Способ поиска: "AND" "OR"

 

 

 

 

ПУБЛИКАЦИИ

КОММЕНТАРИЙ 

 
 

к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.)

 

 

Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". - 2003 г.

 

Глава VII. Государственная регистрация

юридического лица в связи с его ликвидацией

 

     Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица

 

     1. В соответствии со ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно - по решению его учредителей (учредителя) или принудительно - по решению суда. Порядок принятия учредителями (участниками) решения о ликвидации юридического лица определен ГК РФ и специальными законами применительно к отдельным организационно-правовым нормам юридических лиц - Законом об АО, Законом об ООО, ФЗ от 8.05.1996 г. "О производственных кооперативах" (СЗ РФ, 1996, N 20, ст.2321; 2001, N 21, ст.2062; 2002, N 12, ст.1093), ФЗ от 12.01.1996 г. "О некоммерческих организациях" и др.

     При ликвидации в добровольном порядке о решении, принятом соответствующим органом юридического лица (общим собранием акционеров, участниками полного товарищества, собственником-учредителем учреждения и др.), должно быть в трехдневный срок письменно сообщено регистрирующему органу с приложением текста самого решения. Статья 62 ГК РФ предписывает незамедлительное уведомление регистрирующего органа при принятии учредителями решения о ликвидации юридического лица, что означает выполнение соответствующих обязательств в возможно сжатые сроки: в тот же день, на следующий день, через день и т.п. Пункт 1 комментируемой статьи уточняет требование ГК РФ, определяя трехдневный срок для уведомления налогового органа о ликвидации юридического лица.

     Закон не содержит специальных требований к оформлению указанного решения. Однако из представленного текста должно быть ясно, что соблюдены предусмотренные специальными законами предписания о порядке принятия решения.

     Решение о ликвидации акционерного общества может быть принято только общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимавших участие в общем собрании акционеров (п.3 ст.48, п.4 ст.49 Закона об АО). В регистрирующий орган должна быть представлена выписка из протокола общего собрания акционеров, из которой было бы видно соблюдение предусмотренного законом порядка принятия решения, и само решение, оформленное в соответствии с правилами Закона об АО. В отношении общества с ограниченной ответственностью установлены аналогичные требования с некоторыми особенностями. Решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью принимается всеми участниками общества единогласно (п.8 ст.37 Закона об ООО). Это обстоятельство должно быть отражено в документах, представляемых в регистрирующий орган.

     Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст.44 ФЗ "Об общественных объединениях". Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании.

     Минюст РФ или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

     На основании указанного решения, принятого Минюстом РФ или его территориальным органом, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

     Согласно ст.41 ФЗ "О политических партиях" политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа - съезда. Решение съезда о ликвидации политической партии принимается в порядке, предусмотренном п.1 ст.25 ФЗ "О политических партиях" и уставом политической партии. В регистрирующий орган должно быть представлено решение съезда вместе с протоколом заседания съезда, свидетельствующем о соблюдении порядка принятия этого решения.

     Принудительная ликвидация юридического лица производится по решению суда по основаниям, предусмотренным п.2 ст.61 ГК РФ: осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями закона или иных нормативных актов. Ни один государственный орган, кроме суда, не вправе принять решение о ликвидации юридического лица.

     В информационном письме ВАС РФ от 13.01.2000 г. N 50 Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) (Вестник ВАС РФ, 2000, N 3) разъяснено, что невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждения иска о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов.

     Так, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации общества с ограниченной ответственностью на том основании, что его участники, приняв решение о ликвидации, не назначили ликвидационную комиссию и не установили порядок и срок проведения ликвидации.

     Суд правомерно отказал в удовлетворении иска, признав, что обстоятельства, послужившие основанием для предъявления исковых требований, нельзя отнести к случаям, предусмотренным п.2 ст.61 ГК РФ. Доказательств осуществления обществом деятельности с нарушением требований законодательства не было.

