Способ поиска: "AND" "OR"

 

 

 

 

ПУБЛИКАЦИИ

КОММЕНТАРИЙ 

 
 

к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.)

 

 

Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". - 2003 г.

 

Глава II. Государственные реестры

 

     Статья 4. Принципы ведения государственных реестров

 

     1. Термин "реестр" обозначает составляемый для определенных целей перечень предметов, явлений, событий, характеризующийся единством используемых для составления перечня параметров единиц реестра, единством приемов обработки включаемых в реестр единиц и единой методикой использования зафиксированных в реестре сведений. В зависимости от субъекта, инициировавшего составление реестра, реестр может быть официальным или частным. По степени доступности для ознакомления третьими лицами реестр может иметь публичный характер (с разной степенью публичности) или быть предназначен для индивидуального использования составителем.

     Единый государственный реестр юридических лиц в качестве федерального информационного ресурса, как и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются составными частями совокупного федерального ресурса информации, имеющими общегосударственное значение. Собственником государственных реестров является Российская Федерация. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственных реестров осуществляет в пределах своей компетенции Правительство РФ.

     В связи с этим ведение государственного реестра юридических лиц и государственного реестра индивидуальных предпринимателей подчиняется общим технологическим правилам формирования банков информационных ресурсов. Совместимость и взаимодействие государственных реестров на электронных носителях с иными федеральными системами и сетями обеспечиваются за счет соблюдения единых организационных, методологических и программно-технических принципов:

     унификация значений показателей, включаемых в записи государственных реестров, на основе применения единых общероссийских классификаторов и ведомственных справочников;

     применение по соглашению сторон, участвующих в информационном взаимодействии, средств электронной цифровой подписи или иных средств подтверждения отсутствия искажений в документах на электронных носителях;

     применение для информационного взаимодействия с иными федеральными информационными системами единых протоколов телекоммуникационных сетей, форм документов и форматов данных, передаваемых на электронных носителях.

     Государственный реестр юридических лиц и государственный реестр индивидуальных предпринимателей представляют собой совокупность сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, зафиксированных в официальном порядке и основанных на предусмотренных законом документах, являющихся приложением к реестрам. В сущности реестры состоят из двух частей: а) собственно список юридических лиц или индивидуальных предпринимателей с необходимыми сведениями о них и б) пакет документов, на основании которых был составлен список.

     Перечень сведений, заносимых в реестр, и документов, на основании которых вносятся указанные сведения, определяются законами и иными нормативными актами, регулирующими организацию, деятельность и ликвидацию юридических лиц конкретных организационно-правовых форм, приобретение гражданами статуса индивидуальных предпринимателей и прекращение ими предпринимательской деятельности. Так, для государственной регистрации акционерного общества с участием государства или муниципальных образований помимо представления документов, предусмотренных ст.5 комментируемого Закона, ч.2 ст.13 Закона об АО требует представления в регистрирующий орган еще и документов, подтверждающих права собственности учредителей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций.

     Сведения о юридических лицах разнообразных организационно-правовых форм и об индивидуальных предпринимателях в государственных реестрах должны подвергнуться определенной унификации для обеспечения их единства и сопоставимости, коль скоро речь идет о введении в гражданский оборот организаций, обладающих важнейшим общим свойством - гражданской правосубъектностью, и физических лиц, приобретающих статус индивидуального предпринимателя.

     Государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей строятся на принципах всеобщности (включены все юридические лица независимо от организационно-правовой формы, все индивидуальные предприниматели, включая крестьянские хозяйства), достоверности (записи реестров должны соответствовать реальному состоянию юридического лица или индивидуального предпринимателя), публичности (каждый вправе получить сведения из реестра), платности (за предоставление сведений из реестра, выписок и копий имеющихся документов взимается плата).

     Создание единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с оперативным обновлением данных реестров требует использования единых организационных, методологических и программно-технических подходов с привлечением юридически формализованных способов формирования баз данных. Существенную роль в этой работе должен сыграть ФЗ от 10.01.2002 г. "Об электронной цифровой подписи" (СЗ РФ, 2002, N 2, ст.127). Его целью объявляется обеспечение правовых условий для использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых такая подпись в электронном документе признается юридически равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Предполагаемая область применения ФЗ "Об электронной цифровой подписи" - совершение гражданско-правовых сделок и в других случаях, предусмотренных законодательством России.

