в которых дела рассматривались в течении 2-х суток, в 1907 г. принято Положение о военно-окружных судах, заменивших военно-полевые, но порядок рассмотрения дел остался прежним. В этот период Министерство представило на законодательное утверждение законопроекты о преобразовании местных судов, об условно-досрочном освобождении, о выдаче преступников, о введении вотчин- ного преобразования, о введении защиты на предварительном следствии, о воспитательно-исправительных заведениях для молодежи, о мерах по пресечении торга женщинами в целях разврата, о преобразовании департаментов Сената и другие. В 1912 г. был восстановлен институт мировых судей, упраздненный в 1889 г. в половине губерний. Для мировых судей был установлен имущественный и образовательный цензы. После отставки, Щегловитов И.Г. был назначен членом Государственного Совета, а с 1 января 1917 г. его Председателем. 3 июля 1917 г. постановлением следователя Чрезвычайной Следственной комиссии Временного правительства Щегловитов И.Г. был арестован и помещен в Петропавловскую крепость. С изменением государственного строя, он продолжал находиться под следствием, был переведен в Москву, в Бутырскую тюрьму, его дело рассматривалось Ревтрибуналом ВЦИКа, обвинение было сведено к тому, что Министр Щегловитов И.Г. работал в тесном контакте с Министерством Внутренних Дел, принимал все зависящие от него меры для подавления революционного движения на всем пространстве Российского государства. На основании постановления СНК 5 сентября 1918 г. был репрессирован (расстрелян).

Хвостов Александр Алексеевич - Сенатор, Тайный Советник, член Государственного Совета - Министр Юстиции Российской Империи с 06.07.1915 г. по 07.07.1916 г. Шла мировая война, ширилось революционное движение, царь всячески пытался сохранить власть путем обновления правительства. В это время Министерство Юстиции разработало нормативные документы, которые были приняты: в 1915 г. Положение Совета Министров “О мерах борьбы с опиекурением в Приамурском и Иркутском генерал-губернаторствах, а также в Забайкальской областях”, о приостановлении течения сроков в военных местностях, где приостановлена деятельность судебных и судебно-административных установлении, и обратное при возобновлении их деятельности, в 1916 г. Положение “О привлечении на воинскую службу лиц, состоящих под судом и следствием”, по Министерству было предписано: обязанности ушедших на воинскую службу чиновников распределять между оставшимися, появляющиеся вакансии курьеров, швейцаров, сторожей, рассыльных заполнять низшими воинскими чинами из числа выбывших из строя, за нотариусами, призванными на действительную военную службу, сохранялись их конторы, уделялось внимание развитию кабинетов судебной экспертизы. И все же нервозность военного времени, кабинетные интриги и “министерская чехарда”, способствовали тому, что 7 июля 1916 г. Хвостов А.А. был освобожден от должности Министра Юстиции и назначен Министром Внутренних Дел, откуда через 2 месяца ушел в отставку. Чрезвычайная Следственная комиссия Временного правительства арестовала бывшего Министра Юстиции и поместила в Петропавловскую крепость. Его обвинили в том. что об добился выделения дополнительных средств на содержание полиции, организации в стране перлюстрации корреспонденции гражданских лиц. Точная дата смерти Хвостова А.А. не установлена. Однако по описи политических заключенных в Петроградских тюрьмах на 7 марта 1918 г. он не значился.

Макаров Александр Александрович (1857-1919 гг.) Действительный Тайный Советник, Сенатор, член Государственного Совета. Окончил Санкт-Петербургский университет. С 7 июля 1916 г. ему “повелено быть Министром Юстиции”. Что успел за недолгие месяцы (освобожден от должности министра 20 декабря 1916 г.) сделать Макаров А.А. в условиях военного времени для укрепления в империи правосудия и юстиции? Увеличил содержание городским судьям, мировые судьи на время войны имели бесплатный проезд на железнодорож- ном транспорте, повысил борьбу с самогоноварением, с должностными преступлениями особо со взяточничеством - виновные подвергались тюремному заключению, продолжил формирование советов присяжных поверенных. 20 декабря 1916 г. Макаров А.А. ушел в отставку. Решением Чрезвычайной Следственной комиссии Временного правительства в марте 1917 г. он был заключен в Петропавловскую крепость, обвинялся по своей деятельности в Министерстве Внутренних Дел. Состояние здоровья Макарова А.А. ухудшалось, доказательств вины недоставало и следователь вынес постановление об изменении меры пресечения на подписку о неотлучке с места постоянного жительства в Петербурге. Новые власти интересовались заключенными царскими сановниками, однако в Алфавите дел 6 Следственного отдела Наркомюста за 1918 г. и среди осужденных в 1918-1919 гг. Макаров А.А. не значится. Но точно установлено, что Макаров А.А. ушел из жизни в 1919 г.

