Способ поиска: "AND" "OR"

 

 

 

 

ПУБЛИКАЦИИ

КОММЕНТАРИЙ 

 
 

к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.)

 

 

Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". - 2003 г.

 

Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность

за нарушение порядка государственной регистрации

 

     Статья 23. Отказ в государственной регистрации

 

     1. Основания для отказа в государственной регистрации фактов и обстоятельств, связанных с учреждением, деятельностью и ликвидацией юридических лиц, определены императивно и ограничены указанием на несоблюдение формальных требований, относящихся к документальному оформлению государственной регистрации. В действительности же отсутствие документов, необходимых для государственной регистрации, может свидетельствовать о том, что нет объективных юридически значимых обстоятельств, которые должны были бы подтвердить соответствующие документы.

     Часть 2 п.1 ст.51 ГК РФ допускает отказ в государственной регистрации юридического лица только в случаях, установленных законом. Специальными законами по отдельным видам юридических лиц предусмотрены определенные требования к порядку образования юридического лица. Так, для учреждения кредитной организации необходимо предварительное решение ЦБР (ст.12 Закона о банках). Отсутствие такого решения в документах, предъявляемых для государственной регистрации кредитной организации в качестве юридического лица, дает регистрирующему органу основание отказать в регистрации. Целесообразность создания юридического лица не может быть предметом внимания регистрирующего органа. Предметом правил государственной регистрации юридических лиц, содержащихся в Законе, являются отношения, предусмотренные п.1 ст.2 ГК РФ, в котором сказано: "гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота", в т.ч. юридических лиц. Согласно ч.2 п.2 ст.3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Правила представления документов для регистрации юридических и физических лиц, приобретающих или имеющих статус индивидуального предпринимателя, сформулированные в гл.IV-VII Закона, не противоречат требованиям ГК РФ, и то обстоятельство, что заявитель, обращающийся в регистрирующий орган, своей нотариально удостоверенной подписью подтверждает достоверность сведений, содержащихся в документах, не освобождает регистратора от оценки этих документов. Непредставление документов включает также представление документов, которые не могут быть приняты в связи с тем, что их содержание не соответствует требованиям закона. Нарушение установленного порядка образования юридического лица является основанием для отказа в государственной регистрации организации в качестве юридического лица. Очевидно, что нарушения порядка и образования, и реорганизации юридического лица, и внесения изменений в учредительные документы находят отражение в документах, представляемых для государственной регистрации соответствующих юридических фактов. Указанные документы не могут служить основанием для совершения регистрирующим органом действий по государственной регистрации, т.е. такие документы с юридической точки зрения нельзя считать представленными в регистрирующий орган.

     Закон обязывает заявителя представить одновременно все документы, необходимые для совершения регистрационных действий. При обнаружении в представленных документах устранимых недостатков регистрирующий орган вправе предложить заявителю устранить их в срок, не превышающий срока, отведенного ст.8 Закона для регистрации. При нарушении установленного регистрирующим органом срока повторное представление документов следует рассматривать как представление документов впервые.

     Вторым основанием для отказа в государственный регистрации Закон называет представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. В связи с тем, что государственная регистрация юридического лица происходит по месту нахождения органов, указанных в п.2 ст.8 Закона, а индивидуального предпринимателя - по месту жительства, ненадлежащим признается любой регистрирующий орган, не обслуживающий соответствующую территорию. Регистрирующий орган не обязан пересылать представленные не по адресу для государственной регистрации документы другому регистрирующему органу.

     2. В решении об отказе в государственной регистрации должно быть указано основание отказа. Обязательна ссылка на нарушения, явившиеся причиной отказа в соответствии с п.1 комментируемой статьи. Если речь идет о непредставлении необходимых документов, то эти документы должны быть перечислены в решении. Форма, в которой должно быть выражено решение регистрирующего органа, в Законе не определена. Но так как все делопроизводство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрено вести в письменной форме на бумажных носителях и также на электронных носителях, решение об отказе в регистрации должно быть зафиксировано в виде документа, исходящего от регистрирующего органа.

     3. Решение о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) или об отказе в государственной регистрации должны последовать в срок, установленный ст.8 Закона, т.е. в течение 5 дней со дня подачи заявления с необходимыми документами в регистрирующий орган. Пропуск срока для принятия решения не дает основания заявителю считать, что государственная регистрация состоялась.