     Надлежащим образом зафиксированная и защищенная от подделки электронная цифровая подпись сможет способствовать рационализации и ускорению документооборота в системе государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Комментируемая статья Закона говорит о том, что "приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра". Установить иной порядок ведения государственного реестра может Правительство РФ. Непременными условиями любого порядка ведения реестра являются достоверность и стабильность содержащихся в нем сведений наряду с возможностью оперативно реагировать на необходимость изменения параметров имеющихся записей. Внедрение в деловой оборот надлежащим образом защищенной электронной цифровой подписи позволит поставить знак равенства между документом на бумажном носителе и его электронном воплощении.

     2. Отношения, складывающиеся в процессе государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и дальнейшего использования данных реестров, регулируются методами как административного, так и гражданского права. Акт государственной регистрации, будучи по своей природе административно-правовым, порождает и гражданско-правовые последствия, причем не только в системе "регистрирующий орган - регистрируемое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель", но и в отношениях с третьими лицами, которые, например, могут понести убытки в связи с недостоверностью почерпнутых из реестра сведений о контрагенте по обязательству.

     3. Единство принципов ведения государственного реестра юридических лиц и государственного реестра индивидуальных предпринимателей определяется тем, что реестры представляют собой федеральный информационный ресурс. Определение "федеральный" указывает на то, что на всей территории Российской Федерации должны использоваться единые методы и способы ведения реестров, должны предъявляться единые требования к оформлению записей в реестрах и к документам, которые являются основой для реестровых записей. Будучи федеральным информационным ресурсом, государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей находятся во взаимодействии с другими федеральными информационными ресурсами.

     ФЗ от 2.01.2000 г. "О государственном земельном кадастре" (СЗ РФ, 2000, N 2, ст.149) относит земельный кадастр также к федеральным информационным ресурсам. Статья 5 указанного Федерального закона определяет принципы осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра: единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации; непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков; открытость сведений государственного земельного кадастра; сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах. Особо следует отметить требование совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных реестрах, информационных ресурсах. Понятно, что государственный реестр юридических лиц и государственный реестр индивидуальных предпринимателей должны иметь записи о недвижимом имуществе, принадлежащем соответственно юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю (особенно для крестьянского хозяйства), совместимые с данными земельного кадастра.

     Статья 6 ФЗ "О государственном земельном кадастре" специально определяет место государственного земельного кадастра в системе государственных информационных ресурсов. Государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации. Очевидно, что органы, осуществляющие ведение государственных или иных реестров (в т.ч. орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей), органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов, координируют свою деятельность в части информационного и технологического взаимодействия на основании сведений государственного земельного кадастра.

     4. Государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ведутся в форме записей на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных заявителем при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих исправлений. Исправления сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляются путем внесения новой записи со ссылкой на исправляемую запись.

     При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

     В запись государственных реестров на электронных носителях включаются сведения о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе в соответствии с требованиями Закона. Обязательным условием включения конкретного показателя в запись является его наличие в документах, используемых для внесения сведений в государственный реестр. Государственный реестр на бумажных носителях состоит из книг учета государственной регистрации юридических лиц, листов записей государственного реестра, содержащих сведения о юридическом лице и регистрационных дел юридических лиц. Аналогичен состав государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

     Совместимость и взаимодействие государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с иными федеральными системами и сетями достигается через единство организационных, методологических и программно-технических принципов, нашедших основное выражение и закрепление в ФЗ от 20.02.1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" (СЗ РФ, 1995, N 8, ст.609; 2003, N 2, ст.167).

     ФЗ "Об информации:" определяет понятие информационных ресурсов. Это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.) физических, юридических лиц, государства, которые составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

     Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими: порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах; категорию информации по уровню доступа к ней; порядок правовой защиты информации. Правовой режим федеральных информационных ресурсов, обозначаемых как единый государственный реестр юридических лиц и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, введен нормами комментируемого Закона, обеспечивающими порядок документирования информации, право собственности государства на документы реестра, категорию информации по уровню доступа к ней - свободный доступ и т.д.

     Статья 5 ФЗ "Об информации:" указывает, что документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов. Такое документирование и должно осуществляться на бумажных и электронных носителях в соответствии с п.1 комментируемой статьи и в порядке, установленном Правительством РФ.

 

     Статья 5. Содержание государственных реестров

 

     1. Государственный реестр юридических лиц предназначен для хранения и использования сведений правового характера обо всех юридических лицах, действующих на территории Российской Федерации. Правительством РФ принято постановление от 19.06.2002 г. N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц" (СЗ РФ, 2002, N 26, ст.2585), действующее в ред. постановления Правительства РФ от 13.11.2002 г. N 815 (СЗ РФ, 2002, N 46, ст.4597), которым утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений.

