ПУБЛИКАЦИИ


Способ поиска: "AND" "OR"

 

 

 

 

ПУБЛИКАЦИИ

 ДОКЛАД

Директора Федеральной регистрационной службы – главного государственного регистратора Российской Федерации С.Н. Мовчана 

«Об итогах работы по созданию Федеральной регистрационной службы и задачах на 2005 год»

Уважаемый Юрий Яковлевич!

Уважаемые участники совещания!

Уважаемые гости!

С 1 января 2005 года Федеральная регистрационная служба приступила к осуществлению возложенных на неё функций.


С момента начала нашей работы прошло три месяца. Срок небольшой, но вполне достаточный для того, чтобы подвести предварительные итоги, провести серьёзный и содержательный разговор о возникающих проблемах, наметить пути их преодоления, определить задачи на текущий год.


Формирование Росрегистрации проходило в непростых условиях предельного дефицита времени, необходимости быстрого решения правовых, организационных и административно-хозяйственных вопросов, призванных обеспечить деятельность службы. Важно отметить, что процесс образования службы проходил при активном участии Министерства юстиции Российской Федерации.


Уважаемые коллеги! Позвольте от лица всех работников Росрегистрации выразить благодарность присутствующему на нашем совещании Министру юстиции Российской Федерации Юрию Яковлевичу Чайке за огромную помощь и поддержку в становлении Федеральной регистрационной службы.


В кратчайший срок, в соответствии с указами Президента Российской Федерации осуществлен значительный объем организационных и практических мер по обеспечению функционирования Росрегистрации сначала Минюстом России, а затем рабочей группой. Важно было не допустить в ходе реорганизации даже приостановки процесса регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так как реорганизация в большей степени затронула данную сферу деятельности новой службы.


О масштабах и сложности осуществленного говорит то, что в процессе образования службы была проведена работа по внесению изменений и принятию 32 нормативных правовых актов. В их число вошли федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Минюста России. Кроме того, принимались нормативные правовые акты органами законодательной и исполнительной власти 89 субъектов Российской Федерации.


В течение одного месяца надо было помимо организационных вопросов, связанных с утверждением структуры, штатного расписания центрального аппарата и назначением сотрудников, допустить к исполнению своих обязанностей 77 руководителей территориальных органов, 215 их заместителей, 1297 начальников обособленных подразделений; подготовить на каждого необходимый пакет документов, согласовать его в Минюсте России; и направить на согласование полномочным представителям Президента в федеральных округах; решить основные вопросы хозяйственного и финансового обеспечения деятельности.


Всего в Федеральную регистрационную службу предстояло принять на государственную гражданскую службу 143 сотрудника центрального аппарата и 25 тысяч 167 работников территориальных органов.


В настоящее время центральный аппарат Росрегистрации укомплектован на 93 процента, территориальные органы в среднем – на 98 процентов. На настоящий момент 61 человек в установленном порядке назначен приказами Министра юстиции руководителями территориальных органов Росрегистрации – главными государственными регистраторами.


В этой связи, хотелось бы отметить вклад членов рабочей группы по обеспечению функционирования Федеральной регистрационной службы, сотрудников, числившихся в Минюсте России, но уже принимавших активное участие в становлении Росрегистрации. Мы благодарны руководителям главных управлений Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан (Кузьмина Л.В.), Удмуртской Республике (Осипов В.С.), Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Волчецкая Г.А.), Волгоградской области (Клейн В.Р)., управлений по Карачаево-Черкесской Республике (Найманов К.Х.) , Владимирской (Наумов В.М.), Орловской (Тарасов Э.Л)., Тамбовской (Ельцов Н.С.), Челябинской областям (Степанищев В.Ф.) и другим, оказавшим нам большую практическую помощь.


Удалось сохранить преемственность кадрового состава.


В настоящее время во главе территориальных органов Росрегистрации стоит 85 процентов бывших начальников территориальных органов Минюста России, 60 процентов их заместителей – также выходцы из системы Министерства юстиции. Бывшие работники учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют 83 процента кадрового состава территориальных органов Росрегистрации.


Перед вновь образованной Федеральной службой стояла и, к сожалению, продолжает стоять задача удержания кадрового состава.


Основной причиной текучести наиболее квалифицированных кадров явилось снижение заработной платы по сравнению с выплачиваемой ранее в учреждениях юстиции. Поэтому мы принимаем самые активные меры по стабилизации ситуации, направленные на сохранение наших кадров:


-необходимые документы по увеличению денежного содержания работников за подписью Министра юстиции представлены в Минфин России;


-подготовлен проект Указа Президента Российской Федерации об увеличении штатной численности и фонда оплаты труда Росрегистрации;


-в территориальные органы направляются дополнительные средства для выплаты премий в повышенных размерах;


-расширены права руководителей территориальных органов. В частности, к их компетенции отнесены вопросы премирования заместителей и начальников обособленных подразделений, им предоставлено право устанавливать максимальные ставки должностных окладов в пределах штатного расписания;


-с первого апреля текущего года планируется введение ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада федеральным государственным служащим с выделением на эти цели дополнительных средств;


-начальнику отдела государственной службы и кадров В.Е.Высоких дано указание в кратчайшие сроки подготовить документы для присвоения классных чинов, что автоматически повлечет за собой увеличение денежного содержания.