     Согласно п.3 ст.61 ГК РФ государственные органы или органы местного самоуправления вправе предъявлять требование о ликвидации юридического лица (если такое право им предоставлено законом) только по основаниям, указанным в п.2 ст.61 ГК РФ. Принятие учредителями или органом юридического лица решения о добровольной его ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и определения порядка проведения ликвидации не может быть отнесено к этим основаниям.

     Кто обязан сообщить регистрационному органу о решении ликвидировать юридическое лицо в принудительном порядке? Ответ на этот вопрос содержится в указанном информационном письме ВАС РФ. Указания, содержащиеся в п.1 ст.62 ГК РФ, относятся к случаям, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на суды. Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию.

     Распространенным основанием для ликвидации юридического лица, являющегося коммерческой организацией либо действующего в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, следует признать его несостоятельность (банкротство). В соответствии с п.4 ст.61 и п.1 ст.65 ГК РФ указанные юридические лица могут быть ликвидированы по решению суда вследствие признания их несостоятельными (банкротами). На основании п.2 ст.65 ГК РФ допустимо принятие совместно с кредиторами решения о своем банкротстве и о добровольной (помимо суда) ликвидации. При этом необходимо соблюдение требований ст.62 ГК РФ об извещении регистрирующего органа о решении объявить себя банкротом. Без письменного сообщения в регистрирующий орган арбитражный суд не сможет рассмотреть соответствующее заявление. Федеральный арбитражный суд Московского округа в качестве кассационной инстанции принял 27.04.2001 г. постановление по заявлению ООО "Д-н", которое просило отменить ранее принятое постановление апелляционной инстанции и определение арбитражного суда первой инстанции, отказавших в принятии к рассмотрению заявления ООО "Д-н" о признании его банкротом в порядке п.4 ст.61 и ст.65 ГК РФ (дело N КГ-А40/1880-01). Определением от 12.01.2001 г. суд возвратил заявление без рассмотрения в связи с непредставлением заявителем доказательств письменного сообщения о решении ликвидировать юридическое лицо органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц в соответствии со ст.62 ГК РФ, и доказательств помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица в порядке ст.63 ГК РФ. По мнению кассационной инстанции, судом правильно установлено, что до подачи в суд заявления должника о признании его банкротом должник в лице своих органов должен письменно сообщить о предполагаемой ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, и поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации, публикацию о ликвидации. Эти требования предусмотрены ст.62 и 63 ГК РФ. Из материалов дела следует, что заявитель (должник) письменные доказательства проведения названных действий в подлиннике или в копии, заверенной в установленном порядке, не представил ни на одной стадии арбитражного процесса, в связи с чем у суда отсутствовали основания для принятия к рассмотрению заявления должника о признании его банкротом.

     Процедура банкротства юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), некоммерческими организациями, действующими в форме потребительских кооперативов, благотворительных или иных фондов предусмотрена ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (СЗ РФ, 2002, N 43, ст.4190). Согласно его ст.149 конкурсный управляющий в течение 5 дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через 5 дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным, а юридическое лицо - ликвидированным.

     Приведенное правило относится к последней стадии завершения процедуры банкротства, тогда как требование комментируемой статьи о представлении в трехдневный срок регистрирующему органу уведомления органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица, имеет в виду официальное объявление о том, что юридическое лицо вступило в процесс ликвидации и открыто конкурсное производство.