     Перечень сведений, включаемых в государственный реестр, должен быть единым для всех юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы, но наряду с этим отражать особенности соответствующих организационно-правовых форм и индивидуальные характеристики конкретных юридических лиц. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, основываются на документальных данных, представляемых регистрируемыми юридическими лицами, а также поступающими из других источников (например, от лицензирующего органа). Поэтому Закон говорит о сведениях и документах о юридическом лице.

     Правила ведения государственного реестра устанавливают состав документов, включаемых в регистрационное дело, состав сведений, включаемых в записи государственного реестра, способы представления лицензирующим органом сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, состав используемых классификаторов и справочников.

     Государственный реестр содержит:

     записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, в т.ч. тех из них, специальный порядок регистрации которых установлен федеральными законами, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями; записи о прекращении унитарных предприятий, имущественный комплекс которых продан в порядке приватизации;

     записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;

     записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре в соответствии с федеральным законом;

     документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с федеральным законом и п.5 указанных Правил.

     Документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра.

     Книга учета государственной регистрации юридических лиц ведется в каждом регистрирующем органе. В нее в порядке обращений заявителей о государственной регистрации юридических лиц вносятся сведения о заявителе, представившем документы для государственной регистрации (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес), полное наименование юридического лица, дата получения и реквизиты соответствующего заявления (уведомления, сообщения), реквизиты принятого решения (дата принятия, номер и вид решения: о государственной регистрации либо об отказе в регистрации), дата внесения записи в государственный реестр, государственный регистрационный номер записи, номер регистрационного дела, реквизиты документа, выданного (отправленного) заявителю, и дата его выдачи (отправки). С началом календарного года открывается очередной том указанной книги.

     а) наименование юридического лица (полное и, если имеется, сокращенное), в т.ч. для коммерческих организаций - фирменное наименование на русском языке. Если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, то в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;

     б) организационно-правовая форма;

     в) адрес (место нахождения);

     г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

     д) сведения об учредителях юридического лица:

     - для юридического лица (наименование учредителя, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или регистрационный номер - для юридических лиц, зарегистрированных до 1.07.2002 г., дата регистрации, адрес, размер и доля вклада в уставный капитал);

     - для физического лица (фамилия, имя, отчество, ИНН (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес, размер и доля вклада в уставный капитал);

     е) наименование и реквизиты документов, представленных при государственной регистрации юридического лица;

     ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации (наименование юридического лица, ОГРН или регистрационный номер (для юридических лиц, зарегистрированных до 1.07.2002 г.), дата регистрации, наименование органа, зарегистрировавшего юридическое лицо);

     з) сведения о внесении изменений (дата регистрации изменений, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы);

     и) сведения о прекращении деятельности юридического лица (способ прекращения деятельности юридического лица, дата принятия решения о прекращении деятельности, наименование органа, принявшего решение о прекращении деятельности юридического лица);

     к) размер уставного капитала;

     л) сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (фамилия, имя, отчество, должность, реквизиты документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, ИНН (при наличии);

     м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом (наименование лицензирующего органа, номер лицензии, дата принятия решения о предоставлении (переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлении, возобновлении, аннулировании) лицензии, срок действия лицензии, наименование территории, на которой действует лицензия, лицензируемый вид деятельности).

     Важным элементом индивидуализации юридического лица является его наименование. Закон требует указать полное (а если есть, и сокращенное) наименование, в т.ч. фирменное наименование. Пункт 1 ст.54 ГК РФ определяет, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Фирменное наименование, согласно п.4 ст.54 ГК РФ, должно иметь юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.

     Необходимо проводить различие между наименованием юридического лица и фирменным наименованием. Фирменное наименование коммерческой организации представляет собой объект исключительного права этой организации и подлежит защите в соответствии со ст.138 ГК РФ, тогда как наименование некоммерческой организации таким способом не защищается. Предполагается ввести отдельную регистрацию фирменного наименования, но пока соответствующий закон отсутствует, применяется правило п.10 Положения о фирме, утвержденного постановлением ЦИК и СНК СССР от 22.07.1927 г. (СЗ СССР, 1927, N 40, ст.395), согласно которому фирменное наименование не подлежит особой регистрации, т.е. независимо (отдельно) от регистрации предприятия.

