Способ поиска: "AND" "OR"

 

 

 

 

ПУБЛИКАЦИИ

КОММЕНТАРИЙ 

 
 

к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.)

 

 

Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". - 2003 г.

 

Глава III. Порядок государственной регистрации

 

     Статья 8. Сроки и место государственной регистрации

 

     1. Создание юридического лица или приобретение физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя означает появление в гражданском обороте нового субъекта права, имеющего возможность совершать юридически значимые действия и нести имущественную ответственность по своим обязательствам. Как для вновь возникшего юридического лица или физического лица, приобретшего статус индивидуального предпринимателя, так и для других участников гражданского оборота необходимо точно знать момент появления нового субъекта гражданского права. С течением времени в деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя возможны существенные изменения, а это, в свою очередь, может потребовать изменений имеющих значение для гражданского оборота правовых элементов характеристики юридического лица или индивидуального предпринимателя (например, изменение размера уставного капитала, образование филиалов юридического лица). Прекращение деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией или реорганизацией является юридическим фактом, влекущим правовые последствия для многих участников гражданского оборота, так или иначе связанных с юридическим лицом, прекратившим свое существование. Прекращение деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя также влечет изменения в системе имущественных отношений, субъектом которых он был.

     Из сказанного видно, какое большое значение имеет четкое определение и официальная фиксация перечисленных моментов через процедуру государственной регистрации.

     Закон предписывает государственную регистрацию правообразующих и правопрекращающих фактов в процессе создания, деятельности и прекращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исчерпывающий перечень подлежащих государственной регистрации обстоятельств дается в соответствующих главах Закона: "Государственная регистрация юридических лиц при их создании" (IV), "Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации" (V), "Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре" (VI), "Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией" (VII) и в главе VII *(3) "Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей".

     Регистрирующий орган обязан зафиксировать подлежащие государственной регистрации факты в срок не более пяти дней со дня представления документов уполномоченным лицом (см. ст.9 Закона). Пункт 4 действовавшей ранее ст.34 Закона РСФСР от 25.12.1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (Ведомости РСФСР, 1990, N 30, ст.418) устанавливал, что решение о регистрации или отказе в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи заявления учредителя с необходимыми документами. В определенное противоречие с приведенной нормой вступал п.5 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента от 8.07.1994 г.: здесь срок регистрации был определен в три дня с даты подачи заявления с необходимыми документами, а если документы отправлены почтой, то в течение 30 календарных дней, считая с даты отправки, указанной в почтовой квитанции. Эти правила Положения прекратили свое действие с 1.07.2002 г. 30-дневный срок после подачи необходимых документов был предусмотрен для государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения п.3 ст.17 ФЗ от 15.04.1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (СЗ РФ, 1998, N 16, ст.1801), но в настоящее время и для них действует общий порядок.

     Для отдельных видов юридических лиц сроки регистрации должны быть разделены на а) срок принятия решения о регистрации компетентным органом (Минюстом РФ, ЦБР) и б) срок собственно регистрации в регистрирующем органе МНС РФ. Решение о государственной регистрации общественного объединения (политической партии, профсоюза, национально-культурной автономии*(3), а также торгово-промышленной палаты или религиозной организации) принимает Минюст РФ либо (в соответствующих случаях) его территориальные органы. Указанные решения принимаются в месячный срок со дня подачи заявления о регистрации. Положительное заключение Минюста РФ или его территориального органа вместе с необходимыми для регистрации юридического лица документами направляется регистрирующему органу, который делает соответствующую запись в Едином государственном реестре юридических лиц. Информация о записи направляется Минюсту РФ (его территориальному органу), который обязан в течение трех рабочих дней со дня получения указанной информации выдать заявителю свидетельство о государственной регистрации. Таким образом, срок получения свидетельства для перечисленных организаций может быть и больше одного месяца со дня подачи заявления: рассмотрение в органах юстиции - не более 30 дней, внесение регистрирующим органом записи в единый государственный реестр - до 5 дней (п.1 ст.8 Закона), выдача свидетельства о регистрации - до 3 дней со дня получения органом юстиции уведомления регистрирующего органа о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц. Не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи о государственной регистрации юридического лица, регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, федеральному органу юстиции или его территориальному органу, принявшему решение о государственной регистрации юридического лица, для выдачи заявителю с сопроводительным письмом по установленной форме. При этом неясно, сколько времени пройдет между моментом учинения реестровой записи и уведомлением об этом органа юстиции.

     Закон о банках также определяет сроки совершения процедур, связанных с государственной регистрацией кредитных организаций. Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий 6 месяцев с даты представления всех предусмотренных этим Федеральным законом документов. Следует обратить внимание на значительный (6-месячный) срок, который предоставляется ЦБР для принятия решения о возможности предоставления кредитной организации статуса субъекта права.

     ЦБР после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

     На основании указанного решения, принятого ЦБР, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в ЦБР.

     Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц. Выполнение требования об оплате уставного капитала является необходимым условием сохранения за кредитной организацией приобретенного статуса юридического лица.

     Определенный срок для регистрации юридического лица устанавливает также законодательство иностранных государств. Французский Декрет о торговом реестре обязывает торговые товарищества и объединения с общей экономической целью подать в канцелярию суда ходатайство о регистрации сразу после исполнения формальностей, связанных с их образованием; ходатайства о регистрации иных юридических лиц должны быть поданы в течение 15 дней после сформирования их правлений. В Польше по общему правилу действует 7-дневный срок подачи заявления о регистрации юридического лица и юридических фактов, связанных с его деятельностью.

     2. Вторым объективным элементом государственной регистрации юридического лица является место осуществления этого конститутивного акта. В соответствии с п.2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Согласно подп."в" п.1 ст.5 Закона в государственном реестре содержатся сведения о юридическом лице, в т.ч. об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия такого исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Вместе с тем в соответствии с п.3 ст.4 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

     Место государственной регистрации Закон связывает с местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а если такой орган отсутствует, то по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. Вместе с тем п.2 ст.4 Закона об АО указывает, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть названо основное место его деятельности. Применительно к обществам с ограниченной ответственностью возможность считать основное место деятельности местом нахождения этого юридического лица была разъяснена совместным постановлением Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 9.12.1999 г.: судам необходимо руководствоваться ст.54 ГК РФ и п.2 ст.4 Закона об ООО, согласно которым место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Вместе с тем следует учитывать, что Закон в соответствии с названной статьей ГК РФ допускает изъятие из этого правила, предусматривая, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности.

     В юридических лицах различных организационно-правовых форм постоянно действующим исполнительным органом соответствующие законы называют: единоличный исполнительный орган (ст.69 Закона об АО, ст.40 Закона об ООО, ст.13 ФЗ от 19.07.1998 г. "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (СЗ РФ, 1998, N 30, ст.3611; 2002, N 12, ст.1093), а также коллегиальный исполнительный орган (см. ст.70 Закона об АО, ст.41 Закона об ООО). Статья 30 ФЗ от 12.01.1996 г. "О некоммерческих организациях" (СЗ РФ, 1996, N 3, ст.145; 1998, N 48, ст.5849; 1999, N 28, ст.3473; 2002, N 12, ст.1093) говорит о возможности создания в некоммерческой организации как коллегиального, так и единоличного постоянно действующего исполнительного органа. Единоличным постоянно действующим исполнительным органом учреждения является назначенный собственником руководитель этого учреждения. Постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган по своей природе не может выступать в гражданском обороте от имени юридического лица. Как в акционерном обществе, так и в обществе с ограниченной ответственностью без доверенности может участвовать в гражданских правоотношениях только единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, президент и др.). Следовательно, место нахождения постоянно действующего единоличного исполнительного органа определяет место государственной регистрации юридического лица; государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

     В действующем законодательстве имеются специальные правила, определяющие место государственной регистрации отдельных видов юридических лиц. При регистрации СМИ на территории республики в составе Российской Федерации, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона заявление подается учредителем в соответствующие территориальные органы Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве печати и информации РФ (см. Закон РФ от 27.12.1991 г. "О средствах массовой информации").

     3. Статус индивидуального предпринимателя при наличии предусмотренных законом оснований присваивается физическому лицу, которое имеет определенное место жительства. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя производится по его месту жительства, подтвержденному соответствующими документами: для российского гражданина - документом, подтверждающим регистрацию по определенному адресу, для иностранных граждан или лиц без гражданства - документом, свидетельствующий о праве временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации.

 

     Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации

 

     1. Обычными способами представления документов в регистрирующий орган Закон считает личную передачу уполномоченным лицом либо пересылку по почте в письме с объявленной ценностью и описью вложения. Вместе с тем Правительство РФ может определить и иной способ представления документов. В любом документе выражена информация, и способы ее передачи в настоящее время достаточно разнообразны. Документы могут быть переданы по факсимильной связи, возможно использование электронной почты. При использовании факсимильной связи и электронной почты особо решается вопрос об удостоверении подписи уполномоченных лиц. В отношении отдельных видов юридических лиц установлены специальные правила принятия и рассмотрения заявлений о государственной регистрации. Таковы, например, утвержденные Минюстом РФ Правила рассмотрения заявлений и принятия Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий, Правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (приказ Минюста РФ от 25.03.2003 г. N 68). В соответствии с указанными Правилами органы Минюста РФ выступают в роли промежуточного звена между заявителем и регистрирующим органом. В отличие от правила п.1 комментируемой статьи заявление в регистрирующий орган поступает не от заявителя непосредственно, а от Минюста РФ или его территориального органа. Такая же картина наблюдается при регистрации кредитных организаций, которая осуществляется через ЦБР.

     Массовость соответствующих операций требует единообразного документирования для последующей обработки документов и включения имеющихся в них сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

     Требования к оформлению документов установлены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" (СЗ РФ, 2002, N 26, ст.2586; 2003, N 7, ст.642).

     Для каждого вида представляемых в регистрирующий орган документов разработаны соответствующие формуляры. До принятия указанного постановления Правительства РФ отдельными нормативными актами, изданными как федеральными органами власти и управления, так и в регионах, предъявлялись различные требования к оформлению документов, представляемых для регистрации юридических лиц. Эти требования относились к документам, представляемым для регистрации юридических лиц при их учреждении, создании путем реорганизации (см. комментарий к ст.12 и 13 Закона), при внесении изменений в учредительные документы юридических лиц (см. комментарий к ст.17 Закона), при ликвидации юридических лиц (см. комментарий к ст.21 Закона). Ныне требования к форме документов унифицированы.

 

     Представлять документы юридического лица для государственной регистрации вправе лишь уполномоченные лица. Если документы направляются почтовым отправлением, то сопроводительные бумаги должны быть подписаны уполномоченным лицом. Таковым может быть только физическое лицо из числа указанных в комментируемой статье. Такое же требование предъявляется и в тех случаях, когда первичным адресатом подачи заявления является орган, выдающий разрешение на регистрацию соответствующей организации в качестве юридического лица, например ЦБР для кредитной организации.