Нисколько не умаляя значения материального стимулирования, мы, тем не менее, будем также уделять внимание повышению престижа нашей службы и звания сотрудника Росрегистрации. С этой целью начата разработка ведомственных наград, системы награждения почетными грамотами. Начинаем собирать материалы по истории службы, ее историческим корням. Готовим обращение в Геральдическую палату России о создании герба и символики Росрегистрации. Все это должно сформировать позитивный образ нашей службы в глазах населения, поднять престиж нашей профессии в глазах молодежи.


Нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо ежедневно, ежечасно формировать кадровый резерв, и, прежде всего, на местах. Для этого уже в текущем году 2349 сотрудникам мы предоставили возможность повысить свою квалификацию, а 2279 из них смогут пройти обучение на государственных регистраторов. Начальнику отдела государственной службы и кадров Высоких эти вопросы необходимо держать под постоянным контролем.


Руководство Росрегистрации будет делать все необходимое для создания высокопрофессионального кадрового состава службы.


Вы же, со своей стороны, как руководители территориальных органов, должны укреплять дисциплину, разумно использовать меры воспитательного воздействия, оценивать каждого по доле трудового участия, не допуская уравниловки, задействовать все имеющиеся возможности по обеспечению привлекательности государственной службы.


В то же время хочу предостеречь вас от безоговорочной и безоглядной надежды на федеральный центр: кто как не вы знаете и владеете ситуацией на местах, кто как не вы главные проводники федеральной политики по линии Росрегистрации во всех, без исключения, ветвях власти в регионе, кому как не вам решать наши проблемы с главами субъектов федерации. Но не забывайте, что прежде всего вы федеральные служащие, олицетворяющие собой президентскую вертикаль власти.


У нас есть примеры, когда руководители территориальных органов не ждут указания сверху, а проявляют инициативу, работая на упреждение, добиваясь улучшения уровня жизни своих сотрудников. Быстро и качественно решаются эти вопросы в Орловской области (Тарасов Э.Л.). Территориальный орган активно участвует в долевом строительстве жилья, посредством деловых взаимоотношений с органами исполнительной власти удается обеспечить работников земельными участками под застройку, решен вопрос с льготными проездными билетами для малооплачиваемых категорий сотрудников. Подобный опыт есть и в Воронежской области (Денисенко С.Д.).


Скажите, разве это не деловой подход?! Это как раз к вопросу, как удержать кадры. Надеюсь, что в ваших выступлениях вы поделитесь своим опытом в этой области.


Процесс реализации мероприятий по обеспечению функционирования службы продолжается нами и сейчас.


Совместно с Минюстом принимаются меры по нормативному правовому регулированию ее деятельности. Подготовлены и представлены в Минюст России план работы Росрегистрации и показатели ее деятельности на 2005 год, доклад о результатах ее работы по реализации законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, проект регламента Федеральной регистрационной службы. Организовано планирование работы в подразделениях центрального аппарата и ее территориальных органах, подготовлены внутриведомственные акты.


Ведется постоянная работа с печатными и электронными средствами массовой информации по формированию позитивного образа службы. Основными задачами данной работы является освещение в средствах массовой информации результатов деятельности Росрегистрации и ее территориальных органов, перспектив их развития, повышение их общественной привлекательности. В стадии завершения находится разработка корпоративного Интернет-сайта Росрегистрации.


В целях оказания методической и практической помощи осуществлены выезды в территориальные органы Росрегистрации по Республике Саха (Якутия), Республике Чувашии, Краснодарскому краю, Магаданской, Пензенской областям. Я сам побывал в Орловской и Томской областях.


Придавая особое значение взаимодействию центрального аппарата Росрегистрации и ее территориальных органов, планируется посетить все территориальные органы. Для нас важно четко знать имеющиеся проблемы и потребности, владеть ситуацией в каждом регионе, своевременно на них реагировать, выстраивая своеобразную «вертикаль регистрации». Однако, и вы должны понимать, что это дорога с двухсторонним движением: предложения по совершенствованию нашей деятельности должны идти как из центрального аппарата в территориальные органы, так и от вас в федеральный центр – обобщаться, принимать форму организационно-распорядительного документа и возвращаться обратно для реализации. В этом залог нашего с вами успеха.


Для повышения результативности работы, нами планируются разнообразные формы организационно-управленческой деятельности. В частности, регулярное проведение селекторных и региональных совещаний с руководителями территориальных органов, выездных заседаний совета Росрегистрации, проект положения о котором Вам роздан и предлагается к обсуждению.


Работаем мы и над статистическими формами отчетности. Для нас важно, чтобы при минимальном объеме статистических данных мы получали максимальный объем информации, позволяющий объективно оценить результаты деятельности территориального органа, имеющиеся проблемы и адекватно отреагировать. В решении данной задачи мы в полном объеме будем использовать имеющийся опыт Минюста.


Уважаемые коллеги!


Обращаю Ваше внимание, что за последнее время был принят ряд федеральных законов, существенно изменивших сложившиеся подходы при государственной регистрации прав на жилые помещения и договоров ипотеки.

В Послании Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному собранию на 2004 год особо отмечалось, что одной из самых актуальных задач по-прежнему остается обеспечение граждан доступным жильем.


Именно ипотека должна стать доступным способом решения проблем для людей со средними доходами. В то же время, предусмотрены и другие формы финансирования - такие, как участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах. На решение всех этих задач должна эффективно работать государственная система регистрации прав на недвижимость.


В этой связи, Федеральным законом «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (вступил в силу 1 января 2005 года), Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральным закон «Об ипотеке …» внесены изменения в действующее законодательство Российской Федерации, в соответствии с которыми изменились требования к форме договора об ипотеке и условия ипотеки земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения.


Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве…», вступающий в силу с 1 апреля текущего года, с целью обеспечения исполнения обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве также перечисляет случаи возникновения ипотеки в силу закона.


В целях практической реализации отдельных положений названного мною федерального закона Минюстом России разработана инструкция. Мы ее направили в территориальные органы для предварительного ознакомления. Практические вопросы, связанные с ее применением прошу оперативно направлять в Управление по государственной регистрации прав на недвижимость.


Вам известно, что в силу прямого указания Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы и объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения) осуществляется непосредственно в центральном аппарате службы. Порядок взаимодействия при этом между Росрегистрацией и ее территориальными органами утвержден приказом Минюста России №16 от 4 марта 2005 года.


В марте Росрегистрацией в Ваш адрес направлено письмо с рекомендациями по работе с крупными правообладателями. Особо обращено внимание на необходимость наделения соответствующими функциями одного из структурных подразделений территориального органа с целью конструктивного и оперативного взаимодействия с Управлением по государственной регистрации прав на недвижимость (руководитель Трофимов О.Н.).


Многочисленные обращения, поступающие в службу, содержат вопросы, связанные с применением Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В этой связи, планом работы Росрегистрации предусмотрена разработка соответствующих методических рекомендаций. Заместителю директора службы Прохорову М.В. необходимо взять этот вопрос под свой постоянный контроль и не затягивать его решение.


Учитывая необходимость тесного взаимодействия с органами кадастрового учета, возникающие в процессе информационного обмена юридические и технические проблемы, Росрегистрация совместно с Роснедвижимостью образовали рабочую группу по подготовке проекта Соглашения о порядке информационного обмена. Теперь необходимо добиться качественных результатов.


Подготовлен проект Положения о Совете главных государственных регистраторов (он имеется в выданных Вам материалах). Принимая во внимание важность образования Совета, как инструмента, позволяющего не только обобщать существующую регистрационную практику и возникающие при этом проблемы, но и находить конкретные решения с целью выработки единых методических рекомендаций, прошу внимательно изучить данный проект и представить свои замечания и предложения.


Одной из приоритетных задач в 2005 году является создание и обеспечение функционирования Единого государственного реестра прав в электронном виде. В настоящее время прорабатываются вопросы создания электронного узла связи, и проводится мониторинг имеющихся программных продуктов. Последующая задача заключается в том, чтобы на основе единого программного продукта создать возможность беспрепятственного обмена информацией между центральным аппаратом Росрегистрации и ее территориальными органами.


Необходимо разработать методические рекомендации по некоторым вопросам практики ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, принять активное участие в подготовке нормативных правовых актов Минюстом России, а также подготовке предложений в Минюст внесению изменений в действующее законодательство в части касающейся вопросов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.


Требует совершенствования организация обучения и повышения квалификации работников Росрегистрации и ее территориальных органов. Эти вопросы мы будем решать совместно с Российской правовой академией Минюста России.


Кроме этого, Росрегистрацией совместно с Минюстом, подготовлено Положение о комиссии по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность государственных регистраторов. В соответствии с данным Положением создается центральная комиссия непосредственно при Росрегистрации и в 7 территориальных органах (по одной на каждый федеральный округ).


В этой связи, руководителям терорганов будет необходимо в максимально короткие сроки сформировать квалификационные комиссии и начать работу по приему квалификационных экзаменов.


Одной из проблем в деятельности службы является проблема очередей граждан, желающих сдать документы на регистрацию, возникшая в силу ряда объективных и субъективных причин.


Большие очереди, волокита в приеме документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, неоднократное хождение на прием не только граждан, но и представителей юридических лиц, все это, к большому сожалению, имеет место.


Необходимо в максимально короткие сроки мобилизовать все усилия, чтобы покончить с этим явлением. Для этого необходима продуманная, правильная организация труда, если так можно выразиться «регистрационный конвейр». О возможности решения проблемы очередей свидетельствует практика деятельности территориальных органов Росрегистрации в Республике Татарстан Кузьмина Л.В.), Красноярском крае (Дорохов В.И), Волгоградской (Клейн В.Р.) и Орловской (Тарасов Э.Л.) областях.


Одной из первоочередных задач в сфере адвокатуры и нотариата является закрепление функций Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов на законодательном уровне, а именно в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Основах законодательства Российской Федерации о нотариате.


В Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» соответствующие изменения подготовлены, находятся в Правительстве Российской Федерации и в настоящее время дорабатываются.


Что касается внесения изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, то, к сожалению, работа над ним не завершена, так как наш вариант находится на согласовании в профильном департаменте Минюста до сих пор.


При этом считаю необходимым подчеркнуть следующее.


Безусловно, изменение федерального законодательства – важнейшая задача, и Росрегистрация делает все для скорейшего внесения этих изменений. Однако пробелы в законах не должны являться препятствием для реализации территориальными органами Росрегистрации правоприменительных и контрольных функций в сфере адвокатуры и нотариата. Эти функции возложены на нас Указом Президента Российской Федерации №1315 от 13 октября 2004 года и мы не можем допустить, чтобы изъяны в правовом регулировании отразились на правах и законных интересах наших граждан, нуждающихся в помощи адвоката или нотариуса.


Росрегистрация со своей стороны предпринимает максимум усилий, чтобы решить вопросы, которые можно урегулировать на уровне ведомственных нормативных актов.