     Применительно к отдельным видам юридических лиц закон требует включение в наименование дополнительных сведений. Например, фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество" (п.3 ст.69 ГК РФ). Соответствующие требования ГК РФ предъявляет к наименованию коммандитных товариществ (п.4 ст.82), акционерных обществ (п.2 ст.96) и др.

     Включение некоторых элементов в фирменное наименование запрещено. Так, постановлением Верховного Совета РФ от 14.02.1992 г. (Ведомости РФ, 1992, N 10, ст.470) наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания в названиях любых организаций и структур, за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений, могут использоваться только с согласия Правительства РФ и в соответствии с принятыми законодательными актами. Статья 7 Закона о банках установила, что ни одно юридическое лицо не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация", если оно не получило от ЦБР лицензию на осуществление банковской деятельности.

     В реестровой записи должно содержаться точное указание на организационно-правовую форму юридического лица, так как закон связывает с каждой организационно-правовой формой вполне определенные правовые последствия. Так, обозначение юридического лица как "учреждение" свидетельствует об ограниченных возможностях его участия в гражданском обороте, предполагает наличие у него специальной правоспособности.

     Закон требует указать адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Понятия "адрес" и "место нахождения" не совпадают. Пункт 2 ст.54 ГК РФ установил, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не предусмотрено иное. Место государственной регистрации - это территориальные границы деятельности регистрирующего органа. Если регистрирующий орган обслуживает район большого города (например, Москвы), то местом нахождения юридического лица, прошедшего регистрацию в указанном органе, следует считать этот район. Необходимо иметь в виду, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица может и не совпадать с местом нахождения юридического лица. Поэтому ключевым в определении адреса надо признать формулу Закона: адрес, "по которому осуществляется связь с юридическим лицом". Практически это означает почтовый адрес, но связь с юридическим лицом может осуществляться с использованием и факсимильной связи, и электронной почты. Целесообразно зафиксировать в реестре все эти разновидности адреса.

     Указание в реестре способа образования юридического лица (создание или реорганизация) представляется весьма существенным для контрагентов, так как при реорганизации возникает вопрос о правопреемстве и имущественное положение реорганизованного юридического лица, а также возникших в результате реорганизации юридических лиц может оказаться недостаточно ясным.

     Состав учредителей юридического лица во многом определяет его положение в системе субъектов гражданского оборота. Регистрирующий орган не обязан, да и не в состоянии, добывать сведения о деловой репутации лиц, учреждающих акционерное общество или полное товарищество, проверять их имущественное положение. Но сумма зарегистрированных сведений об учредителях должна дать возможность любому заинтересованному лицу самостоятельно оценить перспективы возможных деловых отношений с юридическим лицом, учредителями которого являются записанные в реестре лица.

     В отличие от общих требований, предъявляемых к содержанию сведений об учредителях юридического лица, Закон о банках обязывает представить детализированные характеристики. Статья 14 этого Федерального закона предлагает представить органу, дающему разрешение на регистрацию (т.е. ЦБР), копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Госналогслужбы РФ выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами за последние три года; декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами Госналогслужбы РФ, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации. Необходимо также представление сведений о будущих должностных лицах кредитной организации: анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими лицами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами ЦБР, а также сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; о наличии (отсутствии) судимости.

     Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается только после ее государственной регистрации в порядке, установленном Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами ЦБР.

     В составе досье (регистрационного дела) регистрируемого юридического лица должны быть копии его учредительных документов. Копии каких именно учредительных документов следует представлять, зависит от организационно-правовой формы юридического лица. Для акционерного общества - устав, для общества с ограниченной ответственностью - устав и учредительный договор, для полного товарищества - учредительный договор, для общественной или религиозной организации - устав, для учреждения - решение собственника о создании учреждения и утвержденный им устав и т.д.

     Сведения о правопреемстве, которые должны быть внесены в государственный реестр, могут относиться к трем группам юридических лиц: к юридическим лицам, созданным в результате реорганизации; к юридическим лицам, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией; к юридическим лицам, прекратившим свое существование в результате реорганизации. Четких границ между этими группами установить нельзя. Например, к первой группе следует отнести юридические лица, созданные в результате разделения, выделения, преобразования. Но при разделении прекращает свою деятельность разделившееся юридическое лицо, а сведения об этом относятся уже к третьей группе и также должны быть отражены в государственном реестре. В случае выделения нового юридического лица из существующего налицо необходимость в сведениях о создании, но также и в сведениях об изменениях, которые должны быть внесены в учредительные документы продолжающего свою деятельность юридического лица. В основе сведений о правопреемстве должны лежать такие документы, как передаточный акт и разделительный баланс, составленные согласно требованиям ст.58 и 59 ГК РФ и соответствующих законов об отдельных видах юридических лиц.