     В специальных законах об отдельных видах юридических лиц конкретизирован перечень нарушений закона, которые могут явиться основанием для принудительной ликвидации юридического лица по решению суда. Так, политическая партия может быть ликвидирована по решению ВС РФ в случае невыполнения ряда требований ФЗ "О политических партиях": неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии; неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях. Ликвидация политической партии возможна в связи с нарушением требований п.4 и 5 ст.9 ФЗ "О политических партиях", в которых указано, что структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях. Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления), в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

     Должна быть ликвидирована партия, в которой число региональных отделений численностью не менее 100 членов оказалось менее чем в половине субъектов Федерации, число членов снизилось менее 10 000, деятельность партии направлена против основ конституционного строя России, на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни, партия не принимала участия в выборах в течение 5 лет подряд. Заявление о ликвидации политической партии вносится в ВС РФ федеральным органом, принимавшим решение о ликвидации партии, т.е. Минюстом РФ. Таким образом, ФЗ "О политических партиях" уполномочивает регистрирующий орган на государственную регистрацию ликвидации юридического лица в соответствии с решением ВС РФ, принятым по заявлению Минюста РФ.

     При ликвидации юридического лица судом в принудительном порядке уведомление регистрирующего органа о принятом решении производится судом. В регистрирующий орган должна быть направлена копия решения суда. Закон требует направления решения о ликвидации юридического лица органом, принявшим решение, в трехдневный срок со дня его принятия. Однако решение суда может быть обжаловано заинтересованными лицами или опротестовано прокурором в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме (ст.338 ГПК РФ).

     При рассмотрении дела в арбитражном суде решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия (ст.135 АПК РФ). Если решение о ликвидации юридического лица было обжаловано в апелляционную инстанцию, но не отменено, то постановление апелляционной инстанции вступает в силу с момента его вынесения (ст.135 АПК РФ). Поэтому трехдневный срок, в течение которого суд должен направить уведомление регистрирующему органу, следует исчислять со дня вступления решения суда в законную силу.

     2. На основании полученного уведомления в государственный реестр вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента деятельность юридического лица должна ограничиваться сделками и другими юридическими действиями, обеспечивающими проведение ликвидации. В учредительные документы юридического лица "в ликвидации" не могут быть внесены какие-либо изменения, и регистрирующему органу не разрешено осуществлять государственную регистрацию таких изменений. Ликвидируемое юридическое лицо не вправе выступать учредителем других юридических лиц или участвовать в реорганизации. Однако возможны случаи, когда еще до принятия решения о ликвидации юридическое лицо выступило в роли учредителя другого юридического лица или приняло участие в реорганизации, но указанные действия еще не получили завершения в виде государственной регистрации. Пункт 2 комментируемой статьи запрещает государственную регистрацию юридических лиц, которые могли бы быть созданы, если бы речь не шла о юридическом лице "в ликвидации".

     3. Регистрирующий орган должен быть уведомлен о формировании ликвидационной комиссии или о назначении единоличного ликвидатора. Согласно п.2 ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). Такое же требование содержится в п.2 ст.57 Закона об ООО. Ранее действовавшие правила требовали согласования с регистрирующим органом. Закон согласования не требует, ограничиваясь указанием на необходимость уведомления регистрирующего органа. Сказано также о том, что регистрирующий орган должен быть уведомлен о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Очевидно, потребуются два уведомления, отстоящих друг от друга во времени: ведь промежуточный баланс составляется ликвидационной комиссией, и уведомление о формировании комиссии должно быть представлено в регистрирующий орган до уведомления о составлении промежуточного баланса. Согласно п.3 ст.63 ГК РФ промежуточный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, - по согласованию с уполномоченным государственным органом. Статьей 23 Закона о банках установлена необходимость согласования промежуточного баланса для кредитных организаций с ЦБР. В предыдущей редакции п.4 ст.22 Закона об АО было предусмотрено согласование промежуточного баланса с регистрирующим органом, т.е. возложение на этот орган не свойственных ему контрольных функций. Действующая редакция Закона об АО такого согласования не предусматривает.

 

     Статья 21. Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица

 

     1. В случаях добровольной ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации ликвидации подается в регистрирующий орган уполномоченным лицом, названным в п.1 ст.9 Закона. Заявление подается по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ "О Едином государственном реестре юридических лиц". Закон требует, чтобы заявитель подтвердил соблюдение установленного порядка ликвидации, завершение расчетов с кредиторами, а в случаях, когда это предписано законом, - согласование вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими органами. Приведенный перечень пунктов заявления не является исчерпывающим: в разработанной Правительством РФ форме содержатся и другие требования к содержанию заявления.

     Примером согласования ликвидации юридического лица с государственными органами могут быть правила антимонопольного законодательства. В случаях, предусмотренных п.1 и 2 ст.17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ликвидация коммерческих и некоммерческих организаций сопровождается подачей в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на ликвидацию. О согласии антимонопольного органа должно быть сообщено в заявлении о регистрации ликвидации юридического лица, подаваемом в регистрирующий орган.

     В настоящее время для государственной регистрации ликвидации юридического лица требуется представление документов, не предусмотренных комментируемой статьей. Без представления таких документов регистрирующий орган не осуществляет регистрацию. По одному из дел, рассмотренных Федеральным арбитражным судом Московского округа 18.04.2001 г. (дело N КА-А4/1669-01), было установлено, что процесс ликвидации юридического лица не может быть завершен в связи с тем, что налоговая инспекция задержала выдачу справки о снятии организации с налогового учета. Кассационная инстанция пришла к выводу, что инспекция обязана снять с учета организацию в случае фактически проведенной ликвидации, так как в данном случае бездействие налогового органа повлекло для налогоплательщика невозможность произвести ликвидацию в установленном порядке. Такой порядок установлен постановлением Правительства Москвы от 25.08.1998 г. N 666, согласно которому для ликвидации юридического лица в регистрирующий орган, осуществивший государственную регистрацию данного юридического лица, необходимо представить справку из налогового органа о снятии с учета ликвидируемого юридического лица. Упомянутым постановлением Правительства Москвы было утверждено Временное положение о порядке регистрации прекращения деятельности юридических лиц, зарегистрированных в г.Москве, и едином учете данных о переходе прав и обязанностей в порядке правопреемства (Вестник мэрии Москвы, 1998, N 21), в котором содержится следующий перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган (Московскую регистрационную палату) для государственной регистрации ликвидации юридического лица:

     решение учредителей (участников) юридического лица о ликвидации, либо решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо соответствующий судебный акт судебного органа;

     оригиналы учредительных документов ликвидируемого юридического лица, включая оригиналы всех изменений, имеющих силу для третьих лиц, и оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

     справка из налогового органа о снятии с учета ликвидируемого юридического лица;

     справка из органов статистики об аннулировании идентификационных кодов в связи с ликвидацией юридического лица;

     справка из пенсионного фонда о снятии с учета;

     справка из фонда занятости населения о снятии с учета и др.

     Приведенный перечень утратил силу с 1.07.2002 г., когда вступил в силу Закон, но обязанность представить регистрирующему органу указанные в этом перечне документы может сохраниться при условии, что будет подтверждена соответствующими федеральными законами, о которых упоминает подп."а" п.1 комментируемой статьи.

     ФЗ от 11.07.2001 г. "О политических партиях" определил, какие документы должны быть представлены в регистрирующий орган при ликвидации такого юридического лица, как политическая партия или ее отделение, пользующееся правами юридического лица. Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа - съезда либо по решению ВС РФ (ст.41). Решение съезда о ликвидации политической партии принимается в порядке, предусмотренном п.1 ст.25 ФЗ "О политических партиях" и партийным уставом. Для ликвидации партии по решению суда заявление о ликвидации политической партии подается в ВС РФ федеральным регистрирующим органом.

     Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии происходит по решению органа политической партии, уполномоченного ее уставом, по решению суда, а также в случае ликвидации политической партии. О принятом решении указанный уполномоченный орган незамедлительно в письменной форме сообщает в федеральный регистрирующий орган для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии вносится в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа федеральным регистрирующим органом или соответствующим территориальным регистрирующим органом. Прекращение деятельности партии в случае ее ликвидации или реорганизации влечет аннулирование свидетельства о государственной регистрации политической партии и исключение соответствующей записи из единого государственного реестра юридических лиц.

     После завершения расчетов с кредиторами ликвидируемого юридического лица ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации (п.5 ст.63 ГК РФ). Утвержденный ликвидационный баланс должен быть представлен в регистрирующий орган вместе с заявлением о регистрации ликвидации юридического лица. Применительно к ликвидации акционерных обществ п.7 ст.22 Закона об АО предписывает утверждение ликвидационного баланса общим собранием акционеров. В ранее действовавшей редакции п.7 ст.22 требовал согласования ликвидационного баланса с регистрирующим органом.

     К заявлению о регистрации ликвидации должен быть приложен также документ об уплате государственной пошлины.

     3. В соответствии с п.2 ст.149 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства должно быть представлено конкурсным управляющим в регистрирующий орган в 5-дневный срок с даты получения этого определения. Указанное определение является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации обанкротившегося должника. Запись в реестр должна быть внесена не позднее чем через 5 дней с даты представления определения в регистрирующий орган.

     Помимо определения арбитражного суда представляется и документ об уплате государственной пошлины. Однако в случаях, когда при банкротстве у несостоятельного должника не осталось имущества, регистрация ликвидации юридического лица (индивидуального предпринимателя) возможна и без представления в регистрирующий орган документа об уплате государственной пошлины. Федеральный арбитражный суд Московского округа в своем определении от 29.04.2003 г. по делу N КГ-А40/2377-03 признал правильным решение суда первой инстанции, которым признан необоснованным отказ в государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с непредставлением документа об уплате государственной пошлины. Иск был заявлен конкурсным управляющим ЗАО "Ассоциация "Арктур" к инспекции МНС РФ N 43 по САО г.Москвы о признании незаконными действий (бездействия), связанных с отказом во внесении в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи о ликвидации должника и выдачи свидетельства о его ликвидации.

     Решением Арбитражного суда г.Москвы от 13.01.2003 г. признаны незаконными действия должностных лиц инспекции МНС России N 43, выразившиеся в отказе во внесении в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи о ликвидации должника ЗАО "Ассоциация "Арктур", и Инспекция обязывалась произвести действия по внесению записи в единый государственный реестр о ликвидации должника с выдачей соответствующего свидетельства. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 8.08.2001 г. по делу N А40-22326/01-36-38Б ЗАО "Ассоциация "Арктур" признано несостоятельным (банкротом) как отсутствующий должник, определением того же суда от 16.07.2002 г. конкурсное производство в отношении должника завершено. Указанное определение представлено конкурсным управляющим в налоговый орган 22.06.2002 г., однако последний отказал в устной форме во внесении соответствующей записи о ликвидации должника в единый государственный реестр, ссылаясь на непредставление конкурсным управляющим заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией и документа об уплате государственной пошлины. Далее первая инстанция указала, что п.2 ст.21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" предусматривает для гос1ударственной регистрации при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства представление в регистрирующий орган определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства и документа об уплате государственной пошлины, но порядок уплаты пошлины в случае проведения процедуры банкротства при отсутствии имущества у должника законодательно не определен. В связи с отсутствием источника уплаты государственной пошлины основанием внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр является определение суда о завершении конкурсного производства.

     Первая инстанция правомерно применила надлежащую норму права - п.2 ст.21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", поскольку она является специальной нормой как по отношению к нормам гл.III, так и по отношению к п.1 ст.21 названного Федерального закона.

     Правильным является вывод первой инстанции о невозможности уплаты государственной пошлины за регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией в порядке банкротства как отсутствующего должника из-за отсутствия у ликвидируемой организации имущества.

     Законодательство России не возлагает на конкурсного управляющего при банкротстве уплату за свой счет каких-либо налогов и сборов в связи с конкурсным производством. Первая инстанция обоснованно исходила из того, что процедура конкурсного производства должна быть закончена и при недостаточности или отсутствии имущества у должника в случае признания его банкротом как отсутствующего должника расходы, связанные с конкурсным производством, должно нести лицо (орган), подавшее заявление о признании отсутствующего должника банкротом.

 

     Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица

 

     1. Процедура государственной регистрации ликвидации юридического лица осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица, т.е. в том регистрирующем органе, где это юридическое лицо было вписано в государственный реестр и где хранятся документы, являвшиеся основанием для реестровых записей, относящихся к данному юридическому лицу (о регистрации его учреждения, об произведенных изменениях в учредительных документах и др.).

     2. Статья 63 ГК РФ установила, что ликвидационная комиссия должна поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации юридического лица с указанием порядка и срока заявления требований его кредиторами. Ни ГК РФ, ни Закон об АО (ст.22), ни комментируемый Закон не указывают, в каком органе печати ликвидационная комиссия должна сделать публикацию. Статья 128 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном Правительством РФ. До сих пор такие публикации помещались в Вестнике ВАС РФ и издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению - Вестнике Федеральной службы по финансовому оздоровлению (ФСФО). Однако предусмотренные названными актами публикации касаются начальной стадии ликвидации юридического лица. В каком печатном органе регистрирующий орган должен дать публикацию о том, что юридическое лицо исключено из государственного реестра в связи с его ликвидацией, Закон не указывает. Пока это специально не определено законом, отдельные публикации о ликвидации юридических лиц появляются в РГ. По примеру других стран с устоявшейся рыночной экономикой в России должен быть создан официальный орган печати в целях публикации открытых для всеобщего обозрения сведений государственного реестра юридических лиц. В Германии, например, _10 Торгового кодекса обязывает реестровый суд публиковать записи реестра в Федеральном вестнике и, как минимум, еще в одном органе печати. Этот орган печати реестровый суд определяет ежегодно в декабре на следующий год. Согласно ст.13 Закона Республики Польша от 20.08.1997 г. "О Едином судебном реестре" все записи реестра подлежат опубликованию в официальном издании Министерства юстиции "Монитор судебный и хозяйственный". В Болгарии сведения о регистрации (соответственно, реорганизации и ликвидации) юридических лиц публикуются в официальном правительственном издании "Държавен вестник".

     3. Документы, необходимые для регистрации факта ликвидации юридического лица, в полном комплекте и одновременно представляются в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Представление документов происходит в порядке, предусмотренном ст.9 Закона.

     Документы представляются после завершения процесса ликвидации юридического лица. Но, согласно п.8 ст.63 ГК РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Очевидно, что ГК РФ, а также п.6 комментируемой ст.22 расходятся с п.3 этой же статьи Закона в определении момента завершения ликвидации. По-видимому, имеются в виду разные этапы процесса ликвидации юридического лица. Согласно правилу п.3 требуется представить документы, подтверждающие совершение ликвидационной комиссией всех действий по ликвидации дел и имущества юридического лица. Должны быть представлены документы, свидетельствующие об удовлетворении требований кредиторов ликвидируемого юридического лица за счет его денежных средств и имущества, проданного с публичных торгов. Иначе говоря, представлением необходимых документов завершается не ликвидация юридического лица, а исполнение обязанностей ликвидационной комиссии.

     Регистрирующий орган на основании представленных документов производит соответствующую реестровую запись в срок не более 5 дней со дня представления документов (ст.8 Закона).

     4. В соответствии с п.8 ст.63 ГК РФ и п.6 комментируемой статьи для завершения ликвидации юридического лица необходима соответствующая запись в государственном реестре юридических лиц. Эта запись свидетельствует о том, что юридическое лицо исключено из реестра и его деятельность прекратилась. Субъект гражданского права прекратил свое существование; не реализованные кредиторами бывшего юридического лица требования погашаются.