Так, уже подписан приказ Минюста России о внесении изменений в форму удостоверения адвоката, закрепляющий право выдачи удостоверений за начальниками территориальных органов Росрегистрации. В настоящее время изготавливаются новые бланки внутренней стороны удостоверений.


На заседании правления Федеральной нотариальной палаты, проходившем с участием представителей Росрегистрации, решен вопрос о закреплении функций терорганов Росрегистрации в совместных приказах Минюста и Федеральной нотариальной палаты, касающихся проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, деятельности квалификационных комиссий. Росрегистрацией подготовлены изменения в нормативные правовые акты Минюста России.


Проведены совещания с участием представителей Федеральной палаты адвокатов, на которых обсуждены вопросы осуществления Росрегистрацией и ее территориальными органами контрольных и надзорных функций в сфере адвокатуры.


В настоящее время для терорганов и адвокатских палат готовятся необходимые рекомендации по данному вопросу.


Хочу обратить внимание, что меры по осуществлению контроля в сфере адвокатуры должны быть продуманными, взвешенными и осуществляться в рамках законодательства. Недопустимы действия, приводящие к нарушению адвокатской тайны или препятствующие законной деятельности адвоката.


В то же время, все поступающие обращения о фактах нарушений законодательства адвокатами, их образованиями и адвокатскими палатами должны рассматриваться самым внимательным образом.


Говорю об этом потому, что анализ статистических данных за прошлый год свидетельствует о возросшем количестве повторных жалоб граждан на действия адвокатов. Это означает, что жалобы рассматриваются либо не в полном объеме, либо несвоевременно. Такая практика должна быть прекращена.


Для реагирования на обращения должны использоваться все механизмы, предусмотренные законом, вплоть до инициирования собрания адвокатов в случае неисполнения советом адвокатской палаты требований законодательства. Как это было сделано в отношении Читинской областной адвокатской палаты, допускавшей нарушения законодательства об адвокатуре в течение длительного срока. В феврале этого года по инициативе Главного управления было созвано первое за последние два года собрание адвокатов, на котором решен ряд назревших вопросов в деятельности адвокатского сообщества Читинской области.


Следует отметить, что в 2004 году территориальные органы в два раза активнее пользовались своим правом вносить представления в адвокатские палаты о прекращении статуса адвоката. В 2004 году было направлено 238 таких представлений, в 2003 – 111. Однако количество удовлетворенных представлений сократилось: в 2003 году статус адвоката был прекращен более чем в половине случаев (57), а в 2004 году этот показатель составил 37 процентов от общего числа представлений (87). Как показывает практика, в ряде случаев представления тероргана остаются без рассмотрения в связи с тем, что статус адвоката прекращается по его личному заявлению до рассмотрения представления квалификационной комиссией.


Полагаю, что это неправильный подход. Да, статус адвоката прекращен, но его действия остаются без должной оценки, что негативно сказывается на отношении наших граждан и к органам государственной власти, и к органам адвокатского сообщества, да и самих адвокатов не стимулирует надлежащим образом выполнять свои обязанности. Поэтому данные вопросы необходимо прорабатывать с адвокатскими палатами, с которыми должно быть налажено постоянное и конструктивное взаимодействие. В этом – значительная доля успеха.


Адвокатура – институт, реализующий конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи. Этим обусловлена необходимость контроля за деятельностью адвокатов со стороны государственных органов. Но это же и обязывает государство содействовать адвокатам в осуществлении их деятельности. В Федеральную регистрационную службу поступают обращения о высоких тарифах, установленных в ряде субъектов Российской Федерации за аренду помещений, занимаемых адвокатскими образованиями.


Считаем, что в тех случаях, когда речь идет об обеспечении доступности для населения квалифицированной юридической помощи, терорганы Росрегистрации должны оказывать содействие адвокатскому сообществу в решении возникающих вопросов, в том числе по снижению этих тарифов.


Оказание юридической помощи малообеспеченным категориям граждан – одна из важнейших задач государства.


Министерство юстиции вышло с предложением о поэтапном ее решении. Это предложение согласовано с Президентом Российской Федерации.


Минюст полагает целесообразным возложить оказание бесплатной юридической помощи на государственные юридические бюро, финансируемые из федерального бюджета. На начальном этапе предлагается создать их в порядке эксперимента в ряде субъектов Российской Федерации. При положительных результатах эксперимента – подготовить предложения о создании таких структур на всей территории России. Организация этой работы возложена на Росрегистрацию.


В настоящее время нами подготовлены и направлены в Минюст предложения и проекты нормативных правовых актов по данному вопросу. Поскольку эта тема уже звучала в средствах массовой информации, хочу отметить, что ни о какой альтернативной адвокатуре речь не идет. Речь о том, чтобы обеспечить правовой помощью население тех районов, где до сих пор нет адвокатских образований или они крайне малочисленны. Как правило, это малонаселенные или труднодоступные районы, в которых адвокатам очень сложно себя обеспечить, однако жителям этих районов юридическая помощь так же необходима, как и жителям крупных городов, а порой и больше. Поэтому государство принимает все меры для решения этой проблемы.


Задача, безусловно, не из простых. Необходимо принять нормативную базу, которая имеет межведомственный характер и потребует серьезных согласований, проработать целый ряд вопросов, в том числе, связанных с финансированием государственных юридических бюро, обеспечением их помещениями, подбором сотрудников, поэтому основная нагрузка ляжет на вас, руководителей терорганов. Начальнику Управления по контролю в сфере адвокатуры и нотариата и правовой помощи Сарайкиной О.В. необходимо этот вопрос взять под постоянный контроль.