     Учредительные документы юридического лица, зарегистрированные при его создании, в дальнейшем могут быть изменены в порядке, установленном специальными законами. Так, ст.12 Закона об АО установила, что внесение изменений в устав общества или утверждение устава в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров с учетом особенностей, предусмотренных п.2-5 указанной статьи. Так, внесение в устав изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. Согласно ст.14 Закона об АО изменения и дополнения, вносимые в устав акционерного общества, а также устав в новой редакции подлежат государственной регистрации. По общему правилу эти изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, тогда как для акционеров они действительны с момента принятия решения общим собранием. Поэтому столь важно точное указание в реестре даты государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица.

     Прекращение деятельности юридического лица возможно в результате его реорганизации или ликвидации. Если юридическое лицо прекращает свою деятельность в результате реорганизации, то возникает вопрос о правопреемстве, сведения о котором надлежит зафиксировать в государственном реестре. При ликвидации правопреемства нет и из гражданского оборота исключается ранее существовавший субъект гражданского права. Поэтому в реестре и необходима запись о способе прекращения юридического лица - в результате реорганизации или ликвидации.

     Имущественной основой деятельности коммерческой организации является ее складочный капитал (для полного и коммандитного товариществ), уставный капитал (для акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью), паевой фонд (для производственного кооператива). В тексте Закона, по-видимому, допущена опечатка: "паевые взносы". Государственная регистрация размера указанного в учредительных документах уставного капитала свидетельствует о том, что юридическим лицом соблюдено одно из важнейших условий, обеспечивающих его деятельность, - образован уставный капитал в размере, предусмотренном законом. Как сказано в ст.25 Закона об АО, уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Регистрирующий орган обязан проверить, соответствует ли заявленный размер уставного капитала требованиям закона; например, для открытого акционерного общества не менее 1000-кратной суммы МРОТ, установленного федеральным законом. Для вновь регистрируемых кредитных организаций минимальный размер уставного капитала устанавливается в настоящее время ЦБР согласно ст.11 Закона о банках.

     Действовать без доверенности от имени юридического лица вправе только физическое лицо, которое, согласно уставу (положению) данного юридического лица, является его органом. Но органы юридического лица могут быть единоличными и коллегиальными. Закон говорит о необходимости включить в реестровую запись о юридическом лице фамилию, имя и отчество физического лица, занимающего должность, дающую ему право выступать от имени юридического лица без доверенности. Органом государственного или муниципального унитарного предприятия является руководитель, назначенный собственником предприятия или уполномоченным им органом (п.4 ст.113 ГК РФ). В акционерном обществе единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества (п.2 ст.69 Закона об АО).

     В соответствии с ФЗ от 8.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" (СЗ РФ, 2001, N 33 (ч.I), ст.3430; 2002, N 11, ст.1020; N 12, ст.1093; N 50, ст.4925; 2003, N 2, ст.169) предусмотрена выдача лицензий, дающих право на занятие этими видами деятельности. Статья 49 ГК РФ определила, что отдельными видами деятельности, перечень которых определен в упомянутом законе, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Статья 49 ГК РФ называется "Правоспособность юридических лиц". Каждое юридическое лицо приобретает правоспособность в результате государственной регистрации. Для определения содержания правоспособности конкретного юридического лица существенно, вправе ли оно заниматься лицензируемыми видами деятельности. Поэтому лицензирующий орган обязан не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения о выдаче представить лицензию в тот орган государственной регистрации, в котором юридическое лицо вписано в государственный реестр.

     Сведения о юридическом лице, подлежащие включению в государственный реестр, в целом определяются в значительной степени одинаково и в законодательстве иностранных государств. Статья 3 французского Декрета "О торговом реестре" указывает, что в реестр включаются: алфавитная картотека заинтересованных лиц; личное досье, составленное при подаче ходатайства о регистрации, дополненное в необходимых случаях последующими записями; досье приложений, куда помещаются акты и документы, которые должны быть депонированы в реестре торговли и товариществ.

