Способ поиска: "AND" "OR"

 

 

 

 

 ПУБЛИКАЦИИ

Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений.

Разумовская Юлия Владимировна

студентка 4-го курса РПА МЮ РФ


Дефиниция предпринимательской деятельности дана в п.3 ч.1 ст.2 ГК РФ. Её основными признаками являются: самостоятельность ведения, осуществление на свой риск, направленность на извлечение прибыли, систематичность, надлежащий статус осуществляющего ее лица.
Предпринимательская деятельность не может быть основным видом деятельности бюджетного учреждения, которое является некоммерческой организацией. Однако законодатель не мог не учесть того, что в условиях российской действительности учреждениям приходится участвовать в товарных отношениях, что обусловлено недостатками финансирования публичными собственниками их основной деятельности, связанной с достижением общественных благ. Таким образом, наблюдается тенденция перехода публичных учреждений на систему самофинансирования.
Кроме того, учреждение – прежде всего юридическое лицо, некая фикция, призванная участвовать в гражданском обороте и обеспечивать его динамику посредством осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ учреждениям на основании учредительных документов предоставляется право заниматься деятельностью, приносящей доходы, которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждений.
Следует отметить тот факт, что закон применительно к категории "учреждение" содержит два понятия: деятельность приносящая доходы (п.2 ст.298 ГК РФ) и предпринимательская деятельность (п.3 ст.50 ГК РФ), о тождестве или о различиях которых закон не упоминает.
В ст.298 ГК РФ приведены два режима имущества учреждения: предписанный сметой и самостоятельный. Последний связывается с приносящей доходы, а не с предпринимательской деятельностью учреждения. Приносящая доходы деятельность признается законодателем вариантом основной деятельности. По смыслу названной нормы, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право самостоятельно осуществлять ту же деятельность, которая финансируется по смете, то такая деятельность является приносящей доходы. Иное дело предпринимательская деятельность учреждения: она осуществляется постольку, поскольку служит достижению целей, ради которых учреждение создано, и соответствующую этим целям (ч.2 п.3 ст.50 ГК РФ), т.е. предпринимательская деятельность допускается как побочная, дополнительная, вспомогательная деятельность учреждения.
Однако есть и свои особые характеристики, присущие этой деятельности, которые обусловлены правовым статусом бюджетных учреждений. Стоит остановиться на некоторых из них:
Во-первых, доходы, полученные от такой деятельности, учреждение вправе расходовать только для осуществления возложенных на него задач, при этом, как и средства, поступившие от собственника, полученные от предпринимательской деятельности доходы также расходуются исключительно по смете, то есть опять же подтверждается их целевое предназначение.
Во-вторых, предпринимательская деятельность бюджетного учреждения носит вспомогательный по отношению к основной деятельности характер и осуществляется только с разрешения учредителя-собственника, закрепленного в учредительных документах бюджетного учреждения. Такое положение обусловлено в первую очередь сущностью бюджетного учреждения - некоммерческой организации, созданной для определенных целей, а также правовым режимом имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения.
В-третьих, предпринимательская деятельность бюджетных учреждений осуществляется под собственную имущественную ответственность. Однако она имеет ограниченный характер, поскольку бюджетное учреждение по своим обязательствам отвечает только находящимися в его управлении денежными средствами.
И последнее, что отличает предпринимательскую деятельность, осуществляемую бюджетными учреждениями, это правовой режим денежных средств, полученных от предпринимательской деятельности, а также приобретенного за счет них имущества.
Отсутствует единообразное понимание правовой природы названного субъективного права учреждения среди ученых.
К сожалению, на данной почве на практике возникает множество споров.
Так, например, один из государственных ВУЗов г. Воронежа построил учебный корпус на денежные средства, полученные в результате предоставления услуг по обучению за плату. В результате возник спор между учредителем (собственником) и данным учреждением о правах на данное строение. Разногласия до сих пор не урегулированы.
Ряд ученых говорит о получении доходов учреждениями посредством использования имущества собственника.
Например, сдача имущества в аренду, разрешенная действующим законодательством для некоторых видов бюджетных учреждений (образовательных, научных и некоторых других), никак не связана с собственными усилиями и коммерческим риском учреждения, получающим за него арендную плату. Вследствие чего эти средства рассматриваются в качестве источника дополнительного финансирования и только.
Также, в случаях, когда медицинские либо образовательные учреждения часть обычных своих услуг начинают предоставлять за плату: медицинские учреждения взимают плату за амбулаторный прием с лиц, не состоящих у них на амбулаторном учете, либо за так называемые дополнительные медицинские услуги пр.; образовательные учреждения формируют особые учебные группы, в состав которых входят лица, обучающиеся за плату и т. д.
Здесь, как правило, речь идет также об использовании имущества собственника, и доходы от этой деятельности служат источником дополнительного финансирования основной деятельности учреждения.
Однако, в отличие от ГК РФ, БК РФ, не упоминает понятие "приносящей доходы деятельности" учреждений, в силу этого любую иную, кроме предписанной сметой деятельность, относит к предпринимательской: в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности (п.3 ст.161 БК РФ). Коллизия названных легальных дефиниций и недоучет одной из них бюджетным законодательством неизбежно вызовет либо судебные прецеденты, либо обжалование указанного нормативно-правового акта в правоприменительной процедуре.
На основе вышеизложенного необходимо отметить: наблюдается тенденция перехода публичных учреждений (создаваемых для достижения некоммерческих целей) на систему самофинансирования за счет средств получаемых ими в процессе осуществления предпринимательской деятельности, под свою имущественную ответственность, находящимися в его управлении денежными средствами. Дополнительно самофинансирование учреждения может осуществляться также за счет полученных от использования имущества учредителя доходов, либо за счет средств, приобретаемых в процессе иной приносящей доходы деятельности (которую Бюджетный кодекс не отграничивает от предпринимательской).
В данном случае на практике могут возникать споры так, как отсутствует единообразное понимание правовой природы субъективного права учреждения на денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности и приобретенное за счет них имущество.
Таки образом, предпринимательская деятельность учреждений нуждается в законодательном урегулировании. И как следствие, необходимо определить статус денежных средств, полученных в ходе предпринимательской деятельности.

 

Список используемой литературы:

1) Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994г. №52-ФЗ.

2) ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.96г. №7-ФЗ
3) Комментарий к Гражданском кодексу РФ, части первой, под ред. профессора Садикова О.Н., «Юринформцентр», Москва, 1997г.

4) Научно-практический комментарий к Гражданском кодексу РФ, части первой, под ред. проф. Мозолина В.П. и проф. Малеиной М.Н., «Норма», Москва, 2004г.


5) Методическое пособие «Целевое финансирование (гранты) и предпринимательская деятельность некоммерческих организаций», Шугрин И.С., «консультационный центр по праву и налогообложению», Новосибирск, 2001г.

6) Ершова И.В. «Проблемы оперативного управления имуществом государственными учреждениями», «Юрист», №6, 2001г.


7) Карномазов А.И. «Право учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом», «Юрист», №7, 2002г.

8) Колотыгина З.А. «правоспособность бюджетных учреждений», «Юрист», №12, 2000г.


9) Кудрявцева П.А. «Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: проблемы правоприменения», «Юридический мир», №3, 2002г

10) Лескова Ю.Г. «Некоторые проблемы участия учреждений в гражданском обороте», «Юрист»

11) Хореев А.А. «Право муниципальных учреждений на имущество, полученное…», «Вестник Академии права и управления», №2, 2002г.

 

 

 

 


Найти: на: