Способ поиска: "AND" "OR"

 

 

 

 

ПУБЛИКАЦИИ

КОММЕНТАРИЙ 

 
 

к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.)

 

 

Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". - 2003 г.

 

Глава V. Государственная регистрация

юридических лиц, создаваемых путем реорганизации

 

     Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

 

     1. В случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, разделения и выделения имеет место создание нового юридического лица или нескольких новых юридических лиц. В государственном реестре фиксируется создание нового юридического лица, но при реорганизации процесс возникновения нового юридического лица сопровождается существенными изменениями в состоянии существующего. Поэтому в государственном реестре должны быть отражены не только создание нового юридического лица, но и изменения в положении реорганизуемого юридического лица. Для внесения в реестр всех необходимых сведений регистрирующий орган должен иметь соответствующие документы, которые обязан представить заявитель из числа лиц, указанных в ст.9 Закона.

     В связи с тем, что в случаях, предусмотренных законом, решение о регистрации юридического лица принимается уполномоченным органом исполнительной власти, Правительство РФ определило специальные требования к представляемым документам. Требования к документам, представляемым в федеральный орган юстиции и его территориальные органы для принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации, содержатся в постановлении Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 442, в котором дается соответствующий перечень. В целом повторяются в конкретизированном виде требования комментируемой статьи. Следует представить: заявление о государственной регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ, подписанное уполномоченными лицами общественного объединения в соответствии с его уставом; учредительные документы каждого вновь возникшего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, с учетом ее формы (преобразования, слияния, разделения, выделения, присоединения); устав юридического лица в 3-х экземплярах и др.

     Закон определяет важнейшие элементы содержания заявления о регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Заявитель должен подтвердить, что: а) учредительные документы создаваемых в результате реорганизации юридических лиц соответствуют требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к учредительным документам юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы (например, ст.11 Закона об АО, ст.12 Закона об ООО); б) сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны; в) передаточный акт или разделительный баланс фиксируют все обязательства, перешедшие к вновь возникшему юридическому лицу в порядке правопреемства, в отношении всех его кредиторов; г) все кредиторы реорганизуемого юридического лица письменно уведомлены о реорганизации, с тем чтобы они могли своевременно воспользоваться правами, предоставляемыми им п.2 ст.60 ГК РФ (см. также п.5 ст.15 Закона об АО, п.5 ст.51 Закона об ООО); д) в установленных законом случаях реорганизация согласована с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления (например, при реорганизации в форме слияния или присоединения коммерческих организаций, сумма активов которых по последнему балансу превышает 200 тыс. МРОТ, необходимо получить согласие федерального антимонопольного органа - п.2 ст.17 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"). Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц) о создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций; об изменении состава участников (членов) некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций.

     Подтверждения, сделанные заявителем, при возникновении сомнений могут быть проверены регистрирующим органом. Пункт 6 ст.15 Закона об АО устанавливает, что государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляется при наличии доказательств уведомления кредиторов. Недостоверность заявленных сведений, например данных передаточного акта или разделительного баланса, может причинить материальный ущерб третьим лицам, вступающим в деловые отношения с зарегистрированным юридическим лицом. А это, в свою очередь, влечет наступление гражданско-правовой ответственности. Возможна также ответственность заявителя в порядке, предусмотренном п.1 ст.25 Закона.

     Должны быть представлены учредительные документы вновь возникших юридических лиц: для акционерного общества - устав, для общества с ограниченной ответственностью - учредительный договор и устав, для некоммерческого партнерства - учредительный договор, для учреждения - решение собственника о создании учреждения и устав, им же утвержденный, и т.д. Учредительные документы представляются в подлиннике или в виде нотариально удостоверенных копий.