     Перечень физических лиц, которые признаются уполномоченными для представления соответствующих заявления и документов в регистрирующий орган, достаточно широк, и юридические факты, являющиеся основанием имеющихся у них полномочий, разнообразны. Главное основание полномочий заявителя - это предусмотренное специальным законом положение, занимаемое данным физическим лицом в юридическом лице, документы которого представляются в регистрирующий орган. Прежде всего Закон называет руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица. Для акционерного общества, для общества с ограниченной ответственностью соответствующими федеральными законами такими руководителями названы генеральный директор, директор, полномочия которых основаны на факте их избрания, при условии что избрание состоялось в соответствии с законом. Действительность полномочий может быть проверена регистрирующим органом. Пункт 1 ст.69 Закона об АО указывает, что по решению общего собрания акционеров функции исполнительного органа могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). В таких случаях заявителем перед регистрирующим органом будет выступать руководитель управляющей организации или индивидуальный управляющий, приобретший это право на основании договора. Аналогичная возможность предусмотрена ст.42 Закона об ООО.

     При создании юридического лица заявителем должен быть учредитель либо учредители. Товарищество собственников жилья создается домовладельцами, оформляется решением общего собрания, и в качестве заявителя ст.27 ФЗ от 15.06.1996 г. "О товариществах собственников жилья" (СЗ РФ, 1996, N 25, ст.2963; 2002, N 1, ст.2; N 12, ст.1093) называет председателя общего собрания домовладельцев. В соответствии со ст.72 ГК РФ каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам. Следовательно, любой из учредителей полного товарищества может подать в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации соответствующих обстоятельств, связанных с существованием и деятельностью товарищества. Статья 30 ФЗ от 28.08.1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 35, ст.3506) предоставляет органам местного самоуправления право создавать предприятия, учреждения и организации для хозяйственной деятельности. Являясь учредителями указанных предприятий, учреждений или организаций, органы местного самоуправления, т.е. их руководители, выступают в роли заявителей в регистрирующих органах.

     В тех случаях, когда в роли учредителей выступают юридические лица, заявление в регистрирующий орган подает руководитель юридического лица - учредителя. Так, акционерное общество вправе учредить благотворительную организацию в соответствии со ст.8 ФЗ от 11.08.1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (СЗ РФ, 1995, N 33, ст.3340). Уполномоченным на подачу заявления в регистрирующий орган будет единоличный исполнительный орган акционерного общества - генеральный директор, директор.

     Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно - по решению его учредителей, либо принудительно - по решению суда (см. п.2 ст.61 ГК РФ). Основания принудительной ликвидации юридического лица указаны в п.2 ст.61 ГК РФ, а для коммерческих (и некоторых некоммерческих) организаций еще и в ст.65 ГК РФ - несостоятельность (банкротство). После регистрации юридического лица как находящегося в процессе ликвидации его органы лишаются своих уставных полномочий и не вправе выступать от имени ликвидируемого юридического лица. Согласно п.3 ст.62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Именно поэтому комментируемая статья указывает на руководителя ликвидационной комиссии (единоличного ликвидатора) как на лицо, уполномоченное подать соответствующее заявление в регистрирующий орган. При процедуре банкротства все полномочия по управлению делами должника переходят к конкурсному управляющему (см. ст.129 ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)". - СЗ РФ, 2002, N 43, ст.4190), в т.ч. полномочия по представлению документов и заявления в регистрирующий орган. Согласно ст.216 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента признания арбитражным судом индивидуального предпринимателя банкротом и открытия конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и полномочия по ведению дел должника переходят к конкурсному управляющему.

     Заявление в регистрирующий орган подается от имени юридического лица либо учредителей юридического лица, но оно должно быть удостоверено подписью уполномоченного лица с указанием его паспортных данных (или иного документа, удостоверяющего личность) во избежание подачи заявления неуполномоченным лицом. Закон требует нотариального удостоверения подписи заявителя. До введения в действие комментируемого Закона нотариальное удостоверение не требовалось в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 4.03.1992 г. "Об отмене нотариального засвидетельствования подписей при регистрации предприятий" (Ведомости РФ, 1992, N 13, ст.661). Пункт 2 названного Постановления предлагал органу, проводящему регистрацию вновь создаваемых предприятий, ограничиться сверкой паспортных данных лиц, чьи подписи стоят под уставом и другими документами регистрируемого предприятия. После 1.07.2002 г. подпись заявителя должна быть засвидетельствована в порядке, предусмотренном п.5 ст.35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (Ведомости РФ, 1993, N 10, ст.357; СЗ РФ, 2001, N 53 (ч.I), ст.5030).

     Постановлением кассационной инстанции от 4.07.2001 г. (Федеральным Арбитражным Судом Московского округа) подтверждена правильность решений судов первой и апелляционной инстанций по иску инспекции МНС РФ N 6 по ЦАО г. Москвы о признании недействительной государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Престиж-НТ" (Дело N КА-А40/3285-01), предъявленному на основании п.1 ст.31 НК РФ. Суд пришел к правильному выводу о том, что регистрация ООО "Престиж-НТ" произведена с нарушением законодательства Российской Федерации.

     В соответствии со ст.11-13 Закона об ООО учредительный договор и устав общества являются учредительными документами общества. Если общество учреждается одним лицом, то учредительным документом общества является устав, утвержденный этим лицом. Общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

     Согласно ст.8 ФЗ от 30.11.1994 г. "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (СЗ РФ, 1994, N 32, ст.3302; 2001, N 17, ст.1644) до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применялся порядок их регистрации, установленный Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8.07.1994 г. N 1482 (далее - Положение). Для государственной регистрации предприятия представляются заявление о регистрации предприятия, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями) предприятия; утвержденный учредителем (учредителями) устав предприятия, решение о создании предприятия или договор учредителей; документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) предприятия, указанного в решении о создании предприятия или договоре учредителей; документ об уплате государственной пошлины.

     Отказ в регистрации юридического лица допускался только в случаях несоответствия состава предоставленных документов и состава содержащихся в них сведений (п.10 Положения). В названных нормативных актах прямо не указано, что регистрирующий орган обязан проверять подлинность подписей учредителей в учредительных документах. Однако этими актами, а также п.1 ст.51 ГК РФ предусмотрено, что нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влекут отказ в государственной регистрации юридического лица. В рассмотренном арбитражным судом деле нарушение выразилось в том, что единственный учредитель общества не подписывал ни заявление о регистрации, ни устав общества. Арбитражный суд с полным основанием указал, что регистрирующий орган при регистрации юридического лица обязан проверять соответствие представленных документов закону.

     С заявлением о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя может обращаться только само физическое лицо, избравшее для себя статус индивидуального предпринимателя; подача заявления через представителя не предусмотрена. Последующие регистрационные действия, связанные, например, с изменением места жительства, должен совершать индивидуальный предприниматель.

     2. Дата представления документов в регистрирующий орган имеет существенное правовое значение и для регистрирующего органа, и для заявителя. С даты представления надлежаще оформленных документов исчисляется срок 5 рабочих дней, отведенный ст.8 Закона регистрирующему органу для осуществления государственной регистрации юридического лица. Для заявителя четкое определение даты представления документов дает возможность увязать коммерческие последствия регистрации определенных юридических фактов с моментом такой регистрации. Учредителям акционерного общества, например, важно знать дату, с которой общество получит права юридического лица, а деятельность учредителей по созданию общества прекратится. Иногда работники регистрирующего органа не успевают провести регистрацию в установленный срок (5 дней), а в свидетельстве о государственной регистрации проставляют дату, предшествующую дате фактической выдаче свидетельства. Тем самым для заявителя создаются дополнительные трудности, потому что он, например, обязан в течении 10 дней со дня получения свидетельства представить документы для постановки на учет в фонды социального и медицинского страхования. К тому же, прежде чем представлять документы в названные фонды, необходимо получить печать, изготовление и регистрация которой тоже требуют времени. В результате срок представления документов в фонды нарушается и заявитель вынужден платить штраф.

     3. Действия заявителя по представлению документов для регистрации имеют юридическое значение и должны быть зафиксированы. Поэтому должностное лицо регистрирующего органа выдает заявителю расписку в получении документов. В расписке должны быть перечислены все представленные документы и отмечена дата их представления, т.е. день получения документов. Сходное требование содержится в ст.8 Закона РФ "О средствах массовой информации": учредителю либо лицу, действующему по его уполномочию, высылается (выдается) уведомление о приеме заявления с указанием даты поступления. В отличие от краткого 5-дневного срока, предусмотренного комментируемым Законом, заявление о регистрации средства массовой информации подлежит рассмотрению регистрирующим органом в месячный срок с указанной даты.

     При поступлении документов по почте регистрирующий орган обязан выслать заявителю расписку в их получении почтовым отправлением с уведомлением в течение рабочего дня, следующего за поступлением документов. С этого же дня начинается течение срока для рассмотрения документов и регистрации юридического лица.

     4. Регистрирующему органу запрещено требовать другие документы для государственной регистрации юридического лица, кроме перечисленных в Законе. В связи с этим внесены некоторые изменения в ранее изданные нормативные акты, в которых для регистрации определенных категорий юридических лиц предписано представлять документы по особому перечню. Такие перечни имеются, например, в ст.21 ФЗ "Об общественных объединениях", ст.16 ФЗ "О политических партиях", ст.14 Закона о банках (см. подробнее п.5 инструкции ЦБР от 23.07.1998 г. N 75-И. - Вестник Банка России, 1998, N 55). Однако специальные законы об отдельных видах юридических лиц сохраняют требования к списку представляемых документов, определяемые спецификой соответствующих организаций. Среди действующих нормативных актов, запрещающих требовать представления документов сверх установленного перечня, можно назвать ст.10 Закона РФ "О средствах массовой информации": предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.

     Арбитражные суды на основании действующего ныне законодательства также признают недопустимым требование представить для государственной регистрации юридического лица документы, не предусмотренные законом. Так, отказывая в удовлетворении исковых требований налоговой инспекции, суд первой, а впоследствии апелляционной инстанций, признали, что регистрация общества с ограниченной ответственностью "Магре" произведена в соответствии с законодательством. Фактическое же отсутствие ООО "Магре" по указанному в учредительных документах адресу места нахождения не может служить основанием для признания регистрации недействительной. В соответствии со ст.11, 12 Закона об ООО, п.2 ст.52, п.3 ст.54 ГК РФ учредительные документы (устав и учредительный договор) должны содержать сведения о месте нахождения общества. В учредительных документах ООО "Магре" указан адрес места нахождения: шоссе Энтузиастов, д. 26, стр.1. В силу ст.4 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности при государственной регистрации не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих местонахождение предприятия, указанное в учредительных документах.

     5. Нотариальное удостоверение документов, представляемых в регистрирующий орган в подлиннике, как правило, не требуется. Однако, например, инструкция ЦБР от 23.07.1998 г. в соответствии с п.6 ст.14 Закона о банках указывает, что в числе документов, представляемых для регистрации кредитной организации, должны быть нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц. Статьи 12 и 14 Закона альтернативно разрешают представлять подлинники или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица.

 

     Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц

 

     Специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, представляющий собой изъятия из общего порядка, установленного Законом, уже существует: он предусмотрен федеральными законами и изданными во исполнение этих законов подзаконными актами. Следует считать, что существующие особенности регистрации отдельных видов юридических лиц сохраняются и особого подтверждения со стороны законодателя не требуют.

     В соответствии с п.6 ст.6 ФЗ от 30.11.1994 г. "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" к созданным до официального опубликования части первой ГК РФ государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также к федеральным казенным предприятиям применяются нормы ГК РФ соответственно об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения (ст.113, 114, 294, 295, 299, 300), и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (ст.113, 115, 296, 297, 299, 300). Особенности регистрации указанных предприятий предусмотрены Законом об унитарных предприятиях. На основании п.1 ст.37 этого закона уставы унитарных предприятий со дня вступления его в силу применяются в части, ему не противоречащей.

 

     Статья 11. Решение о государственной регистрации

 

     1. Принятие регистрирующим органом решения о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя представляет собой один из элементов процесса регистрации. Любая фиксация этого решения (протоколом, надписью на представленном заявлении) и даже сообщение о нем заинтересованным лицам не дают оснований считать, например, состоявшимся возникновение юридического лица, присвоение физическому лицу статуса индивидуального предпринимателя или придания юридического значения изменениям, вносимым в учредительные документы юридического лица, либо изменений в положении индивидуального предпринимателя (например, вследствие получения им лицензии на занятие определенной деятельностью). Принятие решения о регистрации - всего лишь основание, хотя и необходимое, для последующего завершения процесса государственной регистрации, т.е. учинения реестровой записи.

     Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Основанием для внесения в государственный реестр записи о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан, является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом на основании документов, представляемых Минимуществом РФ, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом муниципального образования.

     2. Акт внесения соответствующей записи в государственный реестр признается моментом государственной регистрации. С этим моментом связывается возникновение правовых последствий, присущих регистрируемому юридическому факту: с момента государственной регистрации юридическое лицо считается созданным (п.2 ст.51 ГК РФ) и приобретает правоспособность (п.3 ст.49 ГК РФ); с этого момента физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя (п.1 ст.23 ГК РФ); с момента государственной регистрации вступают в силу для третьих лиц изменения устава акционерного общества (п.2 ст.14 Закона об АО); изменения в учредительных документах общества с ограниченной ответственностью, связанные с увеличением уставного капитала, приобретают силу для участников общества и третьих лиц со дня их государственной регистрации (ч.4 п.1 ст.19 Закона об ООО) и т.д.

     3. Документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр юридических лиц или в государственный реестр индивидуальных предпринимателей, должен быть выдан регистрирующим органом заявителю не позднее одного рабочего дня с момента регистрации. В Законе не сказано "в день внесения регистрационной записи". Запись в Законе "не позднее одного рабочего дня" обозначает срок выдачи документа, с которым связаны гражданско-правовые последствия. Следовательно, к этому сроку и порядку его исчисления надо применять правила гл.11 ГК РФ "Исчисление сроков". Согласно ст.191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени (в рассматриваемом случае период времени - один рабочий день), начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Исходя из изложенного следует полагать, что регистрирующий орган обязан выдать заявителю документ о регистрации на следующий рабочий день после внесения записи в государственный реестр.

     Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" определены форма и содержание документа о государственной регистрации юридического лица.

     Статья 15 Закона о банках предусматривает, что ЦБР принимает два неразрывных решения: о государственной регистрации кредитной организации и о выдаче лицензии на осуществление банковских операций. Документом, подтверждающим факт государственной регистрации, является уведомление учредителей, направляемое им в 3-дневный срок после принятия ЦБР указанных решений.

     В соответствии с Правилами рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений (утверждены Минюстом РФ) решение о государственной регистрации общественного объединения оформляется в виде заключения и объявляется распоряжением Минюста РФ. На основании решения о государственной регистрации общественному объединению присваивается регистрационный номер с внесением его в единый государственный реестр юридических лиц, который ведется Минюстом РФ. Зарегистрированному общественному объединению выдается свидетельство о государственной регистрации установленного образца и один экземпляр устава в прошитом виде, заверенный Минюстом РФ.

     4. Сведения о государственной регистрации юридического лица заносятся в единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, сведения об учетных данных юридического лица в установленном Правительством РФ составе должны представляться в государственные органы, указанные Правительством РФ. Пока соответствующие решения Правительства РФ отсутствуют, можно только предположить, какие сведения о юридическом лице, в какие государственные органы будут представляться. Не исключено, что это будут органы санитарно-эпидемиологи-ческого надзора, органы котлонадзора и др. - в зависимости от профиля деятельности юридического лица.

 

Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица

 

     Процесс создания юридического лица завершается его государственной регистрацией на основании представленных заявителем документов. В настоящее время перечень документов, подлежащих представлению при государственной регистрации юридических лиц, определяется общими и специальными правилами применительно к отдельным видам организаций. Общий перечень документов дается в комментируемой статье Закона. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" определены общие требования к указанным документам. В соответствии с комментируемой статьей заявление о государственной регистрации подается по заранее разработанной и утвержденной Правительством РФ форме.

     копию устава объединения страховщиков;

     копию документа о государственной регистрации.

     Приказом Минюста РФ от 12.07.2002 г. N 199 (БНА РФ, 2002, N 38) утверждены формы документов, применяемые при государственной регистрации торгово-промышленной палаты и общественного объединения (в т.ч. политической партии, профсоюза и национально-культурной автономии), а также религиозной организации в качестве юридического лица.

     Приведены следующие формы заявлений: о государственной регистрации (для торгово-промышленной палаты и общественного объединения), о государственной регистрации (для религиозной организации), о государственной регистрации объединения, создаваемого путем реорганизации, о государственной регистрации изменений и дополнений в уставе, о государственной регистрации ликвидации юридического лица - объединения. Кроме того, утверждены следующие формы: сведения о заявителе, сведения об учредителях - физических лицах, сведения об учредителях - юридических лицах общественных объединениях. Приводятся также формы уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица - объединения.

     В связи с тем, что Минюст РФ принимает решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, религиозных организаций, упомянутым приказом утверждены формы свидетельств о государственной регистрации перечисленных организаций.

     В качестве примера содержания заявления о регистрации можно привести заявление о регистрации вновь создаваемого общественного объединения. В нем должны быть указаны полное название общественного объединения с указанием организационно-правовой формы (на русском языке, языке народа РФ, иностранном языке); сведения об адресе (месте нахождения постоянно действующего руководящего органа), по которому осуществляется связь с объединением; дата создания объединения на учредительном съезде (общем собрании); цели объединения; название и постоянно действующего руководящего органа; количество учредителей (физических и юридических лиц); территориальная сфера деятельности объединения. Подписи заявителей должны быть нотариально удостоверены.

     Определенные требования к содержанию заявления о государственной регистрации предъявляет ст.10 Закона РФ "О средствах массовой информации". В заявлении о регистрации СМИ должны быть указаны: сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями указанного Закона РФ; название средства массовой информации; язык (языки); адрес редакции; форма периодического распространения массовой информации; предполагаемая территория распространения продукции; примерная тематика и (или) специализация; предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации; источники финансирования; сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

     Пункт "а" комментируемой статьи требует представления заявления, в котором должны содержаться две группы данных: во-первых, ходатайство о государственной регистрации с характеристикой будущего юридического лица; во-вторых, подтверждение достоверности документов и обстоятельств, относящихся к созданию данного юридического лица. Подтверждение достоверности в заявлении, подписанном уполномоченным лицом с нотариальным засвидетельствованием его подписи, не освобождает регистрирующий орган от проверки представленных документов. Если представленные учредительные документы юридического лица окажутся составленными с нарушением соответствующих законов, а в заявлении была подтверждена правильность этих документов, то заявитель будет отвечать по ст.25 Закона за представление таких документов, но не за недостоверность своего заявления.

     Закон требует подтверждения, что вопросы создания юридического лица в необходимых случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Такое согласование, в частности, предусмотрено ст.17 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" для коммерческих организаций. В упоминавшемся выше информационном письме от 10.12.1992 г. ВАС РФ разъяснил, что при отсутствии согласия Антимонопольного комитета РФ (территориального управления) на создание союза, ассоциации или другого объединения предприятий (акционерного общества) акт государственной регистрации этого объединения должен быть признан недействительным.

     Амурское территориальное управление ГКАП (в настоящее время - МАП РФ) предъявило в Амурский областной арбитражный суд иски о признании недействительными актов государственной регистрации Государственного объединения зерноперерабатывающих и хлебоприемных предприятий "Амурхлебопродукт" и Ассоциации хозяйственных и арендных предприятий торговли и общественного питания. Основанием заявления таких требований явилось отсутствие согласия Амурского территориального управления ГКАП на создание названных объединений предприятий.

     Арбитражный суд правомерно удовлетворил исковые требования, приняв во внимание следующие обстоятельства. В соответствии с п.2 ст.13 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ныне не действует) объединения предприятий создаются на основе соблюдения антимонопольного законодательства. Согласно п.4 ст.17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" регистрация объединений осуществляется местным Советом народных депутатов или иным государственным органом, на который возложена регистрация, только при наличии согласия ГКАП (территориального управления).

     Пункты "б", "в", "г" и "д" перечисляют документы, которые должны быть приложены к заявлению о государственной регистрации создаваемого юридического лица.

     Решение о создании юридического лица, принятое его учредителями, должно приобрести форму, предписанную законом для избранной учредителями организационно-правовой формы юридического лица. Создание любого юридического лица представляет собой волевой акт, совершаемый лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью, - учредителями (учредителем). При наличии нескольких учредителей решение о создании юридического лица принимается ими совместно. Если юридическое лицо создается одним учредителем, достаточно его волеизъявления.

     Решение о создании юридического лица должно быть оформлено в виде протокола, договора или иного документа, предусмотренного законодательством. Действующее законодательство не всегда дает возможность отграничить форму решения о создании юридического лица от учредительного документа этого юридического лица. Применительно к полному товариществу ст.69 и 70 ГК РФ упоминают только один документ - учредительный договор, подписываемый его участниками. Такое же значение, согласно ст.83 ГК РФ, имеет учредительный договор коммандитного товарищества. Двойственный характер присущ и учредительному договору, заключаемому несколькими учредителями общества с ограниченной ответственностью (ст.89 ГК РФ, ст.12 Закона об ООО). Если между лицами, пожелавшими создать полное товарищество, коммандитное товарищество или общество с ограниченной ответственностью, были предварительные переговоры, может быть, даже с подписанием протокола, то такие действия законодательством не предусмотрены. Такого рода письменные свидетельства предварительной деятельности по созданию юридического лица представлять в регистрирующий орган не следует. Иное значение имеет решение об утверждении устава общества с ограниченной ответственностью, но оно представляется регистрирующему органу вместе с учредительными документами.

     Учреждение акционерного общества осуществляется по решению учредителей (учредителя). Согласно ст.98 ГК РФ и п.5 ст.9 Закона об АО учредители заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, и т.д. Такой договор имеет самостоятельное значение и по существу представляет собой договор о совместной деятельности (договор простого товарищества), предусмотренный ст.1041 ГК РФ. Текст договора должен быть представлен для государственной регистрации акционерного общества, как и решение учредительного собрания о создании общества, которое и должно быть внесено в протокол собрания (ст.9 Закона об АО).