     4. Если решение об отказе в государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) должно быть принято в течение 5 дней с момента подачи заявления и представления документов, то по поводу срока направления этого решения заявителю Закон ничего не говорит. Указано лишь, что решение направляется "с уведомлением о вручении такого решения". Уведомление о вручении возможно, если принятое решение об отказе в государственной регистрации зафиксировано в письменном виде и отправлено заявителю почтой с предусмотренным почтовыми правилами уведомлением о вручении почтового отправления адресату. С другой стороны, не исключено, что заявитель или его представитель лично получат решение в регистрирующем органе. В таком случае оформленное письменно решение должно быть вручено под расписку заявителя или его надлежащим образом уполномоченного представителя. Если решение от отказе сообщается по факсимильной связи или по электронной почте, то доказательством его отправки будут служить соответствующие записи факсимильного аппарата или зарегистрированного компьютера регистрирующего органа.

     5. Согласно п.1 ст.51 ГК РФ отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Пункт 3 ст.33 АПК РФ относит к подведомственности арбитражного суда рассмотрение дел об обжаловании отказа в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя либо уклонении от государственной регистрации. Не имеет принципиального значения терминологическое различие между п.1 ст.51 ГК РФ и п.5 комментируемой статьи: обжалуется ли отказ в государственной регистрации или решение об отказе. В любом понимании речь идет о проверке в судебном порядке обоснованности действий регистрирующего органа. Срок на обжалование в Законе не определен.

     Обращение в суд с жалобой на отказ в государственной регистрации по существу является требованием о признании недействительными ненормативных актов государственного органа.

     В соответствии со ст.13 ГК РФ суд признает недействительным ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. Если отказ в государственной регистрации затрагивает интересы заявителя, то процессуальным документом является жалоба, рассматриваемая судом в порядке неискового производства. В случаях, когда в государственной регистрации отказано в связи с возражениями третьего лица, заявитель, считающий отказ необоснованным, должен обратиться в суд с иском. Для признания недействительным ненормативного акта государственного органа требуется наличие в совокупности двух условий, необходимых для признания оспариваемых регистрационных актов недействительными, - несоответствие таких актов закону или иным правовым актам; нарушение этими актами гражданских прав и законных интересов истца.

     Решение об отказе в государственной регистрации не может быть обжаловано в административном порядке.

 

     Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации

 

     1. Нарушение порядка государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя может выразиться: а) в необоснованном отказе в государственной регистрации, б) уклонении от государственной регистрации в установленные сроки, в) ином нарушении порядка государственной регистрации, г) отказе в предоставлении или несвоевременном предоставлении сведений, содержащихся в государственном реестре. За перечисленные нарушения порядка государственной регистрации ответственность возлагается на должностных лиц регистрирующего органа, хотя бы соответствующие упущения имели место в деятельности технических исполнителей - работников регистрирующего органа.

     На основании п.1 комментируемой статьи за отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ (п.2 ст.14.25 КоАП РФ).

     Характер ответственности должностных лиц Законом не определен. Указание на то, что ответственность наступает по законодательству Российской Федерации, дает основание предполагать возможность применения различных форм ответственности - от ответственности по нормам трудового законодательства до ответственности по нормам уголовного законодательства. Должностное лицо регистрирующего органа прежде всего несет дисциплинарную ответственность по нормам ТК РФ и в соответствии с ФЗ от 31.07.1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 31, ст.2990). Наряду с видами дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст.192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение), названный Федеральный закон установил и дополнительный вид взыскания - предупреждение о неполном служебном соответствии. Кроме того, должностное лицо, допустившее нарушение порядка государственной регистрации, может быть временно отстранено от исполнения должностных обязанностей в соответствии со ст.14 ФЗ "Об основах государственной службы:". С точки зрения УК РФ возможна ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст.285), получение взятки (ст.290), служебный подлог (ст.292), халатность (ст.293).

     Существенным в реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями регистрирующего органа (его должностных лиц) является распределение бремени доказывания между сторонами правоотношения. По общему правилу ст.1064 ГК РФ вина лица, причинившего вред своими противоправными действиями, предполагается. Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), претендующее на возмещение вреда, должно доказать факт причинения ему вреда, незаконность действий регистрирующего органа, причинную связь между незаконными действиями регистрирующего органа и наступившим вредом, размер вреда. Регистрирующий орган для освобождения от ответственности в виде возмещения вреда должен доказать законность своих действий и опровергнуть предположение его вины.

     Статья 1069 ГК РФ предполагает полное возмещение вреда, понесенного гражданином или юридическим лицом вследствие незаконных, виновных действий регистрирующего органа. Согласно ст.15 ГК РФ полное возмещение состоит в возмещении потерпевшему реального ущерба в имуществе и упущенной выгоды, т.е. неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, так как регистрирующие органы относятся к федеральным органам исполнительной власти. Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган.

     Вред, причиненный юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю регистрирующим органом, фактически является результатом неправильных действий работника этого органа при исполнении им служебных, должностных обязанностей. Поэтому регистрирующий орган, выплатив возмещение вреда, имеет право обратного требования (регресса) к своему работнику в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (ст.1081 ГК РФ).