Хочу отметить, что в 2004 году по сравнению с предыдущим годом количество жалоб на действия нотариусов, в том числе обоснованных, сократилось. Полагаю, что этому во многом способствовала работа по осуществлению контроля за деятельностью нотариусов. В 2004 году было проведено 2237 проверок исполнения профессиональных обязанностей нотариусами, что на 477 проверок больше, чем в 2003 году. При этом увеличилось число совместных проверок, что свидетельствует о нормальном деловом сотрудничестве с нотариальными палатами по данному вопросу.


Но возникли другие проблемы – финансирование государственных нотариальных контор.


Вы знаете, что Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года часть пятая статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, на основании которой финансирование государственных нотариальных контор осуществлялось из федерального бюджета, признана утратившей силу.


Терорганам Росрегистрации, в ведении которых находятся государственные нотариальные конторы, необходимо довести эту информацию до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и принять меры по решению вопросов, связанных с их деятельностью.


Заслуживает в этой связи поддержки инициатива руководства территориального органа Новгородской области (Храбров В.А.), где при его активном участии принято постановление Областной Думы, согласно которому финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности государственных нотариальных контор возложено на одно из управлений Администрации Новгородской области.


В случае отсутствия возможности субъекта Российской Федерации содержать государственные нотариальные конторы работающие в них нотариусы могут перейти на частную практику.


Со своей стороны полагаю, что деятельность государственных нотариальных контор целесообразна в малонаселенных и труднодоступных районах Российской Федерации, в которых отсутствуют необходимые условия для функционирования внебюджетного нотариата. При этом альтернативой государственным нотариальным конторам может служить механизм, когда в такие районы назначается нотариус, занимающийся частной практикой, а нотариальная палата берет на себя выравнивание его доходов.


Хотелось бы обратить ваше внимание еще на один вопрос в сфере нотариата.


В ноябре прошлого года собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации частнопрактикующим нотариусам было рекомендовано отказывать гражданам в совершении нотариальных действий по льготному тарифу. Это решение - реакция нотариального сообщества на отмену нормы о возмещении частнопрактикующим нотариусам затрат по обслуживанию граждан, имеющих право на льготы.


На наш взгляд, реакция явно непродуманная, особенно сегодня, на фоне ситуации, связанной с монетизацией льгот.


Проблему с возмещением нотариусам затрат, безусловно, необходимо решать, но не за счет граждан. Нужно выходить с законодательной инициативой, добиваться внесения изменений в законодательство. А рекомендовать совершать действия, противоречащие законодательству, которым установлено, что нотариус обязан предоставлять льготы по уплате тарифа при совершении нотариальных действий, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, решение неправильное.


В этой связи нами готовится в адрес Федеральной нотариальной палаты обращение об отмене вышеназванных рекомендаций.


Территориальным органам Росрегистрации в свою очередь необходимо проанализировать ситуацию по данному вопросу и принять меры по соблюдению нотариусами требований законодательства и прав граждан.


В декабре прошлого года были приняты изменения в Федеральный закон «О политических партиях». Эти изменения устанавливают новые требования к общей численности политических партий, и численности их региональных отделений. Законом установлено, что уже зарегистрированные политические партии должны будут привести свою численность в соответствие с новыми требованиями до 1 января 2006 года. Исходя из этого, Росрегистрации и ее терорганам предстоит проделать огромную работу по проверке выполнения этих требований закона в будущем году. Она будет носить плановый характер, проверки каждой политической партии должны будут проводиться одновременно в центре и на местах. В целях подготовки к выполнению требований закона нами в сентябре запланировано проведение всероссийского совещания работников территориальных органов Росрегистрации.


Необходимо подчеркнуть, что планирование проверок на следующий год не должно означать для нас, что в этом году работа по линии регистрации и контроля за деятельностью политических партий может быть приостановлена.


Росрегистрации и территориальным органам необходимо быть готовыми к тому, что в процессе выполнения требований закона политические партии будут предпринимать определенные шаги по объединению, смене руководства, активизируют свою деятельность в регионах с цель привлечения новых членов.


В этих условиях территориальным органам, во взаимодействии с правоохранительными органами, органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления необходимо предпринять все необходимые меры по предотвращению и пресечению экстремистских проявлений, со стороны политических партий. Нельзя допустить дестабилизации общественно-политической обстановки в регионах в угоду стремлению тех или иных политических сил сохранить свои партийные структуры.


Другую серьезную проблему, требующую постоянного внимания и оперативного взаимодействия центрального аппарата с территориальными органами представляет собой стремление различных радикально настроенных группировок к получению легального статуса общественного объединения или даже политической партии.


Примером является так называемая Национал-большевистcкая партия Э. Лимонова, которой уже дважды было отказано в государственной регистрации в качестве политической партии.


К сожалению, названная организация еще в 1993 году была зарегистрирована в качестве межрегиональной общественной организации в Московской области.


14 августа 2003 года распоряжением начальника Главного управления Минюста по Московской области деятельность этой организации была приостановлена.


По инициативе этого же управления 13 февраля 2004 года прокурор Московской области обратился в Московский областной суд с заявлением о ликвидации этой организации.


В дальнейшем производство по данному делу было приостановлено в связи с обжалованием действий регистрирующих органов. Однако, несмотря на то, что еще в ноябре прошлого года последняя жалоба на действия органов юстиции оставлена без удовлетворения производство по делу о ликвидации этой организации до настоящего времени не возобновлено.


В этой связи не вполне понятна пассивная позиция нашего территориального органа. Несмотря на то, что мы лишены права самостоятельно обращаться в суд с заявлениями о ликвидации общественных объединений, как показывает практика, без постоянного контроля с нашей стороны органы прокуратуры не склонны предпринимать какие либо действия в отношении этой категории дел. Петру Ивановичу Селезневу необходимо усилить контроль и довести решение этого вопроса до логического конца.


В рамках формирования гражданского общества, обеспечения взаимодействия граждан Российской Федерации с органами государственными власти, в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод, а также осуществления контроля за деятельностью органов государственной власти, Президентом Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации». Он предусматривает участие межрегиональных и региональных общественных объединений в формировании Общественной палаты Российской Федерации и возможность ее взаимодействия с региональными общественными палатами.


В этой связи в ближайшее время территориальным органам необходимо провести выверку учетных данных Росрегистрации по общественным и религиозным объединениям, с данными, подтверждающими факт записи об общественном и религиозном объединении в единый государственный реестр юридических лиц.


В настоящее время эти данные в значительном числе регионов не совпадают.


Так, данные терорганов Росрегистрации превышают данные Федеральной налоговой службы в Санкт-Петербурге на 3587 объединений, Московской области на 4217, Свердловской области на 3067; Белгородской области на 2349.


Вместе с тем, в отдельных субъектах Российской Федерации, общественных объединений, включенных налоговыми органами в Единый государственный реестр больше, чем состоящих на учете в территориальных органах Росрегистрации. Данные факты имеют место в Астраханской, Пензенской, Тверской областях, Москве, республике Хакасия, ряде других субъектов Российской Федерации.


Среди проблемных вопросов по линии регистрации и контроля за деятельностью политических партий, общественных и религиозных объединений наиболее остро стоят вопросы взаимодействия Росрегистрации с налоговыми органами. Должен отметить, что отсутствие правового регулирования в этой сфере во многом обусловлено противоречивостью действующего законодательства. Напомню, что в базовом законе (статья 21 ФЗ «Об общественных объединениях») установлено, что порядок взаимодействия регулируется Президентом Российской Федерации, а в иных законах (в старой редакции) Правительством Российской Федерации. На имя Министра юстиции направлены соответствующие предложения по изменению законодательства.


В последнее время особую актуальность приобрели вопросы обеспечения прав и законных интересов личности и государства при создании, государственной регистрации и деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений.


При этом внимание следует уделить осуществлению контроля и принятию в пределах своих полномочий мер реагирования при выявлении фактов разжигания национальной и религиозной розни, иных экстремистских проявлений. По поручению Министра юстиции Росрегистрацией и её территориальными органами проведен мониторинг деятельности общественных и религиозных объединений по соблюдению ими запрета на разжигание межнациональной и межконфессиональной розни. Результаты мониторинга доложены Министру.


Анализ полученных материалов свидетельствует, что в большинстве территориальных органов Росрегистрации понимают стоящие перед ними задачи по вопросам деятельности общественных и религиозных объединений, владеют информацией об обстановке в субъектах Российской Федерации и в состоянии качественно решать стоящие перед ними задачи.


В этой связи хотелось бы отметить главные управления Федеральной регистрационной службы по Республикам Башкортостан ( Кильмяков Р.Х.), Дагестан ( Шапиева О.Г)., Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия (Кириллова Е.Б.), главные управления по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам (Дорохов В.И.) , Нижегородской (Горбачева М.В.), Омской (Будылка В.М.), Саратовской (Тимошин С.К.) областям, которые представили аналитическую информацию по результатам проведенного в субъектах Российской Федерации мониторинга не только своевременно, но и на высоком качественном уровне.


В то же время, по состоянию на 29 марта 2005 года, несмотря на неоднократные напоминания управления Федеральной регистрационной службы по Курской (Шершнева Н.М.) Новосибирской (Мельниченко В.В.) областям и Главное управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Волчецкая Г.А.) запрашиваемую информацию в Управление по делам политических партий, общественных и религиозных объединений Росрегистрации не представили.


Обращаю внимание руководителей указанных территориальных органов на низкий уровень исполнительской дисциплины.


Заслуживает серьезного внимания контроль за соблюдением общественными и религиозными объединениями в своей деятельности уставных целей и задач. При его осуществлении необходимо уделять внимание анализу причин, способствующих выявляемым нарушениям или препятствующих применению мер адекватного реагирования со стороны государства. Такой аналитический материал поможет нам с одной стороны более эффективно организовать свою работу, а с другой, подкрепить наши предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере конкретной аргументацией.


Федеральной регистрационной службой в качестве регулирующего органа в сфере несостоятельности (банкротства) на период 2005 года запланированы меры, направленные на совершенствование как законодательства о несостоятельности в целом, так и ведомственной нормативно-распорядительной базы.


На данный момент уже принято 2 постановления Правительства Российской Федерации, издано 4 приказа Минюста, издано 3 ведомственных документа, носящих нормативный или методический характер.


Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации и в соответствии с приказом Минюста в территориальных органах были созданы и осуществляли работу комиссии по принятию теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих.


Особое внимание необходимо обратить на то, что главные управления Минюста не наделены полномочиями по приему теоретического экзамена и не могут руководствоваться ранее изданными распоряжениями министерства.


Недопустимо принимать участие работникам территориальных органов Росрегистрации в приеме экзаменов в ранее утвержденных составах комиссий по приему экзаменов у лиц, изучивших программу самостоятельно (экстерном), что имело место в феврале 2005 года в Главном управлении Минюста по Дальневосточному федеральному округу, где в составе комиссии принял участие работник территориального органа Росрегистрации по Хабаровскому краю.


Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации №71 от 11февраля 2005 года Росрегистрацией готовится приказ по утверждению порядка работы комиссий по организации теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих и утверждению их составов.


В настоящее время в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих включены 39 некоммерческих организаций, которые объединяют сегодня 6522 арбитражных управляющих.


На рассмотрении в арбитражных судах находятся 6 заявлений об исключении саморегулируемых организаций из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.


Судебная практика по рассмотрению исковых требований регулирующего органа оставляет желать лучшего. Считаю, что положительный результат судебных разбирательств во многом зависит от активной позиции территориальных органов Росрегистрации, которым поручено представлять службу в судебных заседаниях.


Хотелось бы отметить добросовестную работу по этому направлению деятельности терорганов по Хабаровскому краю, Пензенской области.


Вместе с тем, имеются случаи, например в Нижегородской и Самарской областях, когда работники территориального органа не проявили достаточной настойчивости и активности при исполнении поручений Росрегистрации по данной категории судебных дел.


Кроме того, отчеты территориальных органов по итогам судебных разбирательств непростительно задерживаются (Республика Башкортостан, Нижегородская и Самарская области).


Как основную задачу Росрегистрации можно обозначить обеспечение улучшения качества проверок саморегулируемых организаций в части осуществления ими контрольных функций за деятельностью арбитражных управляющих, в том числе при рассмотрении жалоб на их действия.


Необходимо отметить, что имеются факты, когда территориальные органы по своей инициативе, без поручения центрального аппарата Росрегистрации, планируют самостоятельное проведение проверок саморегулируемых организаций, их филиалов и представительств. Данные действия противоречат требованиям законодательства и являются недопустимыми.


За 2004 год территориальными органами Минюста России было составлено 523 протокола об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых по 227 делам об административных правонарушениях судом вынесены решения о назначении наказания в виде наложения административного штрафа, по 46 - о дисквалификации арбитражного управляющего.


Хотелось бы отметить качественную работу территориальных органов в Республиках Марий Эл, Башкортостан; Алтайском и Красноярском краях; Ивановской, Иркутской, Курганской, Ростовской, Томской, Пензенской, Саратовской, Ульяновской, Пермской, Тюменской, Свердловской областях.


Вместе с тем, в 2004 году прекращено производство по 193 делам, из которых по 59 – в связи с отсутствием события или состава правонарушения; по 87 – в связи с малозначительностью правонарушения с вынесением устного замечания или в связи с истечением срока давности.


Нас не может устраивать такое положение дел, когда каждый шестой протокол об административном правонарушении составляется или без достаточных на то оснований, или с несоблюдением сроков давности.


Факты некачественной работы отмечаются в территориальных органах Росрегистрации по Самарской области (из 41 возбужденного дела 10 прекращено судом за отсутствием состава правонарушения), Краснодарскому краю (из 6 дел 3 прекращено за отсутствием состава), Сахалинской области (из 6 дел 4 прекращено за отсутствием состава), Тульской области (из 11 дел прекращено 8 в связи с истечением срока давности и 1 за отсутствием состава), Москве (из 2 возбужденных дел одно прекращено в связи с истечением срока давности) и ряде других регионов.


В текущем году необходимо повысить эффективность деятельности территориальных органов Росрегистрации по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.


Также необходимо наладить конструктивное взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами, и в первую очередь – с Федеральной налоговой службой и МВД России.


Постановлением Правительства Российской Федерации №637 от 15 ноября 2004 года на Росрегистрацию возложена новая функция по оформлению арбитражным управляющим допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.


В развитие данного постановления приказом Минюста России №10 от 4 февраля 2005 года утверждена инструкция по организации работы по данному направлению, ее выполнение необходимо начать в ближайшее время. Более детальный анализ будет сделан завтра руководителем Управления по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Чернышем О.В.


Важнейшими для нас являются и вопросы информатизации, создания единого программного обеспечения.


К сожалению, в настоящее время имеющиеся штаты не позволяют нам создать полноценное подразделение на данном направлении деятельности. Мы планируем более активно использовать возможности территориальных органов. Готовы рассмотреть предложения Ваших специалистов по проблемным вопросам информатизации.


В настоящее время программное обеспечение для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним разработано и функционирует в 75 регионах. Обеспечение компьютерной техникой составляет 74 процента, при этом технический уровень аппаратных программных средств позволяет обеспечивать выполнение поставленных задач, несмотря на то, что парк персональных компьютеров на 57 процентов относится к устаревающей технике. В ближайшее время на основе предложений территориальных органов будет усовершенствована концепция информатизации и информационной безопасности Федеральной регистрационной службы и её территориальных органов, проработаны вопросы создания электронного узла связи, с учетом инвестиционных предложений Всемирного банка реконструкции и развития. Обращаю внимание заместителя директора Метелкина В.Д. на необходимость жесточайшего соблюдения сроков реализации этого проекта.


В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации №1647-р от 17 декабря 2004 года в стадии завершения весь комплекс мероприятий по передаче материальных ценностей, движимого и недвижимого имущества, финансовых средств, активов и обязательств учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в ведение территориальных органов Росрегистрации.