     В постановлении кассационной коллегии Арбитражного суда Московского округа от 11.09.2001 г. по делу N КА-А40/4906-01 указано, что после вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства в соответствии с п.1 ст.119 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в прежней редакции) оно в силу п.3 ст.119 этого Федерального закона является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. В связи с этим изменения в реестр требований кредиторов вноситься не могут, полномочия конкурсного управляющего ограничиваются обязанностями по представлению определения о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, и по представлению арбитражному суду свидетельства о ликвидации юридического лица - банкрота (п.2 и 4 ст.119).

 

Глава VII.1. Государственная регистрация

индивидуальных предпринимателей

 

     Статья 22.1. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

 

     1. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя, кроме подачи в регистрирующий орган соответствующего заявления, требует представления документов, идентифицирующих физическое лицо, которое намеревается заняться предпринимательской деятельностью. Документы представляются в копиях. В отношении документов, подтверждающих место жительства, комментируемая статья обязывает представить подлинник или копию документа при условии, что в основном документе, удостоверяющем личность физического лица, отсутствуют сведения об адресе его места жительства.

     Стать индивидуальным предпринимателем может любое лицо, обладающее полной дееспособностью, которая, в соответствии с п.1 ст.21 ГК РФ, возникает по достижении гражданином совершеннолетия, т.е. с 18-летнего возраста. Однако гражданская дееспособность в полном объеме может быть приобретена и до достижения 18 лет. Это возможно в двух случаях: а) вступление в брак до наступления совершеннолетия, когда это допускается законом (см. п.2 ст.13 СК РФ) и б) эмансипация (см. ст.27 ГК РФ). Эмансипация, т.е. объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным, может иметь место, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей, усыновителя или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. В таких случаях регистрация несовершеннолетнего в качестве индивидуального предпринимателя требует представления документов, свидетельствующих о том, что несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным либо что он занимается предпринимательской деятельностью с согласия соответствующих лиц. Поэтому для регистрации несовершеннолетнего в качестве индивидуального предпринимателя следует представить в регистрирующий орган либо нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителя или попечителя, либо копию свидетельства о заключении брака, либо копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным.

     2. Верность копий документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, должна быть нотариально засвидетельствована. Однако заявитель может представить в регистрирующий орган не удостоверенную в нотариальном порядке копию вместе с подлинником документа. В этом случае подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки в получении документов в порядке, предусмотренном п.3 ст.9 Закона.

 

     Статья 22.2. Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей

 

     1. Внесение изменений в записи единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей происходит в целом в таком же порядке, как внесение изменений в записи единого государственного реестра юридических лиц. При изменении обстоятельств, связанных с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, это лицо обязано подать в регистрирующий орган заявление о внесении соответствующих изменений в реестровые записи. К заявлению должна быть приложена копия документа (документов), подтверждающего необходимость изменения ранее сделанных записей.

     2. Порядок представления документов, предусмотренный ст.9 Закона, - единый и для юридических лиц, и для индивидуальных предпринимателей. Закон говорит о представлении нотариально заверенной копии документа, необходимого для внесения изменений в запись реестра. Однако может быть представлен документ в подлиннике. Это возможно при условии, что подлинник документа представляет в регистрирующий орган непосредственно заявитель. Согласно п.3 ст.9 Закона подлинник возвращается заявителю одновременно с выдачей ему расписки о получении от него заявления о внесении изменений в реестр.

     3. Изменения в записи государственного реестра индивидуальных предпринимателей вносятся в срок, предусмотренный ст.8 Закона, т.е. не более чем в течение 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

     4. Если физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, изменило место жительства, то на основании его заявления, поданного в регистрирующий орган по месту первоначальной регистрации, регистрирующий орган пересылает регистрационное дело по новому месту жительства индивидуального предпринимателя. Расходы по пересылке оплачиваются индивидуальным предпринимателем.