     В регистрирующий орган должно быть представлено решение о реорганизации юридического лица. Оформление такого решения зависит от того, в какой организационно-правовой форме существовало реорганизуемое юридическое лицо. Если это было акционерное общество, то, согласно п.2 ст.48 Закона об АО, решение о реорганизации принимает общее собрание акционеров. Но одно решение может быть представлено в регистрирующий орган только в случае, когда речь идет о разделении юридического лица или о выделении. При слиянии необходимо принятие решения о реорганизации общим собранием акционеров каждого из акционерных обществ, участвующих в слиянии. Следовательно, для регистрации надо представить принятые в установленном порядке и оформленные решения общих собраний акционеров всех обществ, участвующих в слиянии. В случае присоединения необходимо решение общего собрания акционеров общества, к которому производится присоединение, и решение общего собрания акционеров присоединяющегося общества. В связи с тем, что указанные решения принимаются квалифицированным большинством голосов (в обществе с ограниченной ответственностью - всеми участниками единогласно), протокол общего собрания акционеров (участников общества с ограниченной ответственностью), в котором зафиксировано соответствующее решение, обязательно должен содержать указание об итогах голосования. Решение о реорганизации государственных или муниципальных унитарных предприятий принимают государственные органы или органы местного самоуправления. При подчиненности указанных предприятий разным государственным органам или органам местного самоуправления потребуется принятие согласованных управленческих решений.

     Решения о реорганизации некоммерческих организаций принимаются в формах, предусмотренных специальными законами. Реорганизация торгово-промышленных палат осуществляется решениями их высших руководящих органов (см. п.2 ст.11 Закона РФ от 7.07.1993 г. "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации". - (Ведомости РФ, 1993, N 33, ст.1309; СЗ РФ, 1995, N 21, ст.1930; 2002, N 12, ст.1093). Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания (ст.25 Закона РФ "Об общественных объединениях"). Статья 44 ФЗ от 11.07.2001 г. "О политических партиях" устанавливает, что реорганизация политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения осуществляется по решению съезда политической партии, принимаемому в порядке, предусмотренном п.1 ст.25 ФЗ "О политических партиях" и уставом политической партии. Реорганизация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии осуществляется по решению съезда либо органа политической партии, уполномоченного ее уставом. Региональное отделение политической партии, пользующееся правами юридического лица, не вправе самостоятельно принимать решение о своей реорганизации. Решения о реорганизации, принятые съездом партии, должны быть представлены в регистрирующий орган для осуществления соответствующей реестровой записи.

     Если это установлено федеральными законами, то должен быть представлен договор о слиянии юридических лиц или присоединении одного или нескольких юридических лиц к другому. Пункт 2 ст.16 и п.2 ст.17 Закона об АО предусматривают заключение договора соответственно о слиянии или присоединении. Общее собрание акционеров каждого акционерного общества, участвующего в реорганизации в форме слияния или присоединения, утверждает представленный своим советом директоров (наблюдательным советом) договор о слиянии или присоединении. Текст этого договора вместе с протоколами общих собраний акционеров должен быть представлен в регистрирующий орган. Зафиксированные в протоколах решения должны подтвердить, что они приняты квалифицированным большинством голосов, как того требует закон (см. п.4 ст.49 Закона об АО). Аналогичные правила содержатся в ст.52, 53 Закона об ООО, однако в нем договор о слиянии или присоединении обществ с ограниченной ответственностью отнесен к числу учредительных документов; представление этих договоров обязательно в соответствии как с подп."б", так и с подп."г" комментируемой статьи.

     Необходимо иметь в виду, что при реорганизации акционерных обществ в форме слияния или присоединения устав учрежденного в результате актов слияния или присоединения общества подлежит утверждению общим собранием акционеров вновь образованного общества. Следовательно, в регистрирующий орган должны быть представлены протоколы по крайней мере трех собраний акционеров, если речь идет о слиянии двух акционерных обществ или присоединении одного общества к другому.

     Подпунктом "д" комментируемой статьи предписано представить в регистрирующий орган также передаточный акт или разделительный баланс. Передаточный акт составляется при реорганизации юридических лиц в форме слияния, присоединения и преобразования, а разделительный баланс - при разделении или выделении юридического лица. Передаточный акт или разделительный баланс должен быть утвержден по правилам ст.59 ГК РФ и специальных федеральных законов (Закона об АО, Закона об ООО и др.). Приказ Минфина РФ от 28.07.1995 г. N 81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса" (с изменениями и дополнениями от 12.12.1996 г., 30.12.1996 г., 23.01.2001 г.) в разд.2 утвержденных им Указаний содержит рекомендации о бухгалтерском учете и отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц, в т.ч. о передаточном акте и разделительном балансе. Регистрирующий орган вправе и обязан проверить представленные документы.

 

     Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

 

     1. Общее правило о том, что государственная регистрация осуществляется по месту нахождения юридического лица, должно применяться и в случаях реорганизации юридических лиц. Однако реорганизация может касаться юридических лиц, находящихся в разных местах, попадающих в территориальную сферу действия разных регистрирующих органов. В соответствии со ст.4 Закона государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом и создается в результате деятельности всех регистрирующих органов на территории России. Пункт 3 ст.8 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" установил, что при регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления. Когда, например, при разделении юридического лица возникает два или более новых юридических лица, важно четко определить адрес регистрирующего органа. Необеспечение регистрируемых юридических лиц перечнем представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления влечет дисциплинарную ответственность должностных лиц регистрирующих органов, вплоть до снятия с должности.

     Необходимым условием формирования государственного реестра юридических лиц как единого федерального информационного ресурса является взаимодействие всех регистрирующих органов. Порядок такого взаимодействия определяется постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 440 "О порядке взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации" (СЗ РФ, 2002, N 26, ст.2587). Процедура регистрации отражена в утвержденном этим Постановлением Порядке взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Данный акт предназначен для урегулирования взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, в случаях если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица. Определяется порядок взаимодействия управлений МНС РФ по субъектам Федерации, инспекций МНС РФ. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется путем внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Названный Порядок детально регулирует процесс регистрации возникновения и прекращения юридических лиц при различных формах реорганизации - преобразовании, слиянии, разделении, выделении, присоединении. Процедура регистрации в территориальных органах МНС РФ находится под постоянным контролем министерства.

     Обязанность представления заявления о регистрации и необходимых для этого документов лежит на уполномоченных лицах реорганизуемого юридического лица. Но, согласно п.2 ст.51 ГК РФ, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. В какой момент приобретет права юридического лица филиал акционерного общества в результате его выделения из состава общества? С момента его включения в реестр юридических лиц. Но ведь необходима и государственная регистрация изменений в уставе акционерного общества, из которого выделен филиал. До регистрации третьи лица могут считать филиал по-прежнему несамостоятельным. В коммерческих отношениях такая неопределенность недопустима. Следовательно, предусмотренные законом последствия реорганизации должны наступить после включения в федеральный информационный ресурс - единый государственный реестр юридических лиц - сведений о государственной регистрации всех вновь созданных, всех прекративших свое существование юридических лиц и всех изменений в учредительных документах продолжающих действовать юридических лиц.

     2. При осуществлении государственной регистрации по результатам проведения реорганизации юридического лица регистрирующие органы обмениваются информацией о совершаемых ими регистрационных актах. Регистрационная запись о прекращении деятельности юридического лица вследствие разделения или слияния может быть сделана после получения от соответствующего регистрирующего органа информации о регистрации вновь возникших юридических лиц. Например, п.5.4 упомянутого постановления Правительства РФ от 19.06.2002 г. указывает, что о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, регистрирующий орган сообщает в другие регистрирующие органы по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

     Регистрация юридического лица, созданного в результате преобразования, происходит в одном регистрирующем органе, хотя в некоторых случаях может возникнуть потребность в передаче информации другому регистрирующему органу, если преобразованное юридическое лицо изменит место нахождения.

     3. Порядок представления документов для государственной регистрации при любой форме реорганизации не имеет особенностей и определяется общими правилами ст.9 Закона.

     4. Срок государственной регистрации, согласно ст.8 Закона, не должен превышать 5 дней со дня подачи необходимых документов. Очевидно, что этот срок должен исчисляться по каждому акту регистрации отдельно (например, при разделении юридического лица - по каждому вновь возникшему юридическому лицу).

 

     Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

 

     1. В связи с тем, что процедура реорганизации юридического лица представляет собой ряд последовательно совершаемых юридически значимых актов, для самого юридического лица и для третьих лиц важно определение момента завершения реорганизации. В соответствии с Законом этот момент связан с актом государственной регистрации изменений правового положения участников гражданского оборота. Такой акт должен иметь правопрекращающий и правосозидающий характер. Однако два столь различных по своей природе последствия не могут быть результатом одного акта. Поэтому в любом случае реорганизации юридического лица необходимо совершение не менее двух реестровых записей, фиксирующих два взаимосвязанных акта регистрации. Эти акты могут быть территориально разобщены и совершаться в регистрирующих органах, расположенных в разных местностях. Например, при разделении московского акционерного общества, филиалы которого, находившиеся в Хабаровске и Смоленске, становятся самостоятельными юридическими лицами, а само общество прекращает свою деятельность.

     Согласно п.1 комментируемой статьи в случае преобразования реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Но преобразованное юридическое лицо нельзя считать прекратившим свою деятельность с этого момента: в государственный реестр, где оно было зарегистрировано, также необходимо внести запись об его исключении из реестра. В случае преобразования место нахождения юридического лица, как правило, не изменяется. Поэтому оба регистрационных акта должны быть совершены в одном и том же регистрирующем органе.

     2. Если в процессе реорганизации происходит слияние двух или нескольких юридических лиц, то полное завершение реорганизации будет иметь место после государственной регистрации вновь созданного юридического лица, а также совершения записей об исключении из государственного реестра юридических лиц, прекративших существование. При несовпадении места нахождения юридических лиц, участвовавших в слиянии, запись об исключении из реестра каждого из них будет внесена в государственный реестр соответствующим регистрирующим органом. Сведения о такой записи должны быть сообщены в регистрирующий орган, в котором учиняется запись о вновь возникшем юридическом лице.

     3. В п.3 для характеристики последствий реорганизации в форме разделения также использована формула "считается прекратившим свою деятельность". Необходимо разделить во времени правообразующий акт (государственную регистрацию вновь возникших в результате разделения юридических лиц) и правопрекращающий акт (исключение из государственного реестра юридического лица, реорганизованного в форме разделения). "Разделенное" юридическое лицо прекратит свое существование только с момента, когда в процессе государственной регистрации будет сделана запись об его исключении из реестра.

     4. При реорганизации в форме выделения недостаточно произвести государственную регистрацию выделившихся юридических лиц. Учредительные документы юридического лица, из состава которого было выделено другое юридическое лицо (юридические лица), подлежат изменению: изменился уставный капитал, изменилась структура организации и т.д. Поэтому реорганизацию можно считать завершенной лишь с момента внесения изменений в реестровую запись юридического лица, из которого выделены новые юридические лица.

     5. В случае реорганизации путем присоединения ее можно считать завершенной не после того, как в государственный реестр по месту регистрации последнего из присоединившихся юридических лиц будет сделана запись о прекращении его деятельности, а после внесения дополнений и изменений в реестровую запись юридического лица, к которому произошло присоединение. При этом следует иметь в виду необходимость обмена информацией между регистрирующими органами, если происходит присоединение к юридическому лицу, место нахождения которого не совпадает с местом нахождения присоединяющегося.

 

Глава VI. Государственная регистрация изменений, вносимых

в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений

в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином

государственном реестре юридических лиц

 

     Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц

 

     1. Юридическое лицо, как всякий живой организм, за время своего существования претерпевает различные изменения, даже если оно не подвергается реорганизации. Эти изменения могут затрагивать сущностные характеристики юридического лица: состав участников, имущественное положение, систему управления, полномочия органов управления и др. Специальные законы об отдельных видах юридических лиц предписывают отражать такие изменения в учредительных документах юридического лица, так как они имеют существенное значение и для участников организации, и для третьих лиц, вступающих в правоотношения с данным субъектом гражданского оборота.

     Государственная регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, происходит по заявлению уполномоченных лиц, перечисленных в п.1 ст.9 Закона. Форма заявления утверждена постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц". Заявление оформляется письменно с нотариальным удостоверением подписи заявителя. Должны быть выполнены требования Закона о подтверждении достоверности сообщаемых заявителем сведений и соблюдении порядка принятия решений о внесении изменений в учредительные документы. Порядок же принятия решений определен специальными законами об отдельных видах юридических лиц (Законом об АО, Законом об ООО и др.).

     Решение о внесении изменений в учредительные документы принимается органами юридического лица, указанными в соответствующих законах. Согласно п.1 ст.12 Закона об АО внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров. Решение принимается большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций (п.4 ст.49). В протоколе собрания, принявшего решение об изменении, дополнении устава или принятии его в новой редакции фиксируются результаты голосования, на которые должен обратить внимание регистрирующий орган. В то же время увеличение уставного капитала акционерного общества может произойти по решению совета директоров, если в соответствии с уставом ему принадлежит право принятия такого решения. Таким образом, внесение в устав положений об увеличении размера уставного капитала возможно и по решению совета директоров, в связи с чем регистрирующий орган может проверить наличие в уставе записи о праве совета директоров принимать подобные решения. Пункт 2 ст.30 Закона об АО предусматривает, что государственная регистрация изменений в уставе общества, связанных с уменьшением его уставного капитала, осуществляется при наличии доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном законом.