     Решение о создании общественного объединения принимается учредительным съездом (конференцией) или общим собранием. В связи с этим ст.21 ФЗ "Об общественных объединениях" предусматривает представление в регистрирующий орган ряда документов. Это:

     заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;

     устав общественного объединения в трех экземплярах;

     выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

     сведения об учредителях;

     документ об уплате государственной пошлины;

     сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

     протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

     при использовании общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, - документы, подтверждающие правомочия на их использование.

     Согласно ст.16 ФЗ "О политических партиях" в регистрирующий орган передается заверенная уполномоченными лицами политической партии копия решения учредительного съезда о создании политической партии. Представление в регистрирующий орган протокола учредительного собрания религиозной организации предусмотрено п.5 ст.11 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Статья 8 ФЗ от 12.01.1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (СЗ РФ, 1996, N 3, ст.148) обязывает профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц представлять в Минюст РФ или его территориальные органы заверенные копии решений съездов, (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Указанные решения фиксируются в протоколах соответствующих профсоюзных собраний, и в регистрирующий орган следует представлять выписки из протоколов. Такое же решение содержится в ст.27 ФЗ "О товариществах собственников жилья": в регистрирующий орган представляется выписка из протокола общего собрания домовладельцев, содержащая решение об организации товарищества.

     В соответствии с п.1 ст.87 ГК РФ и ст.2 Закона об ООО общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом. Акционерное общество тоже может быть создано одним лицом (п.6 ст.98 ГК РФ, ст.9 Закона об АО). Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (п.1 ст.114 ГК РФ). В соответствии со ст.10 Закона об унитарных предприятиях для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

     По решению Правительства РФ может быть создано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие - п.1 ст.115 ГК РФ). Согласно ст.120 ГК РФ любой собственник вправе создать учреждение для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В перечисленных случаях создание юридического лица определяется волей одного учредителя. В каких случаях этот учредитель должен оформлять свое решение о создании юридического лица отдельным документом, представляя его в регистрирующий орган?

     Статья 30 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставляет органам местного самоуправления право создавать предприятия, учреждения и организации. Решение о создании юридического лица должно быть выражено в форме предусмотренного законом акта органа местного самоуправления. Таковыми, согласно ст.32 Устава Московской области от 5.11.1996 г., могут быть решения и постановления органов местного самоуправления.

     Учредительные документы юридических лиц могут быть представлены в регистрирующий орган как в подлиннике, так и в нотариально удостоверенных копиях. Сложившаяся практика регистрации юридических лиц показывает, что в большинстве случаев заявители предпочитают представлять копии учредительных документов. Какие именно учредительные документы должны быть предъявлены регистрирующему органу, определяется избранной учредителями организационно-правовой формой создаваемого юридического лица. Одна из задач, стоящих перед регистрирующим органом, - проверка соответствия представленных учредительных документов организационно-правовой форме создаваемого юридического лица, указанной в заявлении о регистрации. В связи с этим необходимо иметь в виду указания специальных законов об учредительных документах, призванных юридически зафиксировать особенности, присущие юридическим лицам конкретной организационно-правовой формы, применительно к создаваемому субъекту гражданского оборота.

     Общие требования к учредительным документам юридического лица выражены в ст.52 ГК РФ. В соответствии с этой статьей юридическое лицо может в качестве учредительных документов иметь либо устав, либо учредительный договор, либо и то и другое. Некоммерческая организация, обладающая правами юридического лица, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Часть 2 п.1 ст.52 ГК РФ определяет, что учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. Если в предусмотренных законом случаях учредитель один, то он утверждает устав. Регистрирующий орган по представленным документам проверяет, соблюден ли порядок заключения учредительного договора и утверждения устава.

     Статьи 70 и 83 ГК РФ предусматривают, что полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество) создаются и действуют на основании учредительного договора. Учредительный договор (но уже вместе с уставом) находится в основе юридической личности общества с ограниченной ответственностью (ст.89 ГК РФ). Статья 14 ФЗ "О некоммерческих организациях" в качестве учредительного документа для общественной или религиозной организации, фонда, а также для некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации предлагает иметь устав. Однако учредителям некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций разрешается при желании заключать учредительный договор, по-видимому, в качестве дополнительного учредительного документа. Очевидно, что регистрирующий орган не вправе требовать от некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации представления и устава, и учредительного договора, если учредители ограничились только принятием устава.

     Устав признается единственным учредительным документом для многих видов юридических лиц. Статья 11 Закона об АО объявляет устав акционерного общества единственной имеющей правоустанавливающее значение формой волеизъявления учредителей, создающих юридическое лицо. И хотя п.5 ст.9 Закона об АО говорит о том, что учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, этот договор - всего лишь договор о совместной деятельности по учреждению юридического лица, действие которого прекращается с момента утверждения устава. Следовательно, регистрирующий орган не вправе требовать представления этого договора. Во всех случаях, когда юридическое лицо создается несколькими учредителями, независимо от того, какой учредительный документ для него предписывает закон (устав или учредительный договор), речь идет о согласованном волеизъявлении, направленном на достижение правового результата. Поэтому для регистрирующего органа возникает необходимость проверки правоспособности и дееспособности учредителей, указанных в учредительных документах. Разумеется, такая проверка может осуществляться только по документам, представленным в регистрирующий орган. Проводить какое бы то ни было расследование регистрирующий орган не вправе.