 

     Статья 22.3. Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

 

     1. Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя может иметь место в связи с различными обстоятельствами - как объективного, так и субъективного характера. Данная статья указывает на обстоятельства, которые являются основанием для государственной регистрации факта прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и соответственно исключения его из гражданского оборота как самостоятельного субъекта права, индивидуального предпринимателя.

     Индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно принять решение о прекращении своей предпринимательской деятельности. Для регистрирующего органа это решение станет основанием исключения индивидуального предпринимателя из государственного реестра, будучи выраженным в заявлении, поданном в регистрирующий орган. Причины, по которым индивидуальный предприниматель решил прекратить свою предпринимательскую деятельность, в заявлении не указываются, но оно должно быть составлено по форме, утвержденной Правительством РФ.

     К заявлению о прекращении предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя должен быть приложен документ об уплате государственной пошлины.

     2. В случае смерти физического лица, занимавшегося предпринимательской деятельностью как индивидуальный предприниматель, соответствующая запись в государственном реестре делается на основании поступивших в регистрирующий орган сведений о смерти упомянутого лица.

     3. Решение арбитражного суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства является основанием для учинения соответствующей записи в государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Копию своего решения арбитражный суд направляет в регистрирующий орган по месту регистрации индивидуального предпринимателя, признанного банкротом (в соответствии с п.3 ст.216 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в отношении физических лиц, осуществлявших предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и п.2 ст.223 этого закона - в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя).

     С момента вынесения арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства запись о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. Однако в связи с этим должна быть произведена государственная регистрация прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Только после совершения такой "итоговой" записи можно считать, что самостоятельный субъект имущественных отношений - индивидуальный предприниматель - прекратил свое существование.

     4. Прекращение деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке по решению суда подлежит государственной регистрации в регистрирующем органе, где индивидуальный предприниматель (глава крестьянского хозяйства) был зарегистрирован. Копию своего решения суд направляет в регистрирующий орган после вступления решения в силу, но физическое лицо утрачивает статус индивидуального предпринимателя только с момента совершения регистрирующим органом в государственном реестре записи об аннулировании регистрации.

     5. Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в законную силу приговора суда, которым ему запрещено заниматься определенным видом деятельности, производится на основании информации об этом приговоре, полученной из суда, вынесшего приговор.

     6. Прекращение государственной регистрации индивидуального предпринимателя, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в соответствии с правилом комментируемого пункта возможно в двух случаях: аннулирование документа, дающего право данному лицу временно или постоянно проживать на территории России либо истечение срока действия этого документа. В первом случае компетентный орган должен сообщить регистрирующему органу об аннулировании документа, подтверждающего право на проживание в России, во втором - срок действия такого документа обозначается в реестровой записи, и регистрирующий орган производит исключение индивидуального предпринимателя из реестра в соответствии с указанным сроком.

     7. Для государственной регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по его собственному желанию необходимо соблюдение порядка подачи документов, предусмотренного ст.9 Закона (см. комментарий к ст.9).

     8. Государственная регистрация прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по его собственной инициативе производится в срок не более 5 рабочих дней в соответствии со ст.8 Закона.

     9. Пункт 9 определяет момент, с которого государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу - после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (кроме случаев, предусмотренных п.10 и 11 комментируемой статьи).

     10. В случаях, предусмотренных п.10, государственная регистрация признается утратившей силу не с момента внесения записи об этом в государственный реестр, а до ее внесения. Моментом, с которого государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу, считается: момент смерти лица; момент принятия судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом; момент принятия судом решения о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке; момент вступления в силу приговора суда о запрещении лицу заниматься определенной деятельностью. Обращает на себя внимание, что только в случае вынесения судом приговора о запрещении заниматься определенным видом деятельности государственная регистрация прекращает действие с момента вступления приговора в силу. Вероятно, и другие судебные акты (решения) могут служить основанием для прекращения действия государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя только после их вступления в силу.

     11. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента аннулирования документа, дающего право проживания в России, или истечения срока действия этого документа.

Статья 22.3