     Для регистрации изменения устава общества с ограниченной ответственностью необходимо представление решения общего собрания участников, принятого большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества (п.2 ст.33 и п.5 ст.37 Закона об ООО). При решении вопросов, возникающих в связи с уменьшением уставного капитала общества с ограниченной ответственностью существенны разъяснения, содержащиеся в совместном постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 9.12.1999 г. "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Бюллетень ВС РФ, 2000, N 3). В соответствии с Законом об ООО общество вправе уменьшить свой уставный капитал путем уменьшения долей всех участников и (или) погашения долей, принадлежащих обществу (п.1 ст.20). Вместе с тем Закон об ООО запрещает уменьшение уставного капитала общества, если в результате этого его размер станет меньше минимального размера уставного капитала, определенного в соответствии со ст.14 Закона об ООО на дату представления документов для государственной регистрации соответствующих изменений, вносимых в устав (а не на дату государственной регистрации общества). Здесь следует обратить внимание на юридические последствия двух действий, одно из которых совершается обществом (представление документов для государственной регистрации изменений устава), а другое - регистрирующим органом (государственная регистрация общества). Минимальный размер уставного капитала определяется на дату представления документов для государственной регистрации изменений, вносимых в устав. Размер уставного капитала, зафиксированный при государственной регистрации общества, уже не принимается во внимание.

     Некоторые решения о внесении изменений в устав акционерного общества принимаются государственными органами. Согласно п.4 ст.12 Закона об АО внесение в устав общества сведений об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция") осуществляется на основании соответствующего решения Правительства РФ, органа государственной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления. Исключение из устава такой записи осуществляется также по решению указанных государственных органов. Для государственной регистрации указанного изменения устава заявитель обязан представить соответствующее решение.

     Необходимо различать решение о внесении изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица и сами изменения. На это указывают подп."б" и "в" п.1 комментируемой статьи. В регистрирующий орган необходимо представить надлежаще удостоверенный текст изменения или измененный текст учредительного документа.

     2. Пункт 1 ст.5 Закона содержит перечень сведений о юридическом лице, которые должны быть включены в государственный реестр юридических лиц. Некоторые сведения из приведенного в п.1 ст.5 перечня не связаны с внесением изменений в учредительные документы. Поэтому для их изменения Закон считает достаточным заявление уполномоченного лица, им подписанное и составленное по форме, утвержденной Правительством РФ. Представляемые сведения должны быть достоверными и соответствовать требованиям законодательства, что подтверждается в заявлении. Внесение записей в реестр в ряде случаев основывается на данных, содержащихся в учредительных документах, в решениях об изменении или дополнении учредительных документов. Таковы, например, сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовое форме, способе прекращения деятельности (реорганизация или ликвидация) и др. О таких сведениях, как дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы, специальное заявление уполномоченного лица может оказаться необходимым, если речь идет о регистрирующем органе, в котором эти действия не производились. В противном случае регистрирующий орган обладает этими сведениями, поскольку сам совершал регистрационные действия. Необходимо сообщить регистрационному органу фамилию, имя, отчество и должность лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих его личность. При открытости сведений государственного реестра такие данные важны для контрагентов юридического лица.

     Для юридических лиц, деятельность которых подлежит лицензированию согласно ст.17 ФЗ от 8.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", обязательно представление в регистрирующий орган сведений о полученных лицензиях. Такие сведения должны быть представлены как в случаях, когда юридическое лицо впервые приступает к занятию лицензируемой деятельностью, так и тогда, когда расширяется сфера деятельности юридического лица за счет осуществления новых видов лицензируемой деятельности. Особенность сообщения сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, состоит в том, что эти сведения в регистрирующий орган представляет лицензирующий орган в срок не позднее 5 рабочих дней с момента принятия соответствующего решения (см. п.3 ст.5 Закона).

 

     Статья 18. Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц

 

     1. Государственная регистрация изменений учредительных документов юридического лица или внесение в государственный реестр изменения иных сведений о юридическом лице производятся регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица (место его нахождения, согласно п.2 ст.54 ГК РФ, определяется местом его государственной регистрации). Где должна быть осуществлена государственная регистрация юридического лица, указано в п.2 ст.8 Закона. Иначе говоря, регистрация изменений в учредительных документах и в иных сведениях о юридическом лице происходят в том регистрирующем органе, где уже имеется досье на данное юридическое лицо.