Трудности при присоединении учреждений юстиции отразились на финансовом состоянии и ресурсном обеспечении территориальных органов Росрегистрации. Ряд исполняющих обязанности руководителей управлений Росрегистрации активно и своевременно включились в сложные процессы завершения деятельности учреждений юстиции, передачу имущества, расчетам по их обязательствам.


Наиболее организованно эта работа прошла в Республике Адыгея (Радченко А.А.), Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах (Одинцов А.А.), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Волчецкая Г.А.). Там, в числе первых завершена работа по присоединению учреждений юстиции, не допущено образования кредиторской задолженности, долгов перед работниками, сохранился кадровый состав, взвешенно подошли к формированию бюджетных заявок на финансирование в 2005 году.


В тесном взаимодействии с органами исполнительной власти Красноярского края удалось решить все вопросы по разделу административных зданий, транспортных средств, другого имущества и объединению Эвенкийского, Таймырского (Долгано-Ненецкого) в единый регистрационный округ.


В сложных условиях справляются с поставленными задачами в Чеченской республике (Басханов Б.М.) и Республике Ингушетия (Цечоев Х.И.).


Завершается формирование лимитов бюджетных назначений территориальных органов на 2005 год. Анализу заявок, поступивших от терорганов, и определению объемов их финансирования особое значение придается в связи с тем, что, они составят основу бюджетной заявки Росрегистрации на 2006 год и позволят выявить проблемы, с которыми столкнулись территориальные органы в процессе становления.


По предварительным расчетам суммарное превышение заявок (без учета заработной платы) по отношению к установленным на 2005 год для Росрегистрации лимитам бюджетных назначений составило более 1,7 миллиарда рублей. Поэтому необходим режим экономии и рационального использования выделяемых территориальным органам средств.


При присоединении учреждений юстиции к терорганам Росрегистрации выяснилось, что у ряда учреждений остались неисполненными обязательства, в том числе по налогам, заработной плате работников, капитальному строительству и ремонту, поставкам материально-технических ресурсов, возврату платы за несовершенные регистрационные действия.


Для решения этой проблемы Росрегистрацией после консультаций в Минфине России, подготовлен проект Распоряжения Правительства Российской Федерации, предусматривающий аккумулирование остатков на счете, открываемом Росрегистрации в казначействе, с последующим направлением их в территориальные органы для расчетов по обязательствам учреждений юстиции. В настоящее время проект проходит согласование в Минюсте России.


Отдельно будут решаться вопросы незавершенного строительства объектов учреждений юстиции, а также кредиторской задолженности, переданной бывшими территориальными органами Минюста России по субъектам Российской Федерации, так как данные средства не были предусмотрены при формировании сметы Росрегистрации на 2005 год.


Подготовлен приказ Росрегистрации №2 от 20 января 2005 года «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федеральной регистрационной службы». Отмечу, что эта деятельность должна строиться в строгом соответствии с установленными правилами.


Среди проблем, на решение которых будут направлены первоочередные усилия Росрегистрации и привлечение финансовых ресурсов, является создание Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, организация архивов в территориальных органах. Решение этих проблем – задача не одного года, тем не менее, уже в бюджетной заявке Росрегистрации на 2006 год будет предусмотрена потребность в их целевом финансировании.


С 2005 года Росрегистрация и ее территориальные органы являются администраторами доходов федерального бюджета. С момента реорганизации терорганы столкнулись с неточностями и разночтением в нормативных актах, регулирующих вопросы перечисления госпошлин в федеральный бюджет. На основе анализа возникающих проблем, был подготовлен запрос в Минфин, проводились консультации и совещания с участием представителей Федеральной налоговой службы. В результате Минфином России подготовлен приказ, вносящий уточнения в коды бюджетной классификации доходов, администрируемых Росрегистрацией, и госпошлинам, относящимся к этим кодам. Кроме того, Минфином подготовлено письмо, разъясняющее вопросы возврата (зачета) излишне уплаченной в 2005 году госпошлины, который будет осуществляться налоговыми органами в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.


Уважаемые коллеги!



Перед Федеральной регистрационной службой поставлены серьёзные задачи, выполнение которых требует постоянного совершенствования и повышение эффективности нашей деятельности.

Поэтому прошу вас принять самое активное участие в нашей дискуссии, призываю вас к деловому, конструктивному диалогу, обмену опытом. Надеюсь, что работа нашего совещания будет способствовать качественному решению стоящих перед нами задач.

Благодарю за внимание!



Министр юстиции Российской Федерации Юрий Чайка, выступая на совещании Федеральной регистрационной службы, сообщил, что она обязана к 1 мая представить все документы, необходимые для создания государственных юридических бюро.
По его словам, к этому сроку предусматривается нормативно-правовое обеспечение функционирования в экспериментальном порядке в пяти субъектах Федерации государственной адвокатской службы.
"Вопреки утверждению некоторых ангажированных адвокатов, государственная юридическая служба не является антагонистом действующей адвокатской системе. Это попытка обеспечить юристами жителей малонаселенных и труднодоступных населенных пунктов, малообеспеченных слоев населения", - отметил глава Минюста.
Он пояснил также, что цель создания государственных юридических бюро - "обеспечение юридической помощи населению по малозатратным гражданским делам, по которым не предусмотрены большие гонорары".
Одновременно Ю.Чайка подчеркнул, что создаваемая юридическая служба не является альтернативой существующему адвокатскому сообществу. "В случае получения положительного результата эксперимента, который одобрен руководством страны, государственные юридические бюро будут созданы по всей стране", - сказал Министр.


Информация предоставлена ЦОС Минюста России