Способ поиска: "AND" "OR"

 

 

 

 

ПУБЛИКАЦИИ

КОММЕНТАРИЙ 

 
 

к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.)

 

 

Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". - 2003 г.

 

Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании

 

     Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица

 

     Процесс создания юридического лица завершается его государственной регистрацией на основании представленных заявителем документов. В настоящее время перечень документов, подлежащих представлению при государственной регистрации юридических лиц, определяется общими и специальными правилами применительно к отдельным видам организаций. Общий перечень документов дается в комментируемой статье Закона. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" определены общие требования к указанным документам. В соответствии с комментируемой статьей заявление о государственной регистрации подается по заранее разработанной и утвержденной Правительством РФ форме.

     копию устава объединения страховщиков;

     копию документа о государственной регистрации.

     Приказом Минюста РФ от 12.07.2002 г. N 199 (БНА РФ, 2002, N 38) утверждены формы документов, применяемые при государственной регистрации торгово-промышленной палаты и общественного объединения (в т.ч. политической партии, профсоюза и национально-культурной автономии), а также религиозной организации в качестве юридического лица.

     Приведены следующие формы заявлений: о государственной регистрации (для торгово-промышленной палаты и общественного объединения), о государственной регистрации (для религиозной организации), о государственной регистрации объединения, создаваемого путем реорганизации, о государственной регистрации изменений и дополнений в уставе, о государственной регистрации ликвидации юридического лица - объединения. Кроме того, утверждены следующие формы: сведения о заявителе, сведения об учредителях - физических лицах, сведения об учредителях - юридических лицах общественных объединениях. Приводятся также формы уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица - объединения.

     В связи с тем, что Минюст РФ принимает решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, религиозных организаций, упомянутым приказом утверждены формы свидетельств о государственной регистрации перечисленных организаций.

     В качестве примера содержания заявления о регистрации можно привести заявление о регистрации вновь создаваемого общественного объединения. В нем должны быть указаны полное название общественного объединения с указанием организационно-правовой формы (на русском языке, языке народа РФ, иностранном языке); сведения об адресе (месте нахождения постоянно действующего руководящего органа), по которому осуществляется связь с объединением; дата создания объединения на учредительном съезде (общем собрании); цели объединения; название и постоянно действующего руководящего органа; количество учредителей (физических и юридических лиц); территориальная сфера деятельности объединения. Подписи заявителей должны быть нотариально удостоверены.

     Определенные требования к содержанию заявления о государственной регистрации предъявляет ст.10 Закона РФ "О средствах массовой информации". В заявлении о регистрации СМИ должны быть указаны: сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями указанного Закона РФ; название средства массовой информации; язык (языки); адрес редакции; форма периодического распространения массовой информации; предполагаемая территория распространения продукции; примерная тематика и (или) специализация; предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации; источники финансирования; сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

     Пункт "а" комментируемой статьи требует представления заявления, в котором должны содержаться две группы данных: во-первых, ходатайство о государственной регистрации с характеристикой будущего юридического лица; во-вторых, подтверждение достоверности документов и обстоятельств, относящихся к созданию данного юридического лица. Подтверждение достоверности в заявлении, подписанном уполномоченным лицом с нотариальным засвидетельствованием его подписи, не освобождает регистрирующий орган от проверки представленных документов. Если представленные учредительные документы юридического лица окажутся составленными с нарушением соответствующих законов, а в заявлении была подтверждена правильность этих документов, то заявитель будет отвечать по ст.25 Закона за представление таких документов, но не за недостоверность своего заявления.

     Закон требует подтверждения, что вопросы создания юридического лица в необходимых случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Такое согласование, в частности, предусмотрено ст.17 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" для коммерческих организаций. В упоминавшемся выше информационном письме от 10.12.1992 г. ВАС РФ разъяснил, что при отсутствии согласия Антимонопольного комитета РФ (территориального управления) на создание союза, ассоциации или другого объединения предприятий (акционерного общества) акт государственной регистрации этого объединения должен быть признан недействительным.

     Амурское территориальное управление ГКАП (в настоящее время - МАП РФ) предъявило в Амурский областной арбитражный суд иски о признании недействительными актов государственной регистрации Государственного объединения зерноперерабатывающих и хлебоприемных предприятий "Амурхлебопродукт" и Ассоциации хозяйственных и арендных предприятий торговли и общественного питания. Основанием заявления таких требований явилось отсутствие согласия Амурского территориального управления ГКАП на создание названных объединений предприятий.

