ВОПРОС
Акобира из Нагойи (Япония) о соотношении понятий «третейский суд» и
«международный коммерческий арбитраж» в новом АПК РФ:
«По-моему мнению, — пишет Акобир, — Арбитражный кодекс к его
[третейского суда] компетенции относит только рассмотрение
внутренних споров, проводя четкое разграничение между международным
коммерческим арбитражем и третейским судом. Правильно ли мое
мнение?» — спрашивает читатель.
Наталья Андреевна, юрист, также интересуется:
«Что придает третейскому суду статус «международного» — только ли
наличие в его составе иностранных судей и ориентация на рассмотрение
внешнеэкономических споров?
ОТВЕТ
На вопросы отвечает ВИНОГРАДОВА Елена Александровна
Понятие «третейский суд» является общим, родовым понятием,
используемым в российском гражданском и процессуальном
законодательстве. Однако сложилась закрепленная в законодательстве
традиция называть третейский суд для рассмотрения споров, вытекающих
из внешнеэкономической деятельности, международным коммерческим
арбитражем.
В тех случаях, когда законодатель регулирует вопросы общего
характера, более часто используется термин «третейский суд».
Так, в части 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ закреплено право на
судебную защиту, которое является одной из важнейших гарантий защиты
гражданских прав.
«Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в
соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным
законодательством, суд, арбитражный суд, третейский суд (далее —
суд)».
Очевидно, что приведенное выше положение применимо к любому
третейскому суду независимо от сферы отношений, из которых возникли
или могут возникнуть рассматриваемые им споры.
Законодательная регламентация правил третейского разбирательства,
основанного на добровольном соглашении сторон соглашения о
третейском разбирательстве1 содержится в двух законах:
• в Законе Российской Федерации от 7 июля 1993 г. «О международном
коммерческом арбитраже»;
• в Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских
судах в Российской Федерации».
Оба эти закона имеют предметом регулирования деятельность
третейского суда.
Такой вывод основан, в том числе, на содержании статьи 2 Закона
Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже»,
согласно которой, «арбитраж означает любой арбитраж (третейский
суд)…».
В то же время, различна сфера действия каждого из этих законов,
подлежащих применению, если место «третейского разбирательства»
(«место арбитража») находится на территории Российской Федерации.
«В международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон
передаваться:
споры из договоров и других гражданско-правовых отношений,
возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов
международных экономических связей, если коммерческое предприятие
хотя бы одной из сторон находится за границей, а также
споры предприятий с иностранными инвестициями и международных
объединений и организаций, созданных на территории Российской
Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры
с другими субъектами права Российской Федерации». (Часть 2 статьи 1
Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. «О международном
коммерческом арбитраже»).
Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации»:
• «… регулирует порядок образования и деятельности третейских судов,
находящихся на территории Российской Федерации…», однако его
действие
• «не распространяется на международный коммерческий арбитраж».
Правила третейского разбирательства, а также выполнение ряда важных
функций содействия и контроля государственных судов (например,
основания для отмены/отказа в признании и приведении в исполнение
решений третейских судов) предопределены сферой применения каждого
из двух названных Законов.
Когда к компетенции постоянно действующего третейского суда отнесено
разрешение внутренних споров, правила третейского разбирательства
определяются в соответствии с Федеральным законом «О третейских
судах в Российской Федерации».
Споры, подлежащие рассмотрению в порядке международного
коммерческого арбитража, рассматриваются по правилам, определяемым
на основании Закона Российской Федерации «О международном
коммерческом арбитраже».
Если же к компетенции третейского суда отнесено рассмотрение и тех,
и других споров, то при определении процедуры третейского
разбирательства применяются, соответственно, либо положения
Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»,
либо положения Закона Российской Федерации «О международном
коммерческом арбитраже» (в зависимости от сферы возникновения
конкретного спорного отношения и его субъектного состава).
Status quo был сохранен в процессе формулирования положений главы 30
«Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о
выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений
третейских судов» нового Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Положения этой главы, по общему правилу, применяются:
«…при рассмотрении арбитражным судом заявлений об оспаривании
решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей,
принятых на территории Российской Федерации (третейские суды) (часть
1 статьи 230 АПК РФ);
«…при рассмотрении арбитражным судом заявлений об выдаче
исполнительных листов на принудительное исполнение решений
третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых
на территории Российской Федерации (третейские суды) (часть 1 статьи
236 АПК РФ).
Однако, поскольку основания для отмены/отказа решений международного
коммерческого арбитража имеют отличия от оснований для отмены
решений иных принятых на территории Российской Федерации третейских
судов, в АПК РФ включены специальные нормы:
• «Решение международного коммерческого арбитража может быть
отменено арбитражным судом по основаниям, предусмотренным
международным договором Российской Федерации и федеральным законом о
международном коммерческом арбитраже» (часть 4 статьи 233 АПК РФ);
• «Арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа на
принудительное исполнение решения международного коммерческого
арбитража по основаниям, предусмотренным международным договором
Российской Федерации и федеральным законом о международном
коммерческом арбитраже» (часть 4 статьи 239 АПК РФ).
Следует также иметь в виду, что в настоящее время сфера применения
ряда статей главы 30 АПК РФ также может быть определена только с
учетом положений Закона Российской Федерации «О международном
коммерческом арбитраже». Такой вывод вытекает из сопоставления
содержания статьи 235 АПК РФ с закрепляющими принцип
«компетенции-компетенции» статьями федеральных законов (см., статью
17 Закона Российской Федерации «О международном коммерческом
арбитраже» и статьей 17 Федерального закона «О третейских судах в
Российской Федерации; часть 5 статьи 230 АПК РФ). Применение части 6
статьи 230 поставлено в зависимость от появления соответствующих
условий в международных договорах Российской Федерации.
Таким образом, определение третейского суда в Российской Федерации
как международного коммерческого арбитража зависит от сферы
применения к конкретному третейскому разбирательству одного из двух
российских законов о третейском суде. Этим же определяется
применение корреспондирующих каждому или двум этим законам положений
российского процессуального законодательства.
Наличие иностранных граждан в Списке постоянно действующего
третейского суда и/или в составе третейского суда (арбитража),
сформированного для рассмотрения конкретного спора, не является
квалифицирующим признаком международного коммерческого арбитража.
Такая практика существует. Избрание (назначение) третейскими судьями
иностранных граждан не имеет ограничений в действующем российском
законодательстве
---------------------------------------------------------------------------
© АНО "Редакция журнала "Третейский суд"
Россия, 190031, Санкт-Петербург, а/я 354
тел./факс (812) 310-41-97
E-mail: arbitrage@nm.ru
|