Способ поиска: "AND" "OR"

 

 

 

 

ПУБЛИКАЦИИ

Правовые проблемы поддержки малого предпринимательства в РФ

Тарвид Михаил Игоревич
Курс 4, группа 5


Проблемы предпринимательства и отдельных предпринимателей в России сложны и неоднозначны. В особенности это касается сферы малого предпринимательства, как наименее защищенной и поддерживаемой, в том числе со стороны государства, которое, наоборот, должно быть заинтересовано в создании стабильной и надежной системы рыночной экономики.
Ключевым инструментом регулирования отношений в правовом государстве является право, которое должно воплощаться в справедливых законах, которые, в свою очередь, должны действовать, т. е. иметь четкий механизм реализации их на практике. Но наше государство лишь находится на пути к тому, чтобы называться правовым и проблем в правовом регулировании, и пробелов в законодательстве крайне много. И, к сожалению, не является исключением правовое регулирование отношений в предпринимательской сфере.
Важное значение отводилось Федеральному Закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о малом предпринимательстве). Его главным достижением стало то, что он определил критерии, по которым хозяйствующие субъекты относятся к субъектам малого предпринимательства, также в нем была обозначена система льгот, которые им предоставляет государство. Однако, анализируя этот закон, приходишь к выводу, что многие статьи носят отсылочный характер, т.е. предполагается, что соответствующие нормы будут введены в другие законодательные акты и конкретизированы, но никаких изменений в законодательство на этот счет внесено не было. В то же время наблюдается прямо противоположная негативная тенденция, когда в законодательство вносятся изменения, ухудшающие правовое положение субъектов малого предпринимательства. В частности, утратила силу с 1 января 2005 года статья 9 Закона о малом предпринимательстве (Налогообложение субъектов малого предпринимательства). В ней говорилось о том, что «если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в порядке, который действовал на момент их государственной регистрации». Следовательно субъекты малого предпринимательства могли быть уверены, что в первые годы своей хозяйственной деятельности налоговые условия для них останутся теми же, что были в момент государственной регистрации. Таким образом была ликвидирована важная гарантия.
Также одновременно была ликвидирована и статья 8 Закона о малом предпринимательстве «Фонды поддержки малого предпринимательства» и, следовательно был упразднен Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
Следующей важной проблемой является слабое развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на всех уровнях (федеральном, региональном и местном). За период с 1994 по 2005 год было разработано пять Федеральных программ государственной поддержки малого бизнеса. Однако данные программы имели ряд недостатков, как по содержанию, так и по их исполнению.
Так главной целью первой Федеральной программы на 1994-1996 годы было создание на федеральном уровне необходимых условий (правовых, экономических и организационных) для становления малого предпринимательства и формирования инфраструктуры его поддержки. Эта программа предусматривала реализацию стартовых проектов создания отдельных элементов инфраструктуры на основе заявок регионов, в которых не было определено, какие именно элементы и в каком количестве им требуются для поддержки малого предпринимательства, что именно понимается под тем или иным термином. Также не были четко установлены принципы выбора регионов, включенных в данный раздел программы. Да и в целом отсутствовала научно-методическая база, на которой бы основывалась программа. Что же касается денежных средств, которые должны были быть выделены для выполнения программы, то предполагалось, что понадобится 210 миллиардов рублей, однако фактически на реализацию было выделено менее 25 миллиардов рублей, т.е. менее 10%, а сама программа была одобрена лишь к концу срока ее реализации.
Вторая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 годы также не оправдала возложенных на нее ожиданий. Одним из ключевых ее направлений было развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса. В этот период были созданы отдельные элементы инфраструктуры, однако большинство проектов не было реализовано из-за недостаточности финансовых ресурсов и нехватки квалифицированных кадров. В регионах же, в большинстве случаев, объекты инфраструктуры вообще не были созданы или были созданы только на бумаге. В результате данная программа была выполнена только наполовину, так из намеченного 81 мероприятия полностью было выполнено лишь 43, частично выполнено – 20, не выполнено вообще – 18 мероприятий.
Разработка третьей Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1997-1999 годы осуществлялась в условиях, когда поддержка малого бизнеса была признана базовым элементом преобразований в экономике. Ее цель заключалась в создании благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.
Запланированный объем средств на реализацию программы в 1998 году составлял 100 миллионов рублей из федерального бюджета. Но по ряду причин (в т. ч. из-за дефолта в августе 1998 года), запланированные финансовые средства из бюджета не были выделены и финансирование программы осуществлялось за счет средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, ныне упраздненного (эти средства составляли 14 миллионов рублей в 1998 году и 16 миллионов в 1999 году). Таким образом, ограниченность ресурсов не позволила реализовать большую часть запланированных программных мероприятий по созданию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Главной целью четвертой федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы было обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства за счет повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. В 2000 году на финансирование программных мероприятий предусматривалось 50 миллионов рублей, а в 2001 году – 90 миллионов рублей. Распределение средств по разделам программы было неравномерным: наибольшее количество средств было выделено на нормативно-правовое обеспечение предпринимательской деятельности, а наименьшее, как раз на создание и развитие инфраструктуры поддержки.
Цель пятой Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 годы состоит в обеспечении условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала его развития в разных регионах Российской Федерации на основе создания современной рыночной среды. В том числе, задачи данной программы связаны с созданием правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности и созданию новых рабочих мест, созданием механизмов государственного регулирования, обеспечивающих равноправное взаимодействие субъектов предпринимательства и государственных органов.
Таким образом, оценка результатов пяти Федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства за период с 1994 по 2005 годы позволяет сделать вывод о том, что данные программы, а равно их реализация, имеют существенные недостатки, а именно: декларативность многих положений, несоразмерность ставящихся задач и имеющихся в наличии ресурсов для их выполнения. Все это приводит к тому, что главную роль в предпринимательской деятельности играет не профессионализм субъектов предпринимательства, а надежные, в том числе родственные связи во властных структурах.
В сложившейся ситуации на первый план должны выйти общественные объединения предпринимателей малых предприятий. Именно такие объединения должны осуществлять консолидацию сил и защиту прав малого бизнеса, вести конструктивный диалог с властью. К тому же объединения предпринимателей малых предприятий способны наиболее оперативно выявлять актуальные проблемы в сфере предпринимательства и предлагать соответствующие пути их решения. А главное, что данные объединения начинают самостоятельно выполнять функции институтов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, тем самым, оказывая реальную помощь своим членам, которая заключается, например, в правовом консультировании, обучении кадров, внедрении инновационных технологий и т. д. Также объединения предпринимателей малых предприятий являются серьезным институтом защиты интересов малого бизнеса в органах государственной власти. Поэтому дальнейшее развитие этих общественных объединений принесет немало пользы как предпринимательской сфере, так и экономике в целом.
Таким образом, наметились некоторые положительные тенденции в сфере функционирования малого предпринимательства, однако без должной поддержки со стороны государства как в финансовом, так и в правовом смыслах полноценное развитие данного сектора экономики невозможно.



Список литературы

Виленский А. В. Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества. Москва, 2005.
Ершова И. В. Льготы для субъектов малого предпринимательства: что нового? Москва, 2005.
Лукьянец Т. Е. Теоретические проблемы формирования и развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Ставрополь, 2005.