     2. Документы, на основании которых должна быть осуществлена регистрация изменений учредительных документов и внесение в государственный реестр изменений в сведениях о юридическом лице, не связанных с изменением учредительных документов, представляются с соблюдением общего порядка представления документов в регистрирующий орган (ст.9 Закона), с соблюдением требований к форме, предусмотренных постановлением Правительства РФ "О Едином государственном реестре юридических лиц".

     3. Срок для осуществления регистрационных действий в отношении изменений учредительных документов или сообщенных заявителем изменений иных сведений о юридическом лице предусмотрен ст.8 Закона и не может быть более 5 дней.

     4. К месту нахождения юридического лица "привязаны" все его правоотношения - гражданские, налоговые, административные и др. Статья 316 ГК РФ, в частности, указывает, что денежное обязательство должно быть исполнено в месте нахождения юридического лица - кредитора в момент возникновения обязательства, а по ряду других обязательств - в месте нахождения должника. Очевидно, что все контрагенты юридического лица (его кредиторы и должники) заинтересованы в том, чтобы своевременно знать об изменении места нахождения этого юридического лица. По заявлению уполномоченного лица регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись об изменении места нахождения юридического лица и, как говорит Закон, "пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица". Согласно ч.2 п.5 ст.5 Закона регистрационные дела являются частью государственного реестра. Следовательно, в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица будут пересланы документы, составляющие досье юридического лица, а реестровые записи сохранятся по его прежнему месту нахождения. Такое решение представляется малоэффективным и в условиях создания единого федерального информационного ресурса на электронных носителях - неоправданным.

     5. При государственной регистрации учредительных документов в новой редакции возникает необходимость изменений в реестровой записи и включение в состав "досье" юридического лица полного нового текста учредительных документов. Прежние документы не изымаются, так как могут иметь значение для ранее возникших правоотношений с участием данного юридического лица.

 

     Статья 19. Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица

 

     1. По общему правилу изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п.3 ст.52 ГК РФ). Открытость государственного реестра юридических лиц делает возможным для любого лица ознакомление с этими изменениями. Однако в случаях, предусмотренных законом, изменения учредительных документов становятся юридически значимыми для третьих лиц уже до государственной регистрации изменений - с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях. ГК РФ говорит о случаях, установленных законом, комментируемая статья - о случаях, установленных федеральными законами. Следует полагать, что расхождения здесь нет: согласно п."о" ст.71 Конституции РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции.

     Уведомление регистрирующего органа о внесении изменений в учредительные документы должно быть представлено вместе с двумя другими документами - решением компетентного органа юридического лица о внесении изменений и текстом самих изменений. Если это, например, решение общего собрания акционерного общества, то оно может быть оформлено в виде выписки из протокола общего собрания акционеров с необходимыми реквизитами, предусмотренными Законом об АО. Текст изменений в таком случае будет включен в протокол, но его же следует представить отдельно, с тем чтобы была возможность присоединить к тексту учредительного документа, хранящемуся в регистрационном деле юридического лица.

     Уведомление, предусмотренное данной статьей, является разновидностью заявлений, подаваемых уполномоченным лицом в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном ст.9 Закона. Поэтому подпись заявителя на уведомлении тоже должна быть нотариально удостоверена.

     2. Практические последствия действия правила о юридическом значении уведомления регистрирующего органа об изменениях, внесенных в учредительные документы, ограничиваются сроком 5 дней с момента уведомления поскольку именно в течение 5 дней с момента получения уведомления регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию сообщенных ему изменений. Юридическая сила уведомления, предусмотренная законом в порядке исключения, заменяется действием общего правила о юридической силе государственной регистрации.

     О произведенной в государственном реестре записи изменений учредительных документов регистрирующий орган в письменной форме сообщает юридическому лицу. При этом не имеет значения, направляется сообщение по почте или вручается уполномоченному представителю юридического лица. С точки зрения третьих лиц, являющихся контрагентами юридического лица, важен факт государственной регистрации изменений учредительных документов.

     3. Частью 3 ст.52 ГК РФ предусмотрено, что изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях. Таким образом, учредители юридического лица заинтересованы в направлении в регистрирующий орган соответствующего уведомления.

     Следует обратить внимание на то, что непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ (ст.14.25 КоАП РФ). УК РФ также предусмотрена ответственность за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, за использование заведомо подложного документа.

  Статья 19.