Способ поиска: "AND" "OR"

 

 

 

 

Основополагающие принципы третейского суда

 

А.С. Комаров,

доктор юридических наук, профессор, председатель
Международного коммерческого арбитражного суда
при Торгово-промышленной палате Российской Федерации,
член Совета при Президенте Российской Федерации
по вопросам совершенствования правосудия

В современном мире конституции отдельных государств практически прямо не касаются регулирования вопросов арбитража (третейского суда)1. Вместе с тем эта форма альтернативного судопроизводства признается во всех странах, имеющих развитую правовую систему, обеспечивающую нормальное функционирование рыночной экономики. То обстоятельство, что французская Конституция 1791 года, закрепившая завоеванные революцией права и свободы личности, существующие в демократическом обществе, предусмотрела, что закон не может лишить граждан права решать свои споры путем арбитража, дает основание сделать вывод, что в современных условиях это положение стало настолько очевидным, что не было нужды отдельно говорить об этом в основном законе современного демократического государства. Это также подтверждается тем, что третейский суд на протяжении многих веков признавался наряду с государственной юстицией законным способом разрешения конфликтов. Третейский суд был известен и на Руси с древнейших времен. Кроме того, вряд ли можно опровергнуть мнение, что третейский суд предшествовал государственному.
Если все же говорить о современных конституционных истоках третейского судопроизводства, то в правовой теории и практике преобладающей считается позиция, заключающаяся в том, что легитимность этой процедуры основана на праве свободы действий граждан и их частной автономии, конституционно закрепленных в том или ином виде.2
Обращаясь к действующей Конституции Российской Федерации, в данном контексте можно было бы назвать, во-первых, статью 34 (ч.1), которая предусматривает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Кроме этого, статья 45 (ч. 1) устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В данной связи следует вспомнить, что третейский суд отнесен Гражданским кодексом Российской Федерации к числу видов судебной защиты прав (ст. 11) и порядок осуществления третейского разбирательства регулируется специальным законодательством (Законом Российской Федерации “О международном коммерческом арбитраже” 1993 года и Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров 1992 года).3
До начала 90-х годов в силу отсутствия экономических и правовых предпосылок третейский суд не получил необходимого развития, за исключением внешнеэкономической сферы, где международный коммерческий арбитраж был практически единственным способом разрешения споров, возникавших с иностранными контрагентами. На сегодняшний день практика применения отечественного законодательства о третейском суде еще не вполне достаточна для того, чтобы восполнить пробелы, а порой и нечеткость в регулировании весьма сложного механизма действия третейского суда, что безусловно создает трудности в его развитии. Это проявилось особенно заметно, когда третейское разбирательство стало получать все большее распространение в хозяйственной практике, по всей стране появилось множество постоянно действующих третейских судов, принявших на себя разрешение немалого числа экономических споров.
Развитие третейского суда как альтернативы государственному суду практически во всех странах рассматривается как положительное явление, способствующее, в частности, значительному облегчению бремени, лежащего на государственном правосудии в сфере разрешения конфликтов, возникающих между участниками хозяйственного оборота. Кроме этого, в сфере внешнеэкономических отношений международный арбитраж рассматривается как важный элемент, эффективно способствующий развитию международного сотрудничества. В этой связи чрезвычайно важным для любого государства представляется создание условий для обеспечения надлежащего применения существующего в этой области национального законодательства, которое должно быть основано на правильном понимании правовой природы и роли третейского суда как составной части национальной правовой системы...
 
 
--------------------------------------------------------------------------------
1 В настоящей статье эти термины будут использоваться как взаимозаменяемые, поскольку за пределами границ бывшего СССР термины “арбитраж”, “арбитражный суд” используются только в отношении процедуры, которая в российском законодательстве обозначается термином “третейский суд”.
 
2 Schutze R.A. Privatesirung Richterlicher Tatigkeit: Ersetzung Staatlicher Gerichte durch Private Schiedsgerichte. Zeitschrift der Vergleichende Rechtswissenschaft. 99. Band. August 2000. S. 242.
 
3 В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится законопроект о третейских судах, который прошел первое чтение.