Способ поиска: "AND" "OR"

 

 

 

 

ПУБЛИКАЦИИ

 
http://www.arbitrage.spb.ru/answers/1.html
 


ОТВЕТ:

На вопрос отвечает разработчик Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», заведующий кафедрой гражданского процесса юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Председатель Третейского суда при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате, Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Валерий Абрамович Мусин.



Автор вопроса достаточно подробно проанализировал действующее российское процессуальное законодательство на предмет компетенции судебных органов в области международного коммерческого арбитража.

Неясность при рассмотрении данного, казалось бы, очевидного вопроса может возникнуть вследствие того, что понятие — «международный коммерческий арбитраж» в юридической литературе и действующем законодательстве (Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже; ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»; АПК РФ; ГПК РФ) применяется в трех, совершенно различных, значениях.

Во-первых, оно используются для обозначения постоянно действующего арбитражного учреждения (органа, института), созданного для обеспечения деятельности по разрешению экономических споров в сфере международной торговли. Во-вторых, международным коммерческим арбитражем может именоваться коллегия арбитров или единоличный арбитр, избранные (назначенные) сторонами для разрешения спора. В-третьих, понятие «международный коммерческий арбитраж» применяется для характеристики метода (процедуры), применяемого для разрешения спора.

Следует обратить внимание на то, что в пункте 3 статьи 1 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» речь идет о международном коммерческом арбитраже в значении законодательно урегулированного метода разрешения гражданско-правового спора в сфере международной торговли, а не как о постоянно действующем арбитражном институте.

Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» регулирует именно метод (процедуру), применяемый при разрешении споров в области международной торговли. Он не описывает порядок создания на территории России постоянно действующих арбитражных учреждений (постоянно действующих третейских судов). Приложения №№ 1 и 2 к названному закону касаются функционирования созданных до его принятия на базе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации арбитражных институтов — Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии. Однако это не означает, что данный закон распространят свое действие только на эти арбитражные центры. Так, в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже», действие данного закона распространяется на «любой арбитраж (третейский суд) независимо от того образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением».

Порядок создания (образования) в России постоянно действующих третейских судов установлен исключительно в ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». До принятия данного закона постоянно действующие третейские суды создавались на основании Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров.

Принимая во внимание сказанное выше, следует согласиться с мнением автора вопроса о том, что «любой третейский суд вправе рассматривать споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, в том числе отнесенные к международному коммерческому арбитражу, но по соответствующим правилам: если спор отнесен к сфере международного коммерческого арбитража, то порядок его рассмотрения регламентируется законодательством о международном коммерческом арбитраже, в частности Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже», а если спор не относится к указанной области, то третейское разбирательство должно осуществляться согласно ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» не требует от созданных до его принятия постоянно действующих третейских судов каких-либо дополнительных действий по своей легализации. Следовательно, можно с уверенностью констатировать, что вывод, сделанный выше, относится и к постоянно действующим третейским судам, созданным до принятия ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» в соответствии с Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров.

--------------------------------------------------------------------------------

© АНО "Редакция журнала "Третейский суд"

Россия, 190031, Санкт-Петербург, а/я 354

тел./факс (812) 310-41-97

E-mail: arbitrage@nm.ru