     2. Пункт 2 комментируемой статьи введен ФЗ от 23.06.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц". Включаемые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведения прежде всего должны обеспечить его идентификацию как физического лица. Для этого необходимо представление документов, удостоверяющих личность гражданина и определяющих его место жительства. Соответствующие документы выдаются гражданину Российской Федерации в порядке, установленном Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 (СЗ РФ, 1995, N 30, ст.2939), действующим в ред. постановления от 14.08.2002 г. N 599. Во исполнение названного постановления Правительства РФ приказом МВД РФ от 23.10.1995 г. N 393 утверждена Инструкция "О применении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (действует в ред. приказа МВД РФ от 16.09.2002 г. N 900). В соответствии с п.1.5 Инструкции документами, удостоверяющими личность, являются:

     паспорт;

     свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста (в ред. приказа МВД РФ от 15.09.1997 г. N 600);

     заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации;

     удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

     военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту;

     справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

     иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина.

     В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о предпринимателе фиксируются на основании регистрационных данных, содержащихся в документе, удостоверяющем личность.

     1) документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

     2) документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

     документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

     разрешение на временное проживание;

     вид на жительство;

     иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

     В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей делаются записи о дате государственной регистрации предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт этой записи. При последующих изменениях в правовых характеристиках индивидуального предпринимателя в реестр вносятся соответствующие изменения, вплоть до записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В общих чертах записи о предпринимательской деятельности физического лица корреспондируют аналогичным записям в отношении предпринимательской деятельности коммерческого юридического лица.

     3. Регистрирующий орган обязан сохранять сведения, содержащиеся в реестре, как в виде реестровых записей, так и в виде документов, составляющих досье юридического лица. При изменении ранее внесенных записей и учинении новых старые сохраняются в течение установленных сроков, после чего передаются в государственный архив. Порядок и сроки исключения записей, утративших свое значение, и уничтожения устаревших документов, передачи их в государственные архивы определяются Правительством РФ. Применительно к объектам, которые менее подвержены изменениям (земельным участкам), ФЗ "О государственном земельном кадастре" установил, что Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. Что касается порядка хранения иных документов государственного земельного кадастра, кроме указанных, то он устанавливается Правительством РФ.

     4. Основной источник сведений о регистрируемом юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе - предусмотренные законом документы, представляемые заявителями в регистрирующий орган (кроме сведений о лицензировании определенного вида деятельности, которые сообщаются лицензирующим органом). Каждая запись в реестрах получает государственный регистрационный номер с указанием даты внесения в реестр. Запись в реестре считается достоверной, пока не будет представлен документ, содержащий иные сведения и в реестровую запись не будут внесены соответствующие изменения.

     5. Изменения реестровых записей представляют существенный интерес для участников гражданского оборота, так как свидетельствуют об изменении важных для контрагентов юридического лица или индивидуального предпринимателя данных (например, изменение адреса, по которому можно связаться с юридическим лицом, изменение размера уставного капитала акционерного общества или состава его совета директоров, изменение места жительства индивидуального предпринимателя). Поэтому Закон устанавливает для юридического лица и для индивидуального предпринимателя короткий трехдневный срок подачи заявления в регистрирующий орган соответственно по месту нахождения юридического лица или по месту жительства индивидуального предпринимателя. Учредители в трехдневный срок обязаны уведомить регистрирующие органы об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре юридических лиц. Такая же обязанность возлагается на индивидуального предпринимателя. Это обусловлено необходимостью защиты прав третьих лиц, например контрагентов ликвидируемого юридического лица или прекращающего свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя физического лица по гражданско-правовому договору, так как обеспечивает оперативное внесение указанных сведений в единый государственный реестр юридических лиц. Направление в такие короткие сроки уведомления о принятом решении о ликвидации юридического лица вызвано также необходимостью недопущения государственной регистрации соответственно юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое юридическое лицо, или юридических лиц, возникающих в результате реорганизации ликвидируемого лица.

     Несоблюдение указанного срока может вызвать невыгодные последствия для юридического лица. Если, например, в акционерном обществе избран новый генеральный директор, то в отношениях с третьими лицами его подпись на документах, исходящих от общества, не будет иметь юридического значения до момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.

     6. Регистрационное дело (досье) юридического лица, а также индивидуального предпринимателя является составной частью государственного реестра наряду с записями о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), включенными в реестровый перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). Какие именно документы должны быть включены в регистрационное дело, определено Законом: в ст.12 - для создаваемого юридического лица, в ст.14 - для случаев реорганизации юридических лиц, в ст.17 - для регистрации изменений в уставных документах, в ст.21 - на случай ликвидации юридического лица. Документы, подлежащие включению в регистрационное дело индивидуального предпринимателя, указаны в гл.VII.I Закона.