     Арбитражный суд правомерно удовлетворил исковые требования, приняв во внимание следующие обстоятельства. В соответствии с п.2 ст.13 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ныне не действует) объединения предприятий создаются на основе соблюдения антимонопольного законодательства. Согласно п.4 ст.17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" регистрация объединений осуществляется местным Советом народных депутатов или иным государственным органом, на который возложена регистрация, только при наличии согласия ГКАП (территориального управления).

     Пункты "б", "в", "г" и "д" перечисляют документы, которые должны быть приложены к заявлению о государственной регистрации создаваемого юридического лица.

     Решение о создании юридического лица, принятое его учредителями, должно приобрести форму, предписанную законом для избранной учредителями организационно-правовой формы юридического лица. Создание любого юридического лица представляет собой волевой акт, совершаемый лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью, - учредителями (учредителем). При наличии нескольких учредителей решение о создании юридического лица принимается ими совместно. Если юридическое лицо создается одним учредителем, достаточно его волеизъявления.

     Решение о создании юридического лица должно быть оформлено в виде протокола, договора или иного документа, предусмотренного законодательством. Действующее законодательство не всегда дает возможность отграничить форму решения о создании юридического лица от учредительного документа этого юридического лица. Применительно к полному товариществу ст.69 и 70 ГК РФ упоминают только один документ - учредительный договор, подписываемый его участниками. Такое же значение, согласно ст.83 ГК РФ, имеет учредительный договор коммандитного товарищества. Двойственный характер присущ и учредительному договору, заключаемому несколькими учредителями общества с ограниченной ответственностью (ст.89 ГК РФ, ст.12 Закона об ООО). Если между лицами, пожелавшими создать полное товарищество, коммандитное товарищество или общество с ограниченной ответственностью, были предварительные переговоры, может быть, даже с подписанием протокола, то такие действия законодательством не предусмотрены. Такого рода письменные свидетельства предварительной деятельности по созданию юридического лица представлять в регистрирующий орган не следует. Иное значение имеет решение об утверждении устава общества с ограниченной ответственностью, но оно представляется регистрирующему органу вместе с учредительными документами.

     Учреждение акционерного общества осуществляется по решению учредителей (учредителя). Согласно ст.98 ГК РФ и п.5 ст.9 Закона об АО учредители заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, и т.д. Такой договор имеет самостоятельное значение и по существу представляет собой договор о совместной деятельности (договор простого товарищества), предусмотренный ст.1041 ГК РФ. Текст договора должен быть представлен для государственной регистрации акционерного общества, как и решение учредительного собрания о создании общества, которое и должно быть внесено в протокол собрания (ст.9 Закона об АО).

     Решение о создании общественного объединения принимается учредительным съездом (конференцией) или общим собранием. В связи с этим ст.21 ФЗ "Об общественных объединениях" предусматривает представление в регистрирующий орган ряда документов. Это:

     заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;

     устав общественного объединения в трех экземплярах;

     выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

     сведения об учредителях;

     документ об уплате государственной пошлины;

     сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

     протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

     при использовании общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, - документы, подтверждающие правомочия на их использование.

     Согласно ст.16 ФЗ "О политических партиях" в регистрирующий орган передается заверенная уполномоченными лицами политической партии копия решения учредительного съезда о создании политической партии. Представление в регистрирующий орган протокола учредительного собрания религиозной организации предусмотрено п.5 ст.11 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Статья 8 ФЗ от 12.01.1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (СЗ РФ, 1996, N 3, ст.148) обязывает профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц представлять в Минюст РФ или его территориальные органы заверенные копии решений съездов, (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Указанные решения фиксируются в протоколах соответствующих профсоюзных собраний, и в регистрирующий орган следует представлять выписки из протоколов. Такое же решение содержится в ст.27 ФЗ "О товариществах собственников жилья": в регистрирующий орган представляется выписка из протокола общего собрания домовладельцев, содержащая решение об организации товарищества.

     В соответствии с п.1 ст.87 ГК РФ и ст.2 Закона об ООО общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом. Акционерное общество тоже может быть создано одним лицом (п.6 ст.98 ГК РФ, ст.9 Закона об АО). Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (п.1 ст.114 ГК РФ). В соответствии со ст.10 Закона об унитарных предприятиях для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

     По решению Правительства РФ может быть создано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие - п.1 ст.115 ГК РФ). Согласно ст.120 ГК РФ любой собственник вправе создать учреждение для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В перечисленных случаях создание юридического лица определяется волей одного учредителя. В каких случаях этот учредитель должен оформлять свое решение о создании юридического лица отдельным документом, представляя его в регистрирующий орган?

     Статья 30 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставляет органам местного самоуправления право создавать предприятия, учреждения и организации. Решение о создании юридического лица должно быть выражено в форме предусмотренного законом акта органа местного самоуправления. Таковыми, согласно ст.32 Устава Московской области от 5.11.1996 г., могут быть решения и постановления органов местного самоуправления.