     Принимая учредительные документы, регистрирующий орган руководствуется прежде всего требованиями п.2 ст.52 ГК РФ, в котором перечислены общие для всех юридических лиц характеристики: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью. Другие сведения отражают особенности, свойственные юридическим лицам определенных видов. Но и общие характеристики индивидуализируются применительно к конкретному юридическому лицу. Законы об отдельных видах юридических лиц определяют содержание учредительных документов исходя из особенностей организационно-правовой формы лица. Так, ст.11 Закона об АО, перечисляя сведения, составляющие содержание устава общества, обязывает учредителей указать тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа). Особенности, предусмотренные ст.12 Закона об ООО, должны отражаться в уставе соответствующего общества. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности этих юридических лиц, что свидетельствует о наличии у них специальной правоспособности. Пункт 2 ст.52 ГК РФ и п.3 ст.14 ФЗ "О некоммерческих организациях" требуют, чтобы в учредительных документах некоммерческой организации были указаны предмет и цели деятельности, а согласно п.2 ст.10 ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" в уставе религиозной организации следует указать вероисповедание.

     Разнообразие требований специальных законов, предъявляемых к содержанию учредительных документов, создает особые сложности в работе регистрирующих органов и оправдывает презумпцию достоверности заявления уполномоченного лица, которое делается в соответствии с п."а" комментируемой статьи.

     Документ об уплате государственной пошлины должен быть представлен одновременно со всеми упомянутыми выше документами.

     В соответствии с п.4 ст.9 Закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Законом. Однако требование представить для государственной регистрации также другие документы может содержаться в иных законах. Так, в ч.2 ст.13 Закона об АО указано, что при государственной регистрации акционерного общества с участием государства или муниципальных образований должны быть представлены документы, подтверждающие права собственности учредителей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций.

 

     Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

 

     1. Правило п.1 комментируемой статьи полностью соответствует норме п.2 ст.8 Закона (см. комментарий к ст.8). Однако регистрация юридического лица в регистрирующем органе не по месту нахождения этого лица может привести к тому, что решением суда регистрация будет признана недействительной. Как указал ВАС РФ в упоминавшемся выше письме от 10.12.1992 г., акт местной администрации о регистрации предприятия, учрежденного за пределами подведомственной ей территории, должен признаваться недействительным.

     Тындинский городской муниципалитет обратился в Амурский областной арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления администрации одного из районов Амурской области о регистрации производственно-коммерческой фирмы "Бамнефтепродукт", поскольку названное предприятие учреждено (и расположено) на территории, подведомственной городскому муниципалитету.

     Согласно п.1 ст.34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" регистрация предприятия осуществляется по месту его учреждения. Местом учреждения, в свою очередь, считается заявленный в учредительных документах юридический адрес предприятия.

     В ходе рассмотрения дела арбитражным судом было установлено, что согласно генеральному плану г. Тынды южная промышленная зона, на территории которой учреждена фирма, отнесена к городской черте.

     В связи с этим Амурский областной арбитражный суд правомерно признал постановление районной администрации недействительным как принятое с превышением компетенции. Разъяснение ВАС РФ актуально и в настоящее время, оно не утратило значения после вступления в силу Закона. Регистрирующие органы обязаны в своей практике соблюдать территориальный принцип осуществления регистрационных действий. Акт регистрации, совершенный с нарушением территориальной подведомственности, может быть судом признан недействительным.

     2. Порядок представления документов при государственной регистрации в общей форме установлен в ст.9, и представление документов при создании юридических лиц не имеет никаких особенностей (см. комментарий к ст.9).

     3. Срок государственной регистрации установлен п.1 ст.8 Закона (5 дней после представления необходимых документов). См. также комментарий к ст.8 и 9 Закона о начале течения срока для регистрации, об обязанностях регистрирующего органа и действующих в настоящее время специальных сроках регистрации.

     4. Запись о произведенной государственной регистрации юридического лица может быть оспорена в судебном порядке как ненормативный акт государственного органа (ст.13 ГК РФ). Оспорить акт государственной регистрации может любое заинтересованное лицо, а в случаях, предусмотренных законом, - компетентный государственный орган. Удовлетворение судом заявленного требования дает возможность оспорить все юридические действия, совершенные с момента недействительной регистрации и вступления в законную силу решения суда. Отказ в иске о признании акта государственной регистрации недействительным свидетельствует о том, что юридическое лицо приобрело правоспособность со дня государственной регистрации.

     Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2001 г. (дело N КА-А40/3229-01) оставлено в силе решение арбитражного суда об отказе в иске о признании недействительной государственной регистрации юридического лица. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2001 г. Инспекции МНС РФ N 9 по ЦАО г. Москвы отказано в иске к Московской регистрационной палате о признании недействительной государственной регистрации ООО "Калагор". Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доводы истца об отсутствии волеизъявления учредителя на создание общества не подтверждаются материалами дела, в связи с чем нет оснований для признания государственной регистрации ООО "Калагор" недействительной. При этом суд сослался на ст.13, 51 ГК РФ.

     В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ N 9 просила об отмене названного решения суда по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального и процессуального права (ст.13, 51, 87 ГК РФ, ст.53, 66 АПК РФ).

     Суд кассационной инстанции не нашел оснований к отмене решения Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2001 г., вынесенного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

     Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.

     В обоснование своих требований о признании недействительной регистрации ООО "Калагор" Инспекция МНС РФ, ссылаясь на п.1 ст.51 и п. 1 ст.87 ГК РФ, указывала на нарушение установленного законом порядка образования юридического лица, так как у лица, являющегося по учредительным документам учредителем общества, отсутствовало волеизъявление на создание данного юридического лица.

     Суд полно и тщательно исследовал все обстоятельства дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействительной государственной регистрации ООО "Калагор".

     По делу видно, что ООО "Калагор" создано и зарегистрировано Московской регистрационной палатой 19.02.1999 г. в соответствии со ст.34-35 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", ст.51-52, 87 ГК РФ. Порядок регистрации общества, установленный Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8.07.1994 г. N 1482, также был соблюден Московской регистрационной палатой.