 

     Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия

 

     1. Представление сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, об изменениях в его уставных документов, а также иных сведений, требуемых специальными законами (например, Законом о банках), является юридической обязанностью лиц, указанных в ст.9 Закона в качестве заявителей. Выполнение этой обязанности предполагает представление регистрирующему органу достоверных сведений и полного комплекта необходимых документов. Неисполнение этой обязанности влечет наступление ответственности.

     Закон предусматривает ответственность не только заявителя, но и юридического лица, в интересах которого заявитель действует как орган или представитель. Ответственность наступает не только за непредставление требуемых сведений, но и за недостоверность представленных регистрирующему органу сведений. В данной статье использована формулировка "несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации".

     Примером административной ответственности может служить ст.19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений и документов либо иной информации, необходимой для осуществления его законной деятельности, а равно представление информации в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ, а на юридических лиц - от 30 до 50 МРОТ. Такое наказание может быть, в частности, применено при нарушении требования о получении разрешения на осуществление реорганизации коммерческих организаций в форме слияния или присоединения.

     2. Одной из форм ответственности можно считать ликвидацию юридического лица по требованию регистрирующего органа, заявленному в суде в связи с обнаружением грубых нарушений закона или иных правовых актов, допущенных при создании этого юридического лица, однако, при условии, что эти нарушения носят неустранимый характер. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица и в других случаях неоднократного или грубого нарушения нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц. Аналогичные требования могут быть предъявлены и к индивидуальному предпринимателю.

 

Глава IX. Переходные и заключительные положения

 

     Статья 26. Переходные положения

 

     1. Пункт 1 предусматривает преемственность в деятельности органов, осуществлявших до 1.07.2002 г. государственную регистрацию юридических лиц. Существовавшие регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах объявлены составной частью федерального информационного ресурса - государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы (см. комментарий к ст.4 Закона).

     2. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 441 утвержден Порядок и сроки передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действе Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" (СЗ РФ, 2002, N 26, ст.2588). Названное постановление определяет общие принципы взаимодействия органов, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", и территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, - управлений МНС РФ по субъектам Федерации и инспекций МНС РФ. Передача регистрационных дел ранее зарегистрированных юридических лиц осуществляется в течение 6 месяцев со дня введения в действие ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" на основании запросов регистрирующих органов. Передача происходила с учетом территориальной сферы деятельности конкретного регистрирующего органа.

     Применительно к кредитным организациям ЦБР по согласованию с МНС РФ направил 10.12.2002 г. письмо N 171-T "О порядке взаимодействия МНС России и Банка России по вопросам передачи регистрационных дел кредитных организаций". На места был направлен Регламент взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Центрального банка Российской Федерации по вопросам передачи регистрационных дел кредитных организаций от 9.12.2002 г. N БГ-16-09/145 и от 9.12.2002 г. N 01-33-2/4393. По этому же вопросу имеется письмо ЦБР от 11.03.2003 г. N 36-T "О передаче регистрационных дел кредитных организаций".

     В соответствии с Законом об унитарных предприятиях МНС РФ издало письмо от 25.12.2002 г. N ММ-6-09/1990 "К вопросу о приведении учредительных документов государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Уставы унитарных предприятий подлежали приведению в соответствие с нормами упомянутого закона в срок до 1.07.2003 г.

     3. В течение 6 месяцев со дня вступления в силу Закона, т.е. в период с 1 июля по 31 декабря 2002 г., уполномоченное лицо (о перечне уполномоченных лиц см. п.1 ст.9) зарегистрированного ранее юридического лица было обязано представить во вновь обозначенный регистрирующий орган сведения, характеризующие данное юридическое лицо (перечень необходимых сведений - в подп."а"-"д", "л" п.1 ст.5). Представления учредительных документов только в связи с вступлением в силу Закона не требуется. Если указанные сведения не представлены в установленный срок, регистрирующий орган, действующий на основании Закона, вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

     В связи с тем, что не все юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу Закона, выполнили требуемые процедуры, МНС РФ издало письмо от 30.12.2002 г. N MM-6-09/2014 "К вопросу об организации работы после 1.01.2003 г. с юридическими лицами, зарегистрированными до 1.07.2002 г., но не сообщившими сведения в порядке, определенном частью 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц". В письме отмечается, что обязанность уполномоченных лиц сообщить в регистрирующие органы сведения о юридическом лице, предусмотренные подп. "а"-"д", "л" п.1 ст.5 Закона, в ряде случаев оказалась невыполненной. В связи с этим указанное письмо рекомендует: "В целях исключения мошенничества на рынке товаров и услуг необходимо активно проводить агитационную работу среди субъектов гражданского права о том, что в случае, если их контрагентами являются юридические лица, не представившие сведения в порядке ст.26 Закона N 129-ФЗ, регистрирующие (налоговые) органы в любое время могут направить исковое заявление о ликвидации такого юридического лица". Должностные лица организаций, виновные в задержке представления необходимых сведений, будут привлекаться к административной ответственности в соответствии со ст.14.25 КоАП РФ.