 

     Статья 6. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов

 

     1. Государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей доступны для ознакомления любому лицу - сведения в них открыты и общедоступны. Только в интересах физических лиц установлено ограничение в предоставлении сведений из реестра: паспортные и иные персональные данные физических лиц предоставляются по запросам органов государственной власти, органов государственных внебюджетных фондов (например, фонда обязательного медицинского страхования).

     Правительство РФ поручило МНС РФ обеспечить подготовку к публикации и издание сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, по следующим показателям: полное наименование юридического лица, государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в Единый государственный реестр юридических лиц, наименование и адрес регистрирующего органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.

     В соответствии с приказом МНС РФ от 13.08.2002 г. N БГ-3-09/431 "Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц" (БНА РФ, 2002, N 42) для обеспечения открытости и общедоступности перечисленных в п.1 приказа сведений, содержащихся в государственном реестре, они должны не реже одного раза в месяц помещаться на сайтах управлений МНС РФ по субъектам Федерации в сети Интернет. Сведения помещаются на основании данных государственной регистрации юридических лиц. Это сведения о создании юридических лиц, о внесении изменений в Единый государственный реестр, о прекращении деятельности юридического лица и др.

     Важное значение для предпринимательской деятельности имеет сохранение коммерческой тайны, т.е. сведений, указанных в ст.139 ГК РФ. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в связи с открытостью реестров не могут быть отнесены к коммерческой тайне. Постановлением Правительства РФ от 3.10.2002 г. N 731 (СЗ РФ, 2002, N 41, ст.3983) в перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну обозначены "документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей" (см. постановление Правительства РСФСР от 5.12.1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну". - СП РФ, 1992, N 1-2, ст.7).

     Открытость и доступность государственного реестра юридических лиц провозглашена и в законодательстве иностранных государств. Польский Закон об общегосударственном судебном реестре в ст.8 объявляет общегосударственный реестр открытым и указывает пути доступа к сведениям, содержащимся в реестре. Любое лицо имеет право доступа к данным реестра через Центральную информационную службу. Любое лицо вправе знакомиться с документами зарегистрированных в реестре коммерческих юридических лиц.

     2. Получить сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном в государственном реестре, можно, запросив в регистрирующем органе выписку из реестра и (или) копии документов, хранящихся в регистрационном деле этого юридического лица.

     Порядок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о юридическом лице, в т.ч. форму, порядок и срок предоставления указанных сведений, а также размер платы за их предоставление, случаи и порядок бесплатного предоставления сведений, перечень государственных органов, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации, и состав этих сведений, порядок и сроки предоставления юридическому лицу сведений о нем определяют упоминавшиеся выше Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений. Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению N 2 к указанным Правилам, в виде выписки из государственного реестра по форме согласно приложению N 5 к Правилам, копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.

     Правительство РФ определило форму и порядок запросов и предоставления необходимых сведений. Из текста комментируемой статьи следует, что каждый регистрирующий орган самостоятельно предоставляет сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в государственном реестре. Но согласно ст.4 Закона государственные реестры являются федеральным информационным ресурсом, т.е. сведения о зарегистрированных юридических лицах централизованы в единой электронной базе данных, как и сведения об индивидуальных предпринимателях. Следовательно, в перспективе заинтересованные лица смогут получать необходимые сведения непосредственно из федерального информационного ресурса. Кроме того, сведения о юридических лицах публикуются в ряде изданий, в частности, в РГ. В дальнейшем предполагается выпуск специального информационного издания.

     Предоставление сведений из централизованного источника предусматривает, например, польский Закон "Об Общегосударственном судебном реестре". Названный Закон поручил министру юстиции создание Центральной информационной службы Общегосударственного судебного реестра. Такая служба создана и действует на основе распоряжения министра юстиции от 21.12.2000 г. "Об организации и деятельности Центральной информационной службы Общегосударственного судебного реестра и детальных правилах предоставления информации из Общегосударственного судебного реестра". Предоставление информации из судебного реестра является лишь одной из задач указанной службы, организационно представляющей собой департамент Министерства юстиции. Другие задачи - создание и поддержание единой информационной сети, а также сбор реестровой информации. На местах организованы отделы службы при реестровых судах. В точном соответствии с запросом, поступившим от заинтересованного лица, Центральная информационная служба предоставляет копии, выписки, свидетельства и иную информацию из судебного реестра. Выданные службой документы имеют силу документов, выданных судом.

     Сведения, зафиксированные в реестре юридических лиц, могут быть получены и из других источников. Статья 73 французского Декрета "О торговом реестре" указывает, что всякая регистрация дает основание для включения сообщения о ней в Официальном бюллетене гражданских и торговых объявлений. В Польше ст.13 Закона "Об Общегосударственном судебном реестре" установила: все записи в реестре подлежат обязательному опубликованию в Судебном и экономическом мониторе (официальное издание Министерства юстиции).