     Учредительные документы юридических лиц могут быть представлены в регистрирующий орган как в подлиннике, так и в нотариально удостоверенных копиях. Сложившаяся практика регистрации юридических лиц показывает, что в большинстве случаев заявители предпочитают представлять копии учредительных документов. Какие именно учредительные документы должны быть предъявлены регистрирующему органу, определяется избранной учредителями организационно-правовой формой создаваемого юридического лица. Одна из задач, стоящих перед регистрирующим органом, - проверка соответствия представленных учредительных документов организационно-правовой форме создаваемого юридического лица, указанной в заявлении о регистрации. В связи с этим необходимо иметь в виду указания специальных законов об учредительных документах, призванных юридически зафиксировать особенности, присущие юридическим лицам конкретной организационно-правовой формы, применительно к создаваемому субъекту гражданского оборота.

     Общие требования к учредительным документам юридического лица выражены в ст.52 ГК РФ. В соответствии с этой статьей юридическое лицо может в качестве учредительных документов иметь либо устав, либо учредительный договор, либо и то и другое. Некоммерческая организация, обладающая правами юридического лица, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Часть 2 п.1 ст.52 ГК РФ определяет, что учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. Если в предусмотренных законом случаях учредитель один, то он утверждает устав. Регистрирующий орган по представленным документам проверяет, соблюден ли порядок заключения учредительного договора и утверждения устава.

     Статьи 70 и 83 ГК РФ предусматривают, что полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество) создаются и действуют на основании учредительного договора. Учредительный договор (но уже вместе с уставом) находится в основе юридической личности общества с ограниченной ответственностью (ст.89 ГК РФ). Статья 14 ФЗ "О некоммерческих организациях" в качестве учредительного документа для общественной или религиозной организации, фонда, а также для некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации предлагает иметь устав. Однако учредителям некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций разрешается при желании заключать учредительный договор, по-видимому, в качестве дополнительного учредительного документа. Очевидно, что регистрирующий орган не вправе требовать от некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации представления и устава, и учредительного договора, если учредители ограничились только принятием устава.

     Устав признается единственным учредительным документом для многих видов юридических лиц. Статья 11 Закона об АО объявляет устав акционерного общества единственной имеющей правоустанавливающее значение формой волеизъявления учредителей, создающих юридическое лицо. И хотя п.5 ст.9 Закона об АО говорит о том, что учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, этот договор - всего лишь договор о совместной деятельности по учреждению юридического лица, действие которого прекращается с момента утверждения устава. Следовательно, регистрирующий орган не вправе требовать представления этого договора. Во всех случаях, когда юридическое лицо создается несколькими учредителями, независимо от того, какой учредительный документ для него предписывает закон (устав или учредительный договор), речь идет о согласованном волеизъявлении, направленном на достижение правового результата. Поэтому для регистрирующего органа возникает необходимость проверки правоспособности и дееспособности учредителей, указанных в учредительных документах. Разумеется, такая проверка может осуществляться только по документам, представленным в регистрирующий орган. Проводить какое бы то ни было расследование регистрирующий орган не вправе.

     Принимая учредительные документы, регистрирующий орган руководствуется прежде всего требованиями п.2 ст.52 ГК РФ, в котором перечислены общие для всех юридических лиц характеристики: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью. Другие сведения отражают особенности, свойственные юридическим лицам определенных видов. Но и общие характеристики индивидуализируются применительно к конкретному юридическому лицу. Законы об отдельных видах юридических лиц определяют содержание учредительных документов исходя из особенностей организационно-правовой формы лица. Так, ст.11 Закона об АО, перечисляя сведения, составляющие содержание устава общества, обязывает учредителей указать тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа). Особенности, предусмотренные ст.12 Закона об ООО, должны отражаться в уставе соответствующего общества. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности этих юридических лиц, что свидетельствует о наличии у них специальной правоспособности. Пункт 2 ст.52 ГК РФ и п.3 ст.14 ФЗ "О некоммерческих организациях" требуют, чтобы в учредительных документах некоммерческой организации были указаны предмет и цели деятельности, а согласно п.2 ст.10 ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" в уставе религиозной организации следует указать вероисповедание.

     Разнообразие требований специальных законов, предъявляемых к содержанию учредительных документов, создает особые сложности в работе регистрирующих органов и оправдывает презумпцию достоверности заявления уполномоченного лица, которое делается в соответствии с п."а" комментируемой статьи.

     Документ об уплате государственной пошлины должен быть представлен одновременно со всеми упомянутыми выше документами.