Добровольский Николай Александрович (1854-1918 гг.) - Тайный Советник, Сенатор, последний Министр Юстиции Российской Империи. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата права. Назначен на должность Министра Юстиции 20 декабря 1916 г., а освобожден 28 февраля 1917 г. Положение как в стране, так и в самом Министерстве было тяжелым, его (Министерство) обвиняли в нарушении основных уставов правосудия. В бытность Добровольского Н.А. Министром Юстиции были повышены требования к избранию меры пресечения, чтобы не допускать заключения под стражу при неустановленности обвинения, он настаивал на изменении политики в отношении “инородцев”, для привлечения их на государственную службу, внес законопроект о предоставлении службы и пенсионного содержания женщинам, служившим в различных ведомствах, о расширении прав обвиняемого и защиты по вызову в судебное следствие дополнительных свидетелей, предлагал наделить всех участников войны землей и амнистию по политическим делам. Однако в тот краткосрочный период работы он не смог полностью реализовать свои планы и программы. Пришедшее к власти Временное правительство и его Чрезвычайная Следственная комиссия распорядилась с Добровольским Н.А., как и с прежними министрами - его арестовали и предъявили обвинение в получении взятки, присвоении денег, злоупотреблении по должности. При предварительном расследовании, ни одно из обвинений не подтвердилось и следователь вынужден был изменить меру пресечения заключение под стражей на подписку о неотлучке из своего места жительства в Петрограде. 31 июля 1917 г. он был освобожден из Петропавловской крепости. После октябрьских событий 1917 г. Добровольский Н.А. был вновь арестован и в 1918 г. расстрелян.

С отречением 2 марта 1917 г. Николая II от престола, заканчивается история Министров Юстиции Российской Империи, и самой Империи.

Пришедшее на смену Временное правительство предприняло попытки подавить революционное движение. Но в условиях многопартийного брожения, эти робкие, неуверенные попытки были сведены к расправе с бывшими царскими сановниками, формированию своего правительства по партийному принципу. В результате чего, “министерская чехарда” продолжилась. Четыре министра юстиции за период с марта по октябрь 1917г. верный тому пример.

Керенский Александр Федорович, Переверзев Павел Николаевич, Зарудный Александр Сергеевич, Малянтович Павел Николаевич - были Министрами юстиции Временного правительства соответственно: март - апрель, апрель - июль, июль - сентябрь, сентябрь - октябрь 1917 г. Трудно ответить однозначно, что привнесли они в юстицию, на что была направлена их деятельность, какой оставили след в истории? Это были люди нового времени - времени революции. Имея высшее юридическое образование, своим поприщем они избрали адвокатскую деятельность, при этом на волне революционных событий выбирали политические процессы, используя судебную трибуну для пропаганды своих эссеро-меньшевистских популистских идей, завоевание легкого авторитета. В то же время не имея четкой ясной линии поведения в современную им эпоху, будучи министрами принимали противоречивые циркуляры, которые довели до того, что пресса травила Министерство юстиции обвиняя его во всех российских бедах. С одной стороны требование особого революционного суда над бывшими царскими министрами, которые, в большей части, были заточены в Петропавловскую крепость, с другой благодушие и попустительство министерских чиновников к находящимся в крепости, учрежденное Юридическое совещание для обеспечения законодательной деятельности правительства ожидаемого эффекта не принесло, так как Государственная Дума тонула в политических дебатах и разборах взаимных претензий представителей различных партий и движений, а то немногое принятое было направлено с одной стороны на подавление оппозиционных партий и развора- чивающегося революционного движения, с другой на уступки последнему, поэтому исполнялось эти постановления в большей степени частично или вообще не исполнялось. В России уже не было твердой власти, царили разброд и шатания. Чем же конкретно занималось Министерство? Упразднены гражданские суды, распущена полиция, созданы рабочие дружины, отряды самообороны, ревтрибуналы, вместо мировых создали временные суды, при министерстве — дисциплинарный суд для рассмотрения вопросов в отношении судей, чем был нарушен принцип несменяемости, рядом с мировым судьей сели заседатели по одному от армии и рабочего люда, появились административные суды, велась работа по восстановлению основных положений в области судоустройства, уголовного и гражданского законодательства, в то же время Зарудный А.С. будучи Министром Юстиции видел свою задачу в разрушении старой системы юстиции и именно в его месяцы пребывания в должности положение в Министерстве Юстиции ухудшилось катастрофически. В стране наступила анархия, приговоры и решения судов не исполнялись в царившем безвластии, Малянтович П.Н. уже ничего конкретного сделать не мог.

Свершившаяся революция в октябре 1917 г. начала создание нового общественного строя, который так же необходимо было охранять. Потребовались новые учреждения и органы юстиции.




Опубликовано: 12.07.2002
 

 

Журнал "В мире права" зарегистрирован в Комитете РФ по печати Рег.№016703, адрес: 125008, Москва,3-й Новомихалковский проезд, д. 5. тел. 154-11-11