     3. Закон установил предельный 5-дневный срок предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, уполномочив Правительство РФ определить более короткий срок со дня поступления запроса в регистрирующий орган. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса. Порядок получения пользователями информационных ресурсов сведений, содержащихся в государственном реестре (указание места, времени, ответственных должностных лиц и необходимых процедур), определяется конкретным регистрирующим органом.

     4. Отказ в предоставлении содержащихся в реестре сведений не допускается, однако следует иметь в виду правила ст.7 Закона. Регистрирующий орган может отказать в предоставлении сведений из реестра, если не будет внесена предусмотренная Законом плата за оказываемую услугу. Письмом от 4.12.2002 г. N ФС-6-09/1868 (Налогообложение, 2003, N 1) МНС РФ в связи с участившимися обращениями налогоплательщиков по поводу отказов со стороны налоговых органов в предоставлении сведений о юридических лицах, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, со ссылками на положения НК РФ, касающиеся налоговой тайны, дало следующие разъяснения.

     В соответствии с п.1 ст.102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в указанной статье НК РФ.

     Согласно п.2 ст.102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

     Законом предусмотрено, что сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их ИНН.

 

     Статья 7. Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов

 

     1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является государственным учреждением, созданным собственником (государством) для осуществления управленческих функций и финансируемым им полностью или частично (см. ст.120 ГК РФ). Источниками финансирования деятельности регистрирующего органа являются ассигнования из бюджета и дополнительные средства, формирующиеся за счет платы, поступающей за предоставление содержащихся в государственном реестре сведений. Размер платы устанавливается Правительством РФ. По своей правовой природе плата за предоставление сведений из государственного реестра представляет собой плату за оказание услуги в соответствии со ст.781 ГК РФ. Среди возможных возмездных услуг ст.779 ГК РФ упоминает информационные услуги, к числу которых можно отнести и предоставление информации (сведений) из государственного реестра юридических лиц.

     Комментируемая статья, говоря об условиях предоставления сведений из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по существу называет лишь одно условие - внесение установленной платы. Это значит, что лицо, пожелавшее получить выписку из реестра или копию хранящегося в реестре документа, не должно доказывать наличие у него охраняемого законом интереса в получении указанных сведений; оно может получить любую информацию, кроме затрагивающей личный статус гражданина.

     2. Бесплатное предоставление сведений из государственных реестров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей возможно по запросам органов государственной власти, к которым, в частности, отнесены правоохранительные органы и суды по находящимся в производстве делам. Информация предоставляется бесплатно:

     а) органам государственной власти, в т.ч. правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, - в случаях и порядке, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ;

     б) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю о нем - один раз в год в одном экземпляре в виде выписки из государственного реестра.

     Информация предоставляется по запросу за плату при условии представления одновременно с запросом копии платежного документа:

     а) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю о нем - при повторном обращении в течение одного календарного года в виде выписки из государственного реестра либо при обращении в регистрирующий орган за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр;

     б) гражданам и организациям - сведения о конкретном юридическом лице при обращении за информацией о нем, кроме паспортных данных физических лиц и их ИНН.

     Размер платы за предоставление информации составляет 2 МРОТ за каждый указанный в Законе документ.

     Судя по тому что в числе бесплатных пользователей реестра названы и органы местного самоуправления, можно считать, что под органами государственной власти понимаются любые органы законодательной и исполнительной власти. По содержанию данная норма является бланкетной: для ее реализации необходимо издание специальных нормативных актов, в которых будет точно указано, в каких случаях и в каком порядке сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, могут быть бесплатно предоставлены. Одним из таких актов является Приложение N 4 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц, в котором дается перечень государственных органов, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации юридических лиц. В данный перечень включены: Минюст РФ и его территориальные органы*(1); ЦБР*(1); иные федеральные органы исполнительной власти, которым подведомственны создание, реорганизация, ликвидация отдельных видов юридических лиц*(1); территориальные органы федерального казначейства*(2); таможенные органы Российской Федерации*(2); территориальные органы Пенсионного фонда РФ*(2); региональные отделения Фонда социального страхования РФ*(2); территориальные органы Госкомстата РФ*(2); территориальные органы Федеральной службы налоговой полиции РФ*(2); территориальные органы Комитета РФ по финансовому мониторингу*(2); территориальные органы МАП РФ*(2); Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг*(2); органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Статья 7