     В соответствии с п.4 ст.9 Закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Законом. Однако требование представить для государственной регистрации также другие документы может содержаться в иных законах. Так, в ч.2 ст.13 Закона об АО указано, что при государственной регистрации акционерного общества с участием государства или муниципальных образований должны быть представлены документы, подтверждающие права собственности учредителей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций.

 

     Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

 

     1. Правило п.1 комментируемой статьи полностью соответствует норме п.2 ст.8 Закона (см. комментарий к ст.8). Однако регистрация юридического лица в регистрирующем органе не по месту нахождения этого лица может привести к тому, что решением суда регистрация будет признана недействительной. Как указал ВАС РФ в упоминавшемся выше письме от 10.12.1992 г., акт местной администрации о регистрации предприятия, учрежденного за пределами подведомственной ей территории, должен признаваться недействительным.

     Тындинский городской муниципалитет обратился в Амурский областной арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления администрации одного из районов Амурской области о регистрации производственно-коммерческой фирмы "Бамнефтепродукт", поскольку названное предприятие учреждено (и расположено) на территории, подведомственной городскому муниципалитету.

     Согласно п.1 ст.34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" регистрация предприятия осуществляется по месту его учреждения. Местом учреждения, в свою очередь, считается заявленный в учредительных документах юридический адрес предприятия.

     В ходе рассмотрения дела арбитражным судом было установлено, что согласно генеральному плану г. Тынды южная промышленная зона, на территории которой учреждена фирма, отнесена к городской черте.

     В связи с этим Амурский областной арбитражный суд правомерно признал постановление районной администрации недействительным как принятое с превышением компетенции. Разъяснение ВАС РФ актуально и в настоящее время, оно не утратило значения после вступления в силу Закона. Регистрирующие органы обязаны в своей практике соблюдать территориальный принцип осуществления регистрационных действий. Акт регистрации, совершенный с нарушением территориальной подведомственности, может быть судом признан недействительным.

     2. Порядок представления документов при государственной регистрации в общей форме установлен в ст.9, и представление документов при создании юридических лиц не имеет никаких особенностей (см. комментарий к ст.9).

     3. Срок государственной регистрации установлен п.1 ст.8 Закона (5 дней после представления необходимых документов). См. также комментарий к ст.8 и 9 Закона о начале течения срока для регистрации, об обязанностях регистрирующего органа и действующих в настоящее время специальных сроках регистрации.

     4. Запись о произведенной государственной регистрации юридического лица может быть оспорена в судебном порядке как ненормативный акт государственного органа (ст.13 ГК РФ). Оспорить акт государственной регистрации может любое заинтересованное лицо, а в случаях, предусмотренных законом, - компетентный государственный орган. Удовлетворение судом заявленного требования дает возможность оспорить все юридические действия, совершенные с момента недействительной регистрации и вступления в законную силу решения суда. Отказ в иске о признании акта государственной регистрации недействительным свидетельствует о том, что юридическое лицо приобрело правоспособность со дня государственной регистрации.

     Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2001 г. (дело N КА-А40/3229-01) оставлено в силе решение арбитражного суда об отказе в иске о признании недействительной государственной регистрации юридического лица. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2001 г. Инспекции МНС РФ N 9 по ЦАО г. Москвы отказано в иске к Московской регистрационной палате о признании недействительной государственной регистрации ООО "Калагор". Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доводы истца об отсутствии волеизъявления учредителя на создание общества не подтверждаются материалами дела, в связи с чем нет оснований для признания государственной регистрации ООО "Калагор" недействительной. При этом суд сослался на ст.13, 51 ГК РФ.

     В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ N 9 просила об отмене названного решения суда по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального и процессуального права (ст.13, 51, 87 ГК РФ, ст.53, 66 АПК РФ).

     Суд кассационной инстанции не нашел оснований к отмене решения Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2001 г., вынесенного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

     Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.

     В обоснование своих требований о признании недействительной регистрации ООО "Калагор" Инспекция МНС РФ, ссылаясь на п.1 ст.51 и п. 1 ст.87 ГК РФ, указывала на нарушение установленного законом порядка образования юридического лица, так как у лица, являющегося по учредительным документам учредителем общества, отсутствовало волеизъявление на создание данного юридического лица.

     Суд полно и тщательно исследовал все обстоятельства дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействительной государственной регистрации ООО "Калагор".

     По делу видно, что ООО "Калагор" создано и зарегистрировано Московской регистрационной палатой 19.02.1999 г. в соответствии со ст.34-35 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", ст.51-52, 87 ГК РФ. Порядок регистрации общества, установленный Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8.07.1994 г. N 1482, также был соблюден Московской регистрационной палатой.

 Статья 13