     4. ФЗ от 23.06.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" (СЗ РФ, 2003, N 26, ст.2565) определил, что документы индивидуальных предпринимателей, хранящиеся в органах, осуществлявших их регистрацию до 1.01.2004 г., как часть государственного информационного ресурса подлежат передаче в регистрирующий орган (ныне - органы МНС РФ) до 1.01.2005 г. Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей до 1.01.2004 г., обязаны пройти перерегистрацию в регистрирующих органах по своему месту жительства, представив документы, предусмотренные ст.22.1 Закона. Для лиц, не прошедших перерегистрацию до 1.01.2005 г., государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу, что, однако, не препятствует им вновь зарегистрироваться в этом качестве в порядке, предусмотренном Законом.

 

     Статья 27. Введение настоящего Федерального закона в действие

 

     1. Статья 6 ФЗ от 14.06.1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (СЗ РФ, 1994, N 8, ст.801; 1999, N 43, ст.5124) предусматривает, что закон вступает в силу спустя 10 дней после дня его официального опубликования, а официальным, согласно ст.4 названного Федерального закона, признается первое опубликование текста закона в "Парламентской газете", РГ или в СЗ РФ. Вместе с тем законодатель в принимаемом законе может определить иной момент вступления закона в силу. Пункт 1 комментируемой статьи определил, что Закон вступает в силу с 1.07.2002 г., за исключением п.2 ст.27, который, по существу, не содержит правовой нормы.

     2. В п.2 ст.27 содержится конкретное поручение Правительству РФ разработать и принять нормативные акты, предусмотренные Законом, необходимые для организации работы регистрирующих органов и реализации прав участников процесса государственной регистрации юридических лиц.

     Правительством РФ должны были быть приняты следующие акты: о порядке ведения регистрирующим органом государственного реестра юридических лиц (п.2 ст.4); о порядке и сроках исключения из государственного реестра устаревшей информации и уничтожении устаревших документов (п.2 ст.5); о форме, порядке и сроке предоставления содержащихся в государственном реестре сведений (п.2 и 3 ст.6); о размере платы за предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре (п.1 ст.7); о способах представления документов в регистрирующий орган и требованиях к оформлению этих документов (п.1 ст.9); о форме и содержании документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр (п.3 ст.11); о перечне государственных органов и сведениях, которые в них должны направляться регистрирующим органом (п.4 ст.11); о форме заявления о государственной регистрации создаваемого юридического лица (ст.12); о форме заявления о государственной регистрации вновь возникающего в результате реорганизации юридического лица (п.1 ст.14); о порядке взаимодействия регистрирующих органов при регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (п.1 ст.15); о форме заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (п.1 ст.17), и о форме заявления о внесении изменений в государственный реестр (п.2 ст.17); о форме заявления о государственной регистрации ликвидации юридического лица (п.1 ст.21); о порядке и сроках передачи регистрирующему органу регистрационных дел юридических лиц, существующих на день вступления Закона в силу (п.2 ст.26). В настоящее время такие акты Правительством РФ приняты, и ссылки на них приведены в настоящей работе.

     3. Пункт 3 также содержит поручение Президенту РФ и Правительству РФ привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Законом. Это поручение выполнено.

     4. Помимо приведения в соответствие с Законом нормативных актов федерального уровня, должны быть отменены соответствующие нормативные акты субъектов Федерации. Создание и деятельность юридических лиц составляют предмет гражданско-правового регулирования, а в соответствии с п."о" ст.71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

     5. Согласно ст.4 ФЗ от 23.06.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" указанные в нем изменения и дополнения вступают в силу с 1.01.2004 г.

     Залесский В.В.

     *(1) - в части сведений о государственной регистрации юридических лиц, специальный порядок регистрации которых установлен федеральными законами;

     *(2) - в части сведений о государственной регистрации юридических лиц, сообщаемых в указанные органы в соответствии с их территориальной принадлежностью).

     *(3) В тексте ФЗ "О национально-культурной автономии" (СЗ РФ, 1996, N 25, ст.2965) нет прямого указания на предоставление автономии статуса юридического лица. Однако признание автономии субъектом права собственности и иных имущественных прав (см. ст.17, 18) свидетельствует о том, что автономия является субъектом гражданского права. В настоящее время зарегистрировано несколько национально-культурных автономий: Федеральная национально-культурная автономия татар Российской Федерации, Федеральная национально-культурная автономия " Российские немцы" и др.

 

Все размещенные здесь материалы выложены исключительно с целью ознакомления. Любое коммерческое использование без согласия